пришлите новость

Рустем Шайахметов: «Развитие уфимского транспорта уже исчерпало свои возможности»

17:11, 16 ноября 2018

Война с нелегальными перевозчиками обнажила серьезную проблему – стало очевидно, что в Уфе большие трудности с организацией пассажирского транспорта. Сегодня мы поговорили с экономистом и доцентом УГНТУ Рустемом Шайахметовом, который поделился своими предложениями по развитию транспортно-логистической системы Уфы.  

Рустем Шайахметов: «Развитие уфимского транспорта уже исчерпало свои возможности»

– Какие проблемы пассажирского транспорта вы можете выделить в Уфе?

–  Если мы посмотрим на транспортно-логистическую схему Уфимского полуострова, то увидим, что существующая инфраструктура трамвайного и железнодорожного сообщения не может осуществлять эффективную перевозку пассажиров. Слабое использование внеуличного рельсового транспорта предопределена многими факторами.

Взять то же трамвайное сообщение. В городе отсутствует единая трамвайная сеть, соединяющая центры притяжения рабочей силы, образовательные учреждения, органы власти, торгово-развлекательные комплексы, общественные пространства с местами проживания населения