Самый обсуждаемый фильм 2017 года, на который многие мои знакомые обещали пойти чуть ли не трижды (чтобы сделать кассу и поддержать режиссера) лидером проката пока не стал. По данным единой авторизированной информационной системы российского Фонда кино, за время показа картину посмотрели чуть больше 821 тысячи человек, а кассовые сборы «Матильды» составили 225 млн рублей. Это, честно говоря, довольно странно, учитывая свистопляску, развернувшуюся вокруг «Матильды». Суббота, полдень. Зал кинотеатра, рассчитанный на 40 человек, занят лишь на четверть, хотя у касс столпотворение. Посмотреть «Фиксиков» или «Последнего богатыря» людям, кажется, хочется сильнее, чем полтора часа следить за душевными метаниями последнего русского монарха. Или это угрозы сработали? Фото: hellomagazine.com Как бы там ни было, «Матильда» достойна того, чтобы потратить на нее время. Во-первых, это красиво. Красивые лица, красивые интерьеры дворцов парадного Петербурга, легкость балетных пачек и строгость военных мундиров – все то, без чего вообще нельзя представить себе царскую Россию, то, на что просто приятно смотреть. А во-вторых, «Матильда», в отличие от многих российских фильмов, совсем не пошлая. Недостаточно глубокая и местами перегруженная деталями – да. Но никакой пошлости в фильме нет. Самое, пожалуй, ценное в «Матильде» то, что картина не претендует на историческую достоверность. Это художественный, а не документальный фильм. И в нем акцент сделан не на эротических сценах (кстати, все очень целомудренно и скромно!) или на высмеивании царя, как утверждали противники фильма, а на внутренней борьбе наследника престола. Все эти метания, беготня, резкие движения Николая на экране прямо кричат о том, какая битва разворачивается у него внутри. Битва между «хочу» и «должен», между страстью и необходимостью подчиниться. Акцент сделан не на эротических сценах или на высмеивании царя, а на внутренней борьбе наследника престола. Говорят, что Николай на экране получился подкаблучником, которого в разные стороны тянут аж три женщины сразу: мать (Ингеборга Дапкунайте), будущая императрица Александра Фёдоровна (Луиза Вольфрам) и возлюбленная – балерина Мариинского театра Матильда Кшесинская (Михалина Ольшанская). Но послушайте, друзья, в этот момент Николай еще не император, он юный, трогательный и неопытный наследник, которому предстоит взять на себя ответственность за огромное государство. Или что, он не человек и не имеет права на страх и панику? Вообще, если абстрагироваться от образа императора и представить любого другого человека – да хотя бы себя – все сразу становится на свои места. Ты еще молод, пока не умеешь и, честно говоря, не хочешь отказываться от того, что тебе важно. Но ты все же должен подчиниться обстоятельствам. И что, прямо сразу покоришься? Вряд ли. Фото: kanobu.ru Понять, в чем противники «Матильды» усмотрели оскорбление чувств верующих, мне за полтора часа так и не удалось. То ли я не достаточно умна, то ли не вполне серьезно отнеслась к этому анализу, но даже намека на что-то оскорбительное не нашла. Зато финальная сцена очень тронула. Именно в тот момент, стоя на коленях перед обозами раненых и погибших в давке на Ходынке, киношный Николай окончательно подчиняется своей судьбе. Все, что было до этого: Матильда, метания и желание сбежать – осталось в прошлом. Это ли не пример христианского смирения? Кстати, про Николая. Но не про императора, а про актера. Очень хочется сказать Наталье Поклонской: внимательнее нужно проверять информацию, прежде чем делать громкие заявления. Это я про якобы порнографическое прошлое Ларса Айдингера. Напраслину на человека возвели, а он, между прочим, обладатель престижных премий и режиссер берлинского театра «Шаубюне». Стыдно за вас, госпожа депутат. Фото: Rock Films Вообще, знаете, есть такой субъективный показатель качества кино. Если фильм хочется посмотреть еще раз, значит, это хороший фильм. «Матильду» я бы, пожалуй, пересмотрела. А вы? Мнение авторов публикаций в рубрике «Свободная площадка» может не совпадать с позицией редакции.