19 июля – ровно 5 лет, как башкирский парламент доверил Рустэму Хамитову управлять огромным регионом в центре страны. Мы решили проанализировать плюсы и минусы его пятилетки. РЗХ: Работа, зарплата и хата Надо отдать должное главе Башкирии, когда он пришел на пост президента республики, то сразу же обозначил приоритеты в своей политике. «Главные приоритеты работы правительства определены, их три: это обеспечение людей работой, обеспечение людей достойной зарплатой, предоставление людям доступного жилья», – сказал он осенью 2010 года. В среде телевизионщиков тут же придумали, как обыграть эти приоритеты, и по-своему расшифровали аббревиатуру РЗХ (Рустэм Закиевич Хамитов): Работа, Зарплата и Хата. То есть народу эти задачи были понятны и понравились. Что же удалось сделать за пять лет в этих направлениях? Безработица снизилась, но из Башкирии уезжает молодежь Уровень общей безработицы (по стандартам МОТ) в Башкирии за пять лет снизился с 8% до 5,2%. По данным минтруда республики, в конце 2010 года в регионе насчитывалось 165 400 безработных (в соответствии со стандартами МОТ) при численности экономически активного населения в 2 062 500 человек. К концу 2014 число безработных уменьшилось до 103 900, впрочем, стало меньше и тех, кто был способен трудиться – 1 996 700. Если сравнить эти цифры, то можно предположить, что за пять лет примерно 65 тысяч человек уехало из Башкирии, при этом безработных стало меньше на 61 тысячу. То есть за пять лет общее количество рабочих мест выросло примерно на 4 000. Факт того, что молодежь продолжает уезжать из республики, признал и Рустэм Хамитов, отвечая на вопросы журналистов сразу после саммитов БРИКС и ШОС. «Очень обидно, что продолжают уезжать молодые, симпатичные, толковые, умные ребята, – сказал Рустэм Хамитов. – Они уезжают учиться в другие города». Зарабатывать стали больше, но от России отстаем по-прежнему Средняя зарплата в Башкирии за пять лет выросла с 16 271,9 руб. (октябрь 2010) до 24 973,7 руб. (октябрь 2014). Сама по себе эта цифра ни о чем не говорит, многие тут же вспоминают про «среднюю температуру по больнице». Мы решили сравнить среднюю зарплату с прожиточным минимумом в регионе на тот же период. В 2010 году средняя зарплата в Башкирии превышала прожиточный минимум в 2,97 раза, а в 2014 – в 3,25 раза. От среднероссийского уровня республика по этому показателю отставала в 2010 году на 0,44 пункта, а в 2014 – на 0,47. То есть при анализе внешне красивых статданных обнаруживается, что в Башкирии граждане стали жить хуже, чем в среднем по России. Если вы на вашу зарплату можете купить меньше, чем среднестатистический россиянин, и это отставание только усилилось, значит, регион развивается не теми темпами или что-то не так в социальной политике. «У нас среди получающих заработную плату почти 60 процентов имеют зарплату меньше 20 тысяч рублей», –сказал Рустэм Хамитов в марте 2015 года на одном из совещаний. Жилья строим больше, но его все равно мало и оно далеко не всем доступно По данным Башстата, в 2010 году в республике было построено 2 006 300 кв. м жилья, в 2014 – уже 2 651 000 кв. м. Большую часть по-прежнему строят сами граждане, на их долю в прошлом году приходилось 63,7% введенного жилья. При этом Башкирия по итогам 2014 года заняла 12 место в Приволжском федеральном округе по обеспеченности жильем на душу населения. Показатель на одного человека в республике составил 23,7 кв. м (2010 – 21,5 кв. м), меньше только в Пермском крае и Удмуртии. Татарстан занял седьмое место по обеспеченности жильем на одного человека (24,7 кв. м). Но даже если дом и построен, его еще надо купить. А учитывая данные по уровню доходов, жилье доступнее за эти пять лет не стало. «Наши люди зарабатывают немного: в среднем 21-22 тысячи рублей, а в сельской местности — 14 тысяч рублей. Этого недостаточно для того, чтобы покупать квадратные метры», – подчеркнул Рустэм Хамитов на ежегодной пресс-конференции в 2014 году. Злополучный рейтинг Из-за этого рейтинга в Башкирии сразу два высокопоставленных чиновника поменяли место работы. Агентство стратегических инициатив в июне этого года на Петербургском международном экономическом форуме обнародовало данные первого Национального инвестиционного рейтинга. Можно себе представить настроение главы региона, когда при таком пристальном внимании к Башкирии накануне саммитов БРИКС и ШОС