– Ребят, ваши рабочие отношения начались с дел сердечных. Как вы познакомились и как пришли к идее открыть лапшичную? Артем: Мы работали вместе в одном заведении – я барменом, а Даша менеджером. Но мы где-то год друг друга вообще не замечали. Дарья: Тогда у Артема был выездной лимонадный бар Easy breezy bar, а я развивала выездную кухню Kitchen stitch in. Когда мы начали потихоньку общаться, он мне посоветовал принять участие на фестивале еды «Аш Маркет». Погода задалась плохой в день Х посетителей было немного, но наши индийские лепешки со специями продавались на «ура». А к продаже лапши пришли уже вместе, потому что это трендовое направление. Потому что все крупные города России сидят на таком стрит-фуде, так как еда и горячая, и сытная, и удобно взять с собой, и в процессе приготовления можно клево оптимизировать, добавив разные соусы, ингредиенты или раскатав лапшу рисовую, пшеничную или гречневую. Артем: Помню, как в детстве показывали фильмы, где люди постоянно что-то кушали из коробочек и это казалось чем-то безумно вкусным. Но у нас негде было это попробовать. Еще несколько лет назад это направление не было развито. В Уфе было одно заведение, куда ходил кушать лапшу удон и мечтал открыть что-то свое. Фото: instagram.com/maaaagicccc – Почему «Изи»? Артем: Изи — это не просто название лапшичной, а краткий пересказ нашей философии. C английского «easy» переводится как легко, просто. Мы выбрали для себя легкий стиль работы вплоть до рецептур, обучения или контроля за сотрудниками. В общем, стараемся минимально энерго-и финансово затратные решения воплощать в жизнь. Мы хотим на своем примере доказать, что бизнес вещь не сложная. – Сколько вложили на открытие? Дарья: Примерно 1,2 млн рублей, куда вошли траты на ремонт, оборудование, мебель. Мы значительно сэкономили на дизайне, потому что с Артемом все делали собственными руками. К тому же сотрудников обучали сами и даже на старте закрывали много должностей. Вкладывались совместно с партнерами Кириллом Федотовым и Станиславом Куртышевым (основатели агентства недвижимости «Рой» и сети пекарен «Лисичкин хлеб»), которые одновременно являются нашими арендодателями. Сначала планировали сотрудничать только в плане помещения, но они заинтересовались нашим проектом и предложили объединить силы. У наших партнеров колоссальный опыт в ведении бизнеса и когда люди тратят деньги на коучинги, мы получаем советы от них. Они говорят, что одним советом могут сократить определенные этапы развития бизнеса. – Бренд на кого зарегистрирован? При расторжении контракта как лапшичную делить будете? Дарья: У нас нет мыслей о расторжении. А если рассматривать бренд «Изи» как интеллектуальную собственность, то он принадлежит Артему. – Сколько стоит аренда? Когда планируете вторую точку открывать и какую сумму закладываете? Артем: 1 декабря открываемся в «Арт-КВАДРАТЕ», но там будет немного другое направление. Наверно, уйдет так же около 1,2 млн рублей. Аренда помещение обойдется в 1800 рублей за кв.м, плюс 500 рублей на маркетинговый сбор и управляющей компании. А сейчас за аренду 40 кв. м платим 98 тысяч рублей. Помню, когда я пошел в первый класс, родители сказали учительнице спрашивать с меня больше и это не позволило мне расслабиться. В бизнесе тоже самое. Объясню. Когда рискнули пойти на такую высокую арендную плату, то с Дашей вместе даже столько не зарабатывали. Но поставив себе такую планку, сразу начали максимально эффективно работать, чтобы окупать проект и еще зарабатывать сверх этого. Если бы у нас изначально аренда была 50 тысяч, то ставки «Арт-КВАДРАТА» были бы для нас чем-то недосягаемым, и мы бы вряд ли согласились. – Какой у вас оборот и что по прибыли? Дарья: Месячный оборот в среднем 1,2 млн рублей, а прибыль где-то 200 тысяч рублей. Фото: instagram.com/easyeasyeasy – Когда вы только открывались, то было собственное производство лапши. Но сейчас этого нет. Почему? Дарья: Паста-машина, которая обошлось в 150 тысяч рублей, у нас есть. Когда ее покупали, то думали, что она обеспечит конкурентные преимущества. Но прогадали. Потому что для производства лапши нужно заказывать очень дорогое сырье. Итальянская мука стоит 120-150 рублей за 1 кг, когда обычную даже за 20 рублей можно купить. И в зависимости от цвета лапши еще добавляли высушенную и