20 апреля после двухнедельного карантина бригада врачей и медсестер Республиканской клинической больницы имени Куватова покинула здание медучреждения. Выписано большинство пациентов. Часть из них продолжит лечение по месту жительства.
Но при этом в больнице по данным на 20 апреля еще оставались около 40 тяжелых больных, которых нельзя выписывать. В их числе как имеющие положительный тест на COVID-19, так и с отрицательными анализами. Для ухода за ними должна заступить новая смена врачей. В числе остававшихся пациентов– 46-летний житель Зилаирского района Ильдус Киньябаев, отец шестерых детей. Он был госпитализирован в отделение нейрохирургии 3 апреля – за три дня до момента, когда больница была объявлена закрытой.
«У мужа – минус, у меня – плюс»
Беда в жизни многодетной семьи произошла 26 февраля – у мужчины случился инсульт. Он долгое время лежал в местной больнице. 23 марта его направили в Уфу, в РКБ.
«Его положили на кровать в коридоре. Абсолютно никто не обращал внимания, – рассказывает дочь Айзира. – Мы долго ждали, потом нам сообщили, что заведующего отделением нет и отправили домой до 3 апреля».
В назначенный день семья приехала снова – мужчину на этот раз госпитализировали и сообщили, что будут готовить к нейрохирургической операции. Его супруге Альбине разрешили остаться с ним, чтобы ухаживать.
Но потом наступил понедельник, 6 апреля. После обеда главная больница республики была экстренно закрыта на карантин из-за скончавшейся накануне 80-летней женщины, у которой обнаружен коронавирус. Хаос и неопределенность – так можно охарактеризовать первые дни в медучреждении. Все 1200 человек, кто находился на тот момент внутри здания, оказались запертыми на две недели.
Операция Ильдуса Киньябаева отложилась на неопределенный срок. У супругов, как и у остальных пациентов, взяты мазки. Полученный результат оказался неожиданным. У Ильдуса тест отрицательный, а у жены – положительный. 13 апреля, несмотря на сопротивление Альбины, ее госпитализировали в уфимскую больницу №8, которая перепрофилирована под инфекционный госпиталь для коронавирусных пациентов. Супруги оказались разделены.
«У меня нет температуры, компьютерная томография показала, что все чисто, пневмонии нет. Чувствую себя хорошо. Не понимаю, зачем мне лежать тут», - сетует она.
Но гораздо больше она переживает за мужа, который остался без помощи. Он не в состоянии себя обслуживать, есть и даже звонить по телефону ему помогает медсестра
«Пока мама была рядом с папой, голос у него был бодрый. А сейчас я слышу, что он начинает сдавать, говорит все хуже и хуже. Его состояние ухудшается. Мы очень боимся. Операция, говорят, через три недели. А если он просто до нее не доживет? – плачет дочь Айзира. – Так плохо от чувства бессилия – оттого, что я не могу пойти и помочь родному человеку».
Медперсонал, по словам Айзиры и Альбины, не оказывает достаточного внимания.
«Ему надо помогать постоянно. Он элементарно не может сходить в туалет уже две недели. Почему ему не сделают клизму? Ведь это их работа! Папа говорит, что медики не смотрят, не ухаживают, ругаются! Вместо того, чтобы проявлять милосердие. Разве не этому учат в медицинских колледжах и университетах? Конечно, ситуация такая, что у всех нервы на пределе! Но они сами выбрали эту профессию. Пусть выполняют свои обязанности!», – говорит она.
Увезли в сельскую больницу
Пока готовился материал, стало известно, что Ильдуса Киньябаева 22 апреля было решено перевезти в Зилаирскую больницу. Врачи объяснили это родственникам тем, что РКБ будет работать как инфекционный госпиталь, поэтому все пациенты, не имеющие положительного результата на коронавирус, будут выписаны на долечивание в других медучреждениях. Только какую ему помощь смогут оказать в сельской больнице – непонятно.
Главврач Зилаирской ЦРБ Ильдар Хамитов сообщил ProUfu, что действительно к ним такой пациент был доставлен. По правилам, все прибывшие из РКБ имени Куватова должны быть изолированы на 14 дней. В случае с Киньябаевым – в стационарных условиях.
«Состояние его средней степени тяжести, стабильное, – сообщил главврач. – Но он нуждается в уходе. У нас для него открыты смены в круглосуточном режиме. Наши сотрудники будут за ним ухаживать, меняясь через каждые 14 дней, согласно приказу».
Хамитов уточнил, что в райбольнице ему никаких операций делать не будут, о дальнейших действиях в отношении больного он отказался отвечать, ссылаясь на врачебную тайну.
А Альбина пока остается в уфимской больнице №8.
«Я его уже девять дней не видела. Голос только слышу по телефону, когда медсестра подает трубку. Как он там, насколько ослаб – хоть бы глазком увидеть. Вот ведь как все случилось», – вздыхает она.
Хронология событий в РКБ имени Куватова
Напомним, в Республиканской клинической больнице имени Куватова 5 апреля умерла 80-летняя женщина. Причиной смерти явилась не коронавирусная инфекция, а имеющиеся другие заболевания. Но после смерти выяснилось, что она была носителем вируса. На следующий день было принято решение о закрытии больницы на карантин. Около 600 сотрудников и столько же пациентов оказались заперты внутри здания медучреждения.
После закрытия врачи больницы начали рассказывать в СМИ, что в последние недели отмечался рост случаев «странных» пневмоний, о чем информировалось руководство больницы, но, по их словам, реакции на это не последовало, так как имевшиеся на тот момент инструкции не предполагали проверки на коронавирус заболевших пневмонией. Медикам лишь советовали быть осторожнее и использовать средства защиты.
У всех закрытых на карантин были взяты мазки. Изначально сообщалось, что предварительно положительный тест оказался у 170 человек, находившихся в больнице. Многие из тех, у кого подтвердился коронавирус, были госпитализированы в другие больницы Уфы – инфекционную больницу №4, ГКБ Демского района, ГКБ №8. Главврач сообщала, что на 13 апреля в больнице находились 130 человек с пневмониями, у 40% из них подтверждён коронавирус.
Роспотребнадзор начал эпидрасследование, чтобы выявить все лица, которые лечились в РКБ в течение февраля-марта и могли разнести инфекцию по другим городам и районам. Глава Башкирии Радий Хабиров заявлял, что речь может идти о нескольких тысячах людей.
13 апреля вице-премьер правительства Ленара Иванова сообщила, что Роспотребнадзор предоставил адреса 3200 человек, которые лечились в РКБ имени Куватова или имели контакты с заболевшими в этой больнице. По ним проводится обход, чтобы проверить, соблюдают ли они домашний карантин.
На сегодня коронавирус выявлен уже в 40 муниципалитетах республики. Предположительно, большая часть – это случаи, связанные с РКБ.
20 апреля закончился двухнедельный карантин для сотрудников РКБ имени Куватова. Они отправились домой, на домашнюю самоизоляцию или в обсерватор. Ушла на карантин и главврач Эльза Сыртланова. Вместо нее остался назначенный на днях заместителем по ГО и ЧС Евгений Кустов (ранее главврач Белорецкой ЦРБ). 21 апреля заступила смена, которая должна ухаживать за оставшимися пациентами.
Следственный комитет РБ сообщил о начале проверки по факту халатности руководителей больницы, допустивших распространение вируса. Также на сайте change.org была опубликована петиция за отставку главврача Эльзы Сыртлановой. На сегодня под ней подписались около 13 тысяч человек.