пришлите новость

Рустем Шайахметов: «Транспортный коллапс в Уфе случится неожиданно»

17:11, 18 июня 2021

| c4129

Пока градостроители борются с легковым автотранспортом, на городские дороги массово выйдут беспилотники

Рустем Шайахметов: «Транспортный коллапс в Уфе случится неожиданно»

Появление агрегаторов такси произвело маленькую революцию в российском общественном транспорте, обеспечив рост рынка на 5‑8% в год за последние 8 лет. Годовой объем в денежном выражении оценивается примерно в 700 млрд рублей. В настоящее время регулярно пользуются такси более 15% населения, постоянно передвигающегося на пассажирском транспорте.

По темпам роста не отстает и каршеринг (автоматизированный почасовой или поминутный прокат автомобиля). В 2018 году объем услуг в этой сфере увеличился в 5 раз и достиг 7 млрд рублей. Даже в 2020 пандемийном году выручка каршеринговых сервисов увеличилась на 9% и составила 22,4 млрд рублей.

Появление автомобилей-беспилотников пятого уровня автономности, передвигающихся без участия человека, сформировали новые реалии. Причем, если ранние модели были с водительскими местами, то сейчас доминируют модели без них, как в прототипе электромобиля-беспилотника «ФЛИП», разработанного SberAutoTech.

 беспилотный авто.jpg

Автомобиль-беспилотник «ФЛИП». Фото press.sber.ru

В мире активно готовятся к появлению беспилотников на дорогах. В ФРГ будет разрешено их использование с 2022 года, уже определены сферы применения: деловые поездки, пассажирский транспорт, логистика, доставка грузов, рейсы в медицинские центры и дома престарелых, развозка сотрудников.

Правительство России утвердило соответствующую концепцию, в Госдуме рассматривается законопроект, определяющий правила использования беспилотников. Уже в 2024 году федеральные трассы М-11 и М-12 будут адаптированы для беспилотного транспорта. Видимо, в ближайшем будущем роботы-автомобили станут такой же обыденностью как смартфоны. Поэтому следует ожидать появления беспилотников на дорогах России в ближайшие 5–10 лет, что кардинально изменит ситуацию на рынке транспортных услуг, так как произойдет объединение такси с каршерингом и снизятся цены на их услуги, которые будут сопоставимы с тарифами на маршрутный общественный транспорт. Вследствие этого число жителей, которые будут пользоваться услугами маршрутного общественного транспорта, будет резко сокращаться. Это предполагает, что интенсивность движения на улицах городов увеличится, а пропускная способность уже сейчас не справляется с существующей нагрузкой.

Главная проблема появления автомобилей-беспилотников – не нормативно-правовая и не технологическая. Всё упирается в инфраструктуру. Основной тренд сегодня – борьба с легковым автотранспортом и приоритетное развитие маршрутного транспорта. Как следствие, не увеличивается пропускная способность, что, вероятно, станет причиной массовых коллапсов.

Перспектива упадка пассажирского транспорта из-за беспилотников выглядит крайне тревожно. Власти должны сформировать понимание причинно-следственных связей между ростом рынка такси‑беспилотников, загруженностью дорог и падением популярности маршруток.

При планировании городского пространства надо учитывать все факторы и предусматривать место всем. В городе необходимы большие дороги, развязки, равно как и общественный транспорт. Самое главное – меньше использовать существующие стереотипы. В свое время Уинстон Черчилль сказал: «Генералы всегда готовятся к прошедшей войне», то же самое сейчас можно сказать и о наших градостроителях, они планируют городское пространство из реалий прошлого века. А мир изменился, решения устаревают.

Сейчас идет активная подготовка генплана Уфы, и очень хочется, чтобы происходящие изменения были учтены. Это позволит в будущем избежать транспортных коллапсов и повысить мобильность уфимцев. Будет печально, если повторится ситуация с электросамокатами, когда они массово используются, а соответствующей инфраструктуры нет.


Мнение автора может не совпадать с мнением редакции


ПОДЕЛИТЬСЯ










последние новости


Загрузка...

© Права защищены. 2021

Яндекс.Метрика