В конце лета прошел 45-й мировой чемпионат по профессиональному мастерству WorldSkills Kazan 2019. В российской сборной было 63 конкурсанта, которые завоевали 14 золотых, 4 серебряные и 4 бронзовые медали. WorldSkills — организация и проведение мероприятий, целью которых является повышение статуса и стандартов профессиональной подготовки и квалификации по всему миру, популяризация рабочих профессий через проведение международных соревнований для молодых людей в возрасте до 22 лет. Соревнования идут по 56 компетенциям в сфере услуг, транспорта и логистики, промышленного производства, информационных технологий, искусства и дизайна, строительства. – К этому движению в России уже присоединилось полмиллиона наших сограждан, но число его сторонников, участников неуклонно растет. В нашей стране WorldSkills стало важнейшим элементом передовой системы профессионального образования, которую мы формируем в том числе по специальностям цифровой экономики. Мы меняем наши колледжи, создаем широкие, не имеющие аналогов в мире возможности для детей заниматься техническим творчеством. И радует, что наш опыт оказался востребованным, - подытожил Владимир Путин на церемонии закрытия чемпионата. Нашу республику представил всего один участник – студент Сибайского многопрофильного профессионального колледжа Ильмир Саитбаталов. Он состязался в компетенции «Архитектурная обработка камня» и смог завоевать четвертое место и медальон за профессионализм. Безусловно, парень молодец. Но смущает одно – неужели в Башкортостане нет больше студентов ссузов, которые могли бы участвовать в WorldSkills? При этом соседний Челябинск представили четыре человека, а Татарстан целых 15. При этом Минобразования Башкирии везде хвалится достижением Ильмира Саитбаталова так, будто выиграли все медали чемпионата. Это не значит, что мы умаляем его достижения, но необходимо взращивать и другие кадры. К сожалению, тенденция такова, что рабочие профессии не пользуются большим спросом у молодежи. Как выразилась Ленара Иванова, будучи министром семьи, труда и социальной защиты, дефицит рабочих профессий - следствие того, как работают в обществе стереотипы о высшем образовании. То есть, абитуриенты продолжают выбирать гуманитарные специальности во многом потому, что престиж рабочих профессий сегодня невероятно низок. За примером не надо далеко ходить. Только в Уфе требуются автослесари, электромонтеры, машинисты, бурильщики, монтажники, сварщики, электрики и механики разного профиля. А школьники как один идут в вуз, а выпускники хотят сидеть в офисе. Олег Гайсин, заместитель директора по дополнительному образованию Туймазинского индустриального колледжа: – Сейчас рабочим профессиям уделяется достаточно внимания, но в этой сфере не одни мы занимаемся. Другие регионы тоже активно продвигают рабочие профессии. Но для того, чтобы опередить наших соседей, нужно в два раза быстрее бежать. А пока у нас не получается. Понятно, что всегда есть передовики и аутсайдеры. Такие лидеры, как Тюмень, Татарстан, Кузбасс и Кемерово занимаются этим многие годы, у них есть соответствующая база и компетентные кадры. Чтобы их догнать и опередить, республике потребуется не меньше 4-5 лет. Будем надеяться, что проблемы будут решаться. На примере нашего колледжа могу сказать, что в прошлые годы набор шел со скрипом. А сейчас, например, на электрогазосварщика идут два человека на одно место. Но только через 2-3 года эти ребята смогут выйти на рынок труда и восполнить вакансии. Поэтому нельзя судить по сиюминутным результатам. Касаемо востребованных профессий я всегда говорил, что нужны операторы станков ЧПУ, зарплата которых начинается от 80 тысяч рублей. Обучаться придется 4 года и, возможно, ребят это смущает. Следует подумать об обучении по краткосрочным программам. Помимо этого, требуются сварщики, электрики и строители, но с набором особо проблем нет. Зарплаты достойные. Например, в Туймазах в среднем сварщик 3-4 разряда получает от 25 тысяч рублей, 5-го разряда – 30-35 тысяч, 6-го разряда не менее 60 тысяч. В Уфе зарплату даже на начальном этапе 50 тысяч получить легко, а в Москве или Севере 80-100 тысяч. Как видите, у выпускников есть стимул. Когда специалисты пытаются хоть что-то сделать для продвижения профессионального образования, в Минпросвещения России считают такие профессии, как автомеханик, слесарь, станочник, токарь-универсал, лаборант-аналитик, мастер отделочных строительных работ, фрезеровщик-универсал, оптик-механик, монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования устаревшими, не соответствующими запросам современного рынка труда, поэтому следует на них прекратить прием с 2021 года (всего девять профессий и 23 специальности). К счастью, есть еще ребята, которые готовы работать руками. В недавнем интервью участники WorldSkills Радик Сиразетдинов и Никита Комаров из Казани признались, что после обучения на строителя из всего курса только они пошли работать по профессии. Свои решение они объясняют так: «Нам нравится создавать что-то осязаемое, которое приносит реальную пользу людям. Строительная отрасль — более перспективное направление». В России перестанут учить на автомеханика, слесаря, токаря и другие рабочие профессии Ректор ИРО РБ Гульназ Шафикова о достижениях, национальном образовании и почему учителя приходят с «потухшими глазами» Кому урежут финансирование? Проект бюджета Башкирии на 2020-2021 годы в сферах образования и культуры «Работа на заводе не для всех. Большинство хочет сидеть в офисе в красивой рубашке…»