пришлите новость

Из-за нехватки фельдшеров на вызовы к пациентам в Башкирии ходят водители

01:20, 12 декабря 2020

Специалистов катастрофически не хватает

Из-за нехватки фельдшеров на вызовы к пациентам в Башкирии ходят водители

Водители Иглинской центральной районной больницы рассказали о сложившейся в медучреждении вопиющей ситуации – они ездят в день на несколько вызовов одни, без фельдшера, на свой страх и риск. При этом пациенты уже с порога вопрошают: «А где врач?» Но водителям остается только развести руками.

Несколько человек рассказали, почему так получилось. Пока они пожелали остаться анонимными, но в случае давления на них, выразили готовность назвать имена.  

Где врач?

50-летний водитель скорой Иглино – назовем его пока Алексеем – рассказал, что пациенты ждут, конечно, не его, а врача. Вообще, алгоритм такой: пациентам по телефону объясняют, что приедет водитель без фельдшера, заберет в приемный покой, где врач осмотрит. Но иногда случаются накладки.

– Я захожу и говорю: собирайтесь, я приехал вас забрать, к врачу поедем. А некоторые говорят: «Мы ждем врача». А что им ответить? У диспетчера потом спрашиваю, предупредила ли она больного. Та говорит, что предупредила. Но не все больные могут понять, многие все равно ждут врача. Забираем, как правило, одного, иногда с сопровождающим. Если ребенок – с родителем.

И такая ситуация, по словам Алексея, в Иглинской ЦРБ происходит не первый год. Практиковалось это и до пандемии. Алексей считает, что это неправильно. Медицинского образования у него нет, допуска работать с больными – тоже.

– Мне-то по барабану, – говорит он. – Доставить могу, перебинтовать, загипсовать. И вообще, по ситуации, даже роды принять… Но все это до какого-нибудь случая. Если что, я потом ведь крайним буду.

Другой водитель Иглинской ЦРБ – назовем его Маратом – рассказывает, что все это очень непросто.

– Без фельдшера что за работа? Больные ведь разные. Бывают и тяжелые, и беспокойные. А ночью, например, забираю пациента и он спрашивает: а что мне потом делать, а точно меня положат, а если не положат? А я же не врач: что я ему скажу?

Получается, что фельдшеров не хватает, а водители есть. Если вышло на смену четыре машины, то две катаются с фельдшерами, две – работают на так называемой перевозке.  

Возили и трупы, и ковидных, а доплат нет

Причина, почему водители ездят недоукомплектованные, до банальности проста – фельдшеры уволились. Кто берет отпуск с последующим, кто уходит в декрет, кто уезжает работать в город. Многие ушли весной с началом пандемии. Причины уйти были. Здесь работа сутками, а ночные доплаты всего 50%, зарплата чуть больше 30 тысяч. В городе и зарплата выше, и ночные, как положено. А так как Иглино от Уфы недалеко, можно ездить на работу из дома, что многие и делают.

c46cdcab6c3b7a461d2c6c9ee41bfe44.jpg

Водители же работают по 12 часов – день/ночь и двое выходных. Им деваться некуда, в селе из работы в бюджетной сфере только школа, садик, больница. Можно поехать на заработки на север, но не все могут себе позволить это по разным причинам, поэтому держатся за работу в больнице.

Зарплата водителя – 20-25 тысяч рублей. Алексей говорит, что никаких доплат не получал. Несмотря на то, что вызовов в день делает гораздо больше, чем раньше, ездит и по селу Иглино, и по всему району.

– Я столько перевозил с июля больных, но ни разу доплаты за ковид не было, – говорит Алексей. – Может, у кого-то из водителей были выплаты, у меня – нет. Я возил больных в крайне тяжелом состоянии, возил тех, кто на кислороде, возил умерших. Ездил с пациентами на КТ (исследование на компьютерном томографе), которое показывало больше 50% поражения, – нас отправляли в Иглинский госпиталь, потом в Зубово (инфекционный центр в Уфимском районе), в 18 больницу в Уфу, а потом моего пациента выносили вперед ногами.

У Марата почти такая же ситуация. Он возил из ковидного отделения больницы тела в Уфу в морг на Цветочной. По его воспоминаниям, это было в начале пандемии. Уже потом тела стали возить специализированные бригады. Но ни за контакт, ни за риск за все это время Марат не получал. Зарплата – в районе 20 тысяч. Правда, в этом месяце всем доплатили по 10 тысяч. 

Обращаться водители в Минздрав больше не хотят – не верят, что им там помогут, считают, что их назовут жалобщиками. Обратиться намереваются в прокуратуру.

Почему так?

В Иглинской ЦРБ два направления для оказания скорой помощи. Основное иглинское направление - на нем дежурят в разные дни 4-5 водителя и два фельдшера. Марат объясняет, что в сутки работают 4 или 5 бригад и только две укомплектованы водителем и фельдшером. Остальные двое-трое водителей на так называемой «перевозке». В день привозят в приемный покой от 5 до 8 пациентов.

В другом, улу-телякском направлении, дежурят две машины скорой. Там на сутках два водителя и один фельдшер, другие на отдыхе.

В итоге получается, что машин скорой оказывается больше, чем работников, а водителей вдвое больше, чем фельдшеров. Марат поясняет, что в администрации больницы, конечно, в курсе ситуации. Но поделать, видимо, ничего не могут.

Кто рискует больше?

ProUfu пытался связаться с главврачом Жанной Карунас. Она была на обходе. А после того, как вернулась, разговаривать не пожелала, в приемной продиктовали телефон юриста Александра Валерьевича Павлова. На наш вопрос, правомерно ли водителей отправляют на вызов к пациенту без фельдшера, юрист ответил, что в больнице все делается строго по закону. А также попросил прислать письменный запрос, ответ на который будет согласован с Минздравом.

К слову, недавно больницу посетил депутат Курултая Ильгам Галин, которого сильно возмутила эта ситуация. По его мнению, работники сильно рискуют, беря на себя ответственность в том числе за ЧП, которое может случиться с пациентами.

– По моему мнению, диспетчеры должны изучить свои должностные обязанности: что они имеют право делать и какую ответственность берут на себя. Когда они говорят, что их заставляют, они должны требовать с руководства бумажные распоряжения, где будет указано, кто им приказывает делать и что им приказывают делать. Документ имеет весомую юридическую силу при возможном уголовном риске, который они в данном случае берут на себя. Направил-то диспетчер, выполнил чьи-то устные распоряжения он, а не главврач. Кто будет нести ответственность, если с водителем умрет пациент, а родственники напишут жалобу? Ситуация, кстати, касается и других работников здравоохранения, – считает депутат.

Галин также высказал намерение помочь водителям с отстаиванием прав работников Иглинской ЦРБ. По его словам, в ситуации с водителями будет направлено обращение в прокуратуру.

ProUfu также направит редакционный запрос и будет следить за развитием ситуации.

Обновлено: После того, как в больнице узнали о готовящейся публикации, были изьяты журналы вызовов, главврач запретила ездить водителям без фельдшеров.

Подписывайтесь на Пруфы.рф в Google News, Яндекс.Новости и на наш канал в Яндекс.Дзен, следите за главными новостями России и Башкирии.

Если вам понравился материал, поддержите нас донатами.
Это просто и безопасно.

ПОДЕЛИТЬСЯ






важное