Сегодня, когда российская наука переживает не лучшие времена, необходимо пристальное внимание к научной деятельности уже со школьной скамьи. Есть возраст, в котором почти каждый ребенок хочет стать ученым. Это время, когда школьные занятия еще не отбили интереса к учениям и исследования кажутся романтичным и увлекательным занятием. И если в этот момент предложить детям заняться настоящей наукой, то это почти наверняка спасет их от равнодушия к сухим школьным дисциплинам. Исследовательская деятельность ребенка выступает «витамином» интереса к науке, которого часто не хватает школе. В той или иной мере сегодня исследовательской работой занимаются все учащиеся школ. Это могут быть простые теоретические изыскания, посещение научных лабораторий или кружков. В этом деле важно, чтобы труд ребенка был оценен и подхвачен взрослым ученым. На практике это означает, что исследование школьника желательно проводить, помимо учителя, совместно и с вузовским работником, который своим опытным взглядом мог бы оценить труд, скорректировать его и, в конце концов, попытаться вытянуть юного исследователя в поле серьезной науки. Такой подход активно реализуется в Башкирском государственном педагогическом университете им. М. Акмуллы (БГПУ). Здесь ученые, выезжая в города и районы республики, непосредственно работают с детьмиисследователями. Лучше всего это развито в направлении экологии и топонимики. Финансовую поддержку в этом важном деле вузу уже несколько лет оказывает Благотворительный фонд «УРАЛ». Экологическое направление работы юных исследователей ведет декан естественногеографического факультета БГПУ, доктор биологических наук Наталья Суханова. Под ее руководством осуществляется непосредственное взаимодействие ученых со школьниками, занимающимися в экологобиологических центрах проблемами ботаники, зоологии, микробиологии и охраны окружающей среды. Ребенок, включенный в исследовательскую деятельность и работающий в сообществе настоящих ученых, получает самое настоящее образование – образ будущей профессии, жизнедеятельности, мировоззрения и т. д. Главным двигателем топонимического направления исследований школьников является доктор филологических наук, профессор Минсылу Усманова. Здесь дети занимаются изысканиями в области диалектологии и ономастики. Преподаватели БГПУ работают со школьниками и посредством дистанционных научных конкурсов. Олимпиады и конференции собирают безусловно талантливых, одаренных детей. Но с психологической точки зрения это разные типы одаренности. В первом случае (дети – участники олимпиады) наблюдается интеллектуальная одаренность, которая выражается в том, что дети проявляют себя знающими, интеллектуально развитыми, способными к углубленному обучению личностями. Во втором случае, когда дети занимаются исследовательской, творческой деятельностью, можно говорить о творческой одаренности. И если первые, как отмечают психологи и педагоги, – «пожиратели знаний», «энциклопедисты», то вторые – «созидатели нового», «творцы», «открыватели» знаний, «исследователи». Тематика и глубина исследований школьников, которые проводятся при кураторстве ученых БГПУ, зачастую просто удивляют. Дети проводят изыскания, подкрепленные сбором данных, многофакторными лабораторными экспериментами, полноценными опросами и различными замерами, основанными на научных методиках. Например, в работе Камилы Галиной (10 класс, Башкирская гимназия № 102 г. Уфы) «Оценка качества водопроводной воды по разным районам Республики Башкортостан» автор, исследуя пробы водопроводной воды из Абзелиловского, Баймакского, Благовещенского, Буздякского, Кармаскалинского, Чишминского районов и г. Уфы, пытается ответить на вопрос: какую воду мы пьем? Максим Морозов (5 класс школы № 104 г. Уфы) в статье «Влияние разлива газоконденсата на сосновые насаждения Дёмского района г. Уфы» рассматривает экологические последствия прорыва конденсатопровода высокого давления «Оренбург – Салават – Уфа», произошедшего 15 мая 2016 года в районе д. Сергеевки. Работа ученицы 9 класса белорецкой школы Л. И. Утябаевой «Оценка экологического состояния атмосферного воздуха г. Белорецка методом лихеноиндикации» представляет интересную методику определения загрязненности воздуха с помощь лишайников. Топонимические исследования школьников тоже не менее интересны. Детский глаз более зоркий и нередко выявляет факты и материалы, которые взрослый ученый может не заметить. Смысл названий географических объектов родного села раскрывает Карина Вайсеева в статье «Микротопонимы с. Базитамак Илишевского района». И это исследование более чем познавательно! Галия Юмагулова в работе «Некоторые различия между литературным языком и разговорной речью жителей д. Новояушево», опросив жителей и проанализировав литературу, приводит интересные результаты исследования, которые показывают широту и богатство башкирского языка, силу трех, двух и даже одной буквы. Д. С. Королёва в статье «Страна топонимов – семь учалинских чудес» изучает происхождение названий достопримечательностей района и путем экспертного опроса выявляет из общего числа семь чудесных мест. Вообще, любые исследования школьников, связанные с краеведением, представляют большой интерес и крепко к себе притягивают. БГПУ научные работы детей ежегодно издает в виде 46 сборников статей. Поддержку вузу в этом оказывает Благотворительный фонд «УРАЛ». Для школьника увидеть свою публикацию в солидном сборнике – это огромная радость, дорога в мир науки. Дети рождаются учеными, они любознательны по природе своей и ежедневно развивают собственные идеи о том, что видят и слышат. Поэтому важно со стороны взрослых создавать условия для развития детей, не гасить их желание познавать этот мир снова и снова. Исследования, пусть даже совсем несложные, – это отличная альтернатива компьютерам и смартфонам. Сумейте увлечь этим своего ребенка. Ведь вы, родители, – его главные учителя. Справка: ОНОМАСТИКА (от греческого onoma – «имя») – раздел языковедения, изучающий собственные имена людей, животных, мифических существ, названия племен и народов, стран, рек, гор, людских поселений. Часть ономастики, посвященная изучению географических названий, обычно выделяется в топонимику. ДИАЛЕКТОЛОГИЯ – раздел языкознания, изучающий местные, территориальные разновидности языка, диалекты.