пришлите новость

WhatsApp Telegram

Общество к нам не готово: как устроена жизнь «особых» детей в Уфе

15:41, 30 мая 2017

Есть такое понятие у коррекционных педагогов – условно здоров. Это означает, что полностью здорового человека сейчас не найти. Это значит, что каждый из нас может в любой момент заболеть, получить травму и попасть в категорию людей с ограниченными возможностями.

«Мы очень много встречаем ребят, которые внешне физически здоровы, но это не значит, что у них нет проблем. Так или иначе, проблемы есть у всех. Просто у наших детей они сразу бросаются в глаза», – говорит заместитель директора по учебно-воспитательной работе Елена Соловьева.

Корреспондент ProUfu.ru провел один день в школе-интернате , где нет злобы и зависти. Где учатся очень умные и добрые дети, которых тоже нельзя обижать.


Шестой вид



Прозвенел звонок. В школе началась перемена – время игр, детского смеха, беготни. Минута и пустой коридор заполнился детьми, слышатся звонкие голоса, крики, смех. Вот только по коридорам никто не бегает – многие хромают, некоторых ждут ходунки, некоторым, чтобы передвигаться, нужна помощь учителей.

Коррекционная школа–интернат № 13 находится в Уфе. Это единственное место во всей республике для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Здесь могут учиться дети с врожденными патологиями или же те, кто получил травму после несчастного случая. Но, как признаются педагоги, сейчас сюда попадают ребята с совершенно разными диагнозами в пухлых карточках.

– С детьми-инвалидами нелегко работать. Когда сюда идут педагоги – знают об этом. В большинстве случаев те, кто выдержал год, прошел за это время огонь, воду и медные трубы, остаются тут работать надолго. Наши дети с ограничениями, но они, в первую очередь, дети. Они очень стараются, им все интересно. Мы понимаем, что когда они выйдут из школы, у них будет совсем другая жизнь – суровее, безразличнее. Мы стараемся их к этому подготовить, но при этом продлить и сохранить детство, – рассказывает Елена Соловьева.

Обучение проходит с 1 по 12 класс. Для некоторых детей последний звонок может прозвенеть и в 20 лет. В основном для ребят с задержками в умственном и психическом развитии.

– Новое время заставляет коррекционного педагога становится универсалом. И это правильно – так как часто, например, двигательные нарушения влекут за собой речевые проблемы и так далее. Раньше школы делились по видам – для незрячих, для глухих, с задержкой в психическом развитии. Наша была шестого вида – для ребят с нарушениями опорно-двигательной функции. Сейчас таких статусов нет. Нам нужно работать со всеми.

Мы идем по коридору, Елена Сергеевна останавливается и просит обратить внимание, что все стены расписаны: «Здесь очень разные дети, есть очень сложные случаи. Когда я только начинала воспитателем, мне было очень страшно. Я вообще очень сентиментальна, чуть что – сразу в слезы. В общем, мы решили, что стены должны быть расписаны. Обстановка в этом месте не должна быть гнетущей. Здесь все должны дышать легко».


Их принять не готовы


Мы идем дальше. Заходим в кабинет. В кабинете стоит несколько столов, на каждом компьютер с открытым скайпом. В скайпе работают учителя с теми, у кого возможности получать знания за школьной скамьей нет. Преподаватели уверены – лучше, если ребенок с ограниченными возможностями будет находиться в обществе. Но такая возможность есть не у всех. Для них есть учебный центр дистанционного образования. Но, как призналась заместитель директора, и таких детей по возможности стараются привлекать к школьной жизни, а иначе им будет дальше еще сложнее.

– А что будет после школы? Готово ли общество принять ребят адекватно?

– Нет, не готово, – к нашему разговору присоединяется старший преподаватель Танзиля Фаризовна. – Когда дети уходят отсюда, мы зачастую не знаем, что с ними происходит. Но мы знаем, что многие выходят из интерната и понимают, что их в социуме принимать не готовы. В школе своего рода Эдем. А там.. У всех людей ведь разные взгляды. Но нам есть, что на это сказать – если человек родился или стал не таким, как все, это не значит, что он изгой. В жизни все равны. Сегодня ты здоров, а на завтра, будь добр,  не зарекайся.

Поэтому здесь постоянно кипит жизнь. Каждого ребенка в школе стараются отправить на мероприятия, в культурно-оздоровительные поездки. В прошлом году ученики в первый раз выехали в Санкт-Петербург, а потом их позвали в Москву на Кремлевскую елку, а затем была Абхазия, в планах Крым.

– Для детей это шок, они же никогда ничего подобного не видели и не испытывали – признается Елена Сергеевна.


Егор


Егора в школу привела бабушка. Этот мальчик – особенный. У него аутизм. Таким детям сложно адаптироваться в незнакомом месте. Егор долго привыкал к новой обстановке. Сначала приходил только на праздники, затем начал осторожно работать на уроках, ночевать  в интернате он не остается.

– Егор, ты куда там забрался? Не сломаешь себе ничего?

– Неа, - весело откликнулся мальчик.

Сегодня Егор учится не хуже других, хотя работать с ним педагогам нужно осторожно – не давить, не кричать, не требовать более, чем он сможет предложить сам. Но уже сейчас он не один.


Данил


Данила привел в школу дедушка. Мальчик долгое время не разговаривал. Почему, никто не знает. С ним не занимались мама и папа. С мальчиком по всем инстанциям, учебным и медицинским учреждениям бегал его дед. Для него было важно, чтобы внук заговорил, чтобы смог сам сходить в магазин, постоять и ответить за себя. Данила взяли в школу. Не сразу, постепенно, он начал разговаривать. Сейчас у него есть друзья. Он отличается от других. Но они с Егором весело возятся в игровой комнате, что-то рисуют, бегают.

Паша


– Паша наш любимчик, – с гордостью говорит завуч, – Он у нас призер всероссийских соревнований по плаванию. С каждым днем меняется в лучшую сторону. Похудел, вытянулся.

У Паши синдром Дауна. Совершенно беззлобный, добрый, улыбчивый мальчик. Как только мы вошли к нему в класс, Паша расплылся в улыбке и помахал рукой.

Паша в школе своего рода сын полка. Он такой один. Ему, можно сказать, повезло – у него есть любящие родители. Но так везет далеко не всем.


Карина и Игорь


У Карины и Игоря тоже есть родители. От Карины они отказались, у Игоря лишены родительских прав. «Сильно пьющие, но это так практически всегда и бывает в таких историях. Вообще сейчас отказников очень много», – тихо комментирует Елена Сергеевна.

Карина выросла в Стерлитамакском детском доме, а Игоря недавно перевели в Уфу из Юмагузинского. У Карины ДЦП, у Игоря вдовесок к ДЦП немного деформированы кисти рук. Карина много времени проводит в так называемой гостевой семье. Это когда заключается на определённое время договор и ребенок может приходить в этот период в гости. Но только на этот период.


Игорь знает свою семью. У него есть бабушка, брат, сестра, но он с ними не общается. Из школы-интерната в детский дом им возвращаться не хочется. «На это есть свои причины», – объяснила Карина, а Игорь просто пожал плечами. 




Следите за нашими новостями в удобном формате - Перейти в Дзен, а также в Telegram «Пруфы», где еще больше важного о людях, событиях, явлениях..
ПОДЕЛИТЬСЯ






важное