вдруг выясняется, что республика, заняв 40-ю позицию, не попала ни в лидеры рейтинга, ни даже в группу регионов, комфортных для ведения бизнеса. При этом давний и негласный соперник-сосед Татарстан возглавил тот самый рейтинг. После возвращения из Петербурга Рустэм Хамитов подписал указ об отставке вице-премьера Евгения Маврина (курировавшего экономический блок) и министра экономического развития Александра Васильева. Одной из основных причин этих отставок назывались низкие позиции Башкирии в Национальном инвестиционном рейтинге. Сам рейтинг составлялся впервые в этом году по поручению Владимира Путина с учетом мнений представителей бизнеса, деловых объединений, федеральных и региональных органов власти и независимых экспертов. Пикантность ситуации заключается в том, что накануне питерского форума Рустэм Хамитов впервые выступил с инвестиционным посланием, в котором очертил приоритеты работы по привлечению инвестиций в регион. Да и ранее эта тема всегда была в зоне его особого внимания. «Макроэкономические показатели и статистика – это одно. А стало ли конкретным бизнесменам работать легче – другой вопрос. Можете ли вы сейчас сказать, что им стало легче?» (Из выступления Р. Хамитова на Совете по улучшению инвестиционного климата 26.02.2013 г.) Так что же не заладилось? Почему Башкирия так отстала от своих соседей? Экперт-региональщик Наталья Зубаревич, профессор кафедры экономической и социальной географии России географического факультета МГУ, считает, что дело в «консолидации элиты»: - Если говорить о вечном соперничестве с Татарстаном, то Башкирия заметно от него отстала по инвестиционной активности. Причин этому много: Татарстан гораздо лучше привлекает средства из федерального бюджета, и не только на Универсиаду, в республике остается больше нефтяных доходов, которые идут на инвестиции, более активно привлекаются и российские, и зарубежные специалисты. Благодаря многолетним субсидиям агросектор в более конкурентоспособном состоянии. АПК и торговля сумели выйти за пределы региона, тот же «Бахетле» активно развивает свою торговую сеть в Москве. Но самое главное – в Татарстане руководство сумело консолидировать местную элиту, поэтому они работают более эффективно. Насколько мне известно, Рустэму Хамитову два года пришлось потратить только на то, чтобы решить проблемы с главами администраций, назначенными еще при Рахимове. И консолидации элиты в республике пока нет. А без единой команды работать намного сложнее. Главу Башкирии не раз обвиняли в неумении консолидировать местную элиту. Кадровые перестановки в правительстве РБ случаются с завидным постоянством. Если не брать во внимание октябрь 2014-го, когда после своей победы на выборах Рустэм Хамитов отправил в отставку все правительство и потом не всех вернул на место, то за время своего правления он уволил более 20 министров, назначенных им самим же. Заместителей руководителей органов госвласти за это время было уволено около 70-ти. Может быть поэтому сегодня нет таких ярких руководителей, министров, какими были в свое время Раиль Сарбаев, Хамит Мавлияров, Радий Хабиров и другие. Из местных политиков сегодня на слуху только сам глава республики. Безусловно, когда вся власть замыкается на одном человеке, то с инвестициями и получением федеральных траншей работать сложнее, считает директор Центра региональной экономики Юрий Корчагин. "Каждый ведь должен привлекать в свою отрасль средства, работать с инвесторами, с федеральными чиновниками. Связи, отношения выстраиваются годами, поэтому важно сразу назначать компетентного человека, который будет работать несколько лет, а не месяцев". Саммиты – шанс, который надо использовать Оценивая деятельность Рустэма Хамитова на посту главы региона, почти все эксперты в качестве его достижений называют проведение саммитов БРИКС и ШОС в Уфе. Действительно, мало городов в России удостаиваются чести проводить столь крупные международные форумы. В то же время мало только «засветиться» на карте мира, надо еще и использовать преимущества достигнутой таким образом узнаваемости. Конкуренцию в борьбе за инвестора республика проигрывает, например, Татарстану или Калужской области. А вот первые сигналы о том, что подготовка к саммитам прошла не без проблем, уже поступили. Министерство внутренних дел Башкирии расследует факты невыплаты зарплаты строителям, работавшим на