перемолотую свеклу или шпинат. К тому же на итак маленькой кухне производить, сушить и хранить по всем стандартам сложно, а структура теста нежная. Когда у нас будет свой цех, то обязательно к этому вернемся. Сейчас лапшу покупаем. Расходы уменьшили в разы. Фото: instagram.com/easyeasyeasy – Названия блюд в «Изи» весьма оригинальные. Например, «Чизи-ниндзя» или «Неоновый демон». Как это придумывается? Дарья: Придумываем вместе с командой. В меню мы затронули большую вселенную фильмов, комиксов и мультфильмов. Сначала приходит концепция. Наверно заметили, что за каждым блюдом стоит герой. Нам казалось, что блюдо может быть отдельным персонажем и начали дальше думать, какими супер-способностями он бы обладал. Герой лапши «Чизи-ниндзя» представился каким-то гибким парнем, у которого есть метательное оружие на тросе и блюдо соответственно должно было стать легким и тянущимся. Артем: Даже есть рецепты, связанные с Гарри Поттером, то есть четырьмя факультетами из книги. Например, Слизерин из морепродуктов, Гриффиндор из курицы, Пуффендуй вегетарианский из соуса карри. Отсюда игра слов «Гарри-карри». Дарья: Айдентика (визуальная составляющая бренда, призванная повысить его узнаваемость и создать впечатление целостности – прим.ред.) очень важна. Потому что, слышав о каком-то продукте, например, мыло Dove, уже есть представление и какое-то ощущение нежности. Поэтому хотим, что со временем за «Изи» тоже был шлейф истории и эмоций. – А что было самым сложным? Артем: Было сложно на эмоциональном уровне, когда ребята уходили от нас работать по своему образованию или по своей мечте. Был парень, который дорос у нас до хорошей должности, но ушел работать архитектором. Все сотрудники как большая семья и потому расставаться с кем-либо трудно. Команда «Изи». Фото: instagram.com/easyeasyeasy – Вы больше делаете упор на уменьшение себестоимости или увеличение дохода? И повысилась или же уменьшилась платежеспособность населения? Артем: Работать на уменьшение себестоимости – не наша история. Потому что даже наши авторские соусы могут стоить как мясо, так как готовятся из натуральных ингредиентов. К тому же все это должно быть вкусно и качественно, а сейчас люди готовы платить за качество. Стало важно, что кафе, куда ты ходишь, разделяет твои какие-то интересы. Например, в один момент поняли, что у нас очень большое количество употребления пластиковых трубочек и на общем фоне заботы об экологии, заменили на металлические. Гости от этого сильно кайфанули. Одноразовая посуда и коробочки тоже биоразлагаемые, скоро бамбуковые палочки еще на металлические заменим. Это такой маленький вклад в сохранение природы, если смотреть в глобальной перспективе времени. Дарья: Платежеспособность относительно «Изи» повысилась. Появляется культура общепита и становится в порядке вещей потратить на еду 200-300 рублей. Человеку стало важно в какую именно кофейню или лапшичную ходить. Вовлеченность тоже растет. Потому что когда стоят четыре ларька с шаурмой, то это не очень интересно. А концептуальные заведения привлекают все больше внимания. – Какой поток людей у лапшичной? Дарья: Если это какой-то пасмурный выходной день, то примерно выходит 70 чеков (в чеке могут быть заказы на несколько персон). По будням в среднем 150 чеков. Оборот в день 35 тысяч рублей. – Какие планы? Не хотите развивать франшизу? Артем: Хотели бы видеть «Изи» не в формате франшизы, а как продолжение собственного бизнеса и открыть точки в других городах России. Пока прицеливаемся в Казань, Санкт-Петербург и Екатеринбург. Дарья: Мы думали о франшизе, потому что она помогает экстерном завоевать рынок. Но сложно найти людей, которые с таким же проникновением как мы относятся к делу. – Работать в паре сложно? Дарья: Мне кажется, люди друг друга больше не понимают, когда работают в разных сферах. Потому что каждый приходит со своей головной болью домой и начинают мусолить проблемы. Артем: Мы, кстати, когда приходим домой, работу не обсуждаем. Потому что итак семь дней в неделю постоянно на связи и, хотя бы так стараемся разграничивать. Семейное дело – это круто. Ведь это самый простой способ доверять человеку. Создатель башкирского фаст-фуда «Айбат Халляр» рассказал о скандальном меню. И не только Кто стоит за уфимской сетью «Сытый Батыр» и сколько они зарабатывают?