объектах саммита. Сам Рустэм Закиевич лучше других понимает, что саммиты можно было использовать в интересах региона, но не все удалось сделать для этого. По крайней мере, он признался в этих недоработках сразу после саммитов. «Если бы нам удалось в федеральных структурах доказать необходимость получения ресурсов, то, наверное, мы смогли бы построить железную дорогу, второй объездной путь, который на сегодняшний день нам очень нужен. Это объезд Уфы с юга через Чесноковку с выходом на Шакшу. Мы не смогли добиться выделения федеральных денег на строительство второй очереди Затонского моста. Мы строим этот мост за свои деньги. Цена большая – 5 млрд рублей, – но я очень надеюсь на то, что осенью 2016 года мы этот мост запустим в эксплуатацию. Он нам нужен, как воздух. У нас аэропортовская сторона загружена под завязку. Это, наверное, то, что мы могли, может быть, получить, но нам этого не удалось. Хотя, конечно, первоначальные заявки были следующие: «Ура, получили саммиты, сейчас десятки миллиардов на нас золотым дождем прольются». Не пролилось. Я не могу сказать, что ни капли, но «дождичек» был редкий». Хорошо, конечно, что нашлись собственные средства для таких объемных целей, но не пострадают ли при этом простые жители? В Башкирии темпы инфляции выше уровня роста зарплат в 73 раза. Такие выводы сделали специалисты компании «Финэкспертиза», которые провели соответствующие исследования по всей стране. Показатель нашей республики является самым негативным среди других регионов. Так, вслед за нашей республикой по разрыву показателей идут жители Новгородской области – их цифра составляет 33,6 раза. В 23 раза инфляция обогнала рост зарплат в Брянской и Псковской областях, в 11 и 10 раз – в Республике Алтай и Курской области соответственно. Мнения экспертов Мы попросили экспертов ответить на эти вопросы: 1. Как в целом вы оцениваете деятельность Хамитова на посту главы региона? 2. Какие плюсы он принес региону? 3. Каковы минусы его правления? 4. Как вы оцениваете его перспективы – среднесрочные и долгосрочные? Политолог Константин Калачев, руководитель «Политической экспертной группы»: 1. Удовлетворительно. 2. Саммит БРИКС и ШОС в Уфе прошел на достойном уровне. Хотя это общая заслуга. 3. Минусы – производное от личностных и деловых качеств. Хамитова трудно отнести к полноценным политическим тяжеловесам и драйверам развития своей территории. КПД использования ресурсов и возможностей республики мог бы быть и больше. 4. Хамитов вполне устраивает федеральный центр, а значит среднесрочные перспективы у него очевидные – остаться главой. Дальнейшее будет зависеть от ситуации в стране. На роль антикризисного управляющего Хамитов не очень годится. Нет в нем пассионарности, драйва и уверенности. Впрочем, пассионарию легко попасть под подозрение. Он всем удобен – это главное. Рывка Башкирия с ним не совершит, но и очевидные провалы будут вряд ли. Политолог Станислав Шкель, доцент кафедры политологии, социологии и связей с общественностью УГНТУ: 1. Его работу я в целом оцениваю позитивно. 2. В существующих условиях централизации ресурсов у федерального центра и при достаточно непрозрачном распределении трансфертов из центра в регионы важнейшим фактором экономического развития субъектов сегодня стала степень интенсивности формальных и неформальных связей региональной элиты с федеральной. Приход Хамитова ознаменовал конец крайне неровных и зачастую конфликтных отношений республики с центром, что благоприятно отразилось на величине потоков финансовых трансфертов в пользу Башкирии. Решение о проведении ряда мероприятий федерального значения в Уфе, главными из которых стали прошедшие международные саммиты, служат этому ярким подтверждением. Новые экономические подходы Р. Хамитова, направленные на экономическую открытость и привлечение инвестиций, я тоже оцениваю как безусловный полюс. Общая либерализация общественной жизни, обновление элиты, приход новых людей на управленческие позиции и другие новшества, привнесенные Р. Хамитовым, хотя и привели к некоторым проблемным ситуациям, но в целом благоприятно отразились на развитии основных социальных и экономических сфер республики. 3. Рустэм Хамитов изначально не имел своей команды и был лишен поддержки элит. Это создало естественные проблемы, кадровую чехарду и, как следствие, эффекты управленческого хаоса и определенной непоследовательности. Новые кадры, часто назначаемые по принципу лояльности, а не компетенций, далеко не всегда демонстрируют эффективность. Кроме того, на мой взгляд, важнейшая ошибка первых лет Хамитова была связана с несколько нереалистичной оценкой проблем и перспектив развития республики. Отсюда фантастические лозунги и цели, вроде идеи смарт-общества, масштабной модернизации транспортной структуры Уфы и прочее. При значимости и верности этих задач сроки реализации и конкретные пути их решений были ошибочны. В результате сегодня мы наблюдаем некоторое разочарование в разных социальных группах, которые не увидели реализации обещанного, и первоначальный энтузиазм людей, связанный с приходом нового главы региона, сегодня существенно спал. 4. Экономические показатели республики сегодня сравнительно с другими регионами России достаточно приличные. Однако политическая выживаемость губернаторов в современной России куда в большей степени зависит от способности главы региона обеспечить электоральную поддержку президенту страны и «партии власти». До сих пор Рустэму Хамитову это удавалось сделать. Если все показатели будут сохранены после электорального цикла 2016-2017 гг., то, как мне представляется, шансы у него пойти на следующие выборы главы региона с поддержкой федерального центра достаточно высоки. Пока, на мой взгляд, для Р. Хамитова ничего не предвещает каких-либо значимых проблем. Завкафедры политологии, социологии и связей с общественностью УГНТУ Эдуард Гареев: - В течение этих пяти лет Рустэм Хамитов шел по восходящей. Первые годы ему явно не хватало опыта хозяйственника. Сейчас ситуация иная. Он сумел выстроить отношения с федеральным центром, и он там на хорошем счету. Он сумел провести в Уфе саммиты БРИКС и ШОС и получил слово президента страны, что столица Башкирии будет и дальше рассматриваться как место для проведения крупных российских и международных форумов. И уже есть хорошие новости: в октябре в Уфе пройдет первый форум «Малый бизнес регионов стран-участниц ШОС и БРИКС», а в январе 2016 – встреча министров труда этих же стран. Другой плюс в его копилку: при поддержке президента России республика получила акции «Башнефти», это помимо налогов еще и дивиденды в бюджет региона. Понравилось мне и то, что Хамитов наладил диалог с республиканской элитой, в том числе в известной мере и с национальной диаспорой. Из минусов назову ситуацию с заводом «Кроношпан». Все-таки при продвижении таких проектов, пусть и необходимых региону, нужно готовить общественное мнение. В этом есть и вина его окружения, там много молодежи, у них мало опыта. Они должны усвоить этот урок: с народом надо говорить. Это тот момент, который еще не до конца отработан в той элите, на которую опирается Рустэм Хамитов. Надо и с оппозицией вступать в диалог, конфронтация никогда не идет на пользу. Обе стороны должны идти на компромиссы для общего блага. Николай Петров, руководитель Центра политико-географических исследований, профессор политологии НИУ ВШЭ, сравнил принципы назначения руководителей регионов с 90-ми годами. Применительно к нашему региону его соображения тоже кажутся актуальными. «Сегодня Россия если и является федерацией, то, скорее, федерацией корпораций, чем регионов, – рассуждает Николай Петров. – Именно корпорации — «Газпром», ЛУКОЙЛ, РЖД, «Роснефть», «Ростех» и другие — генерируют и контролируют основные финансовые потоки в стране. Они же зачастую проводят близких им людей на посты губернаторов в нужных регионах. Этим нынешняя региональная политика отчасти похожа на 1990-е… В целом логика губернаторских замен остается прежней: кандидаты подбираются в основном по принципу лояльности и аффилированности с крупными кланово-корпоративными структурами. В итоге система управления на региональном уровне деградирует, причем ослабление губернатора влечет ослабление всей региональной пирамиды власти». (function(d, s, id) { var js, fjs = d.getElementsByTagName(s)[0]; if (d.getElementById(id)) return; js = d.createElement(s); js.id = id; js.src = "//vk.com/js/api/openapi.js?116"; fjs.parentNode.insertBefore(js, fjs); }(document, 'script', 'vk_openapi_js')); (function() { if (!window.VK || !VK.Widgets || !VK.Widgets.Post || !VK.Widgets.Post("vk_post_-25561502_22315", -25561502, 22315, 'xXWbIFS_F_SAdb-he4bkY3ANEA', {width: 500})) setTimeout(arguments.callee, 50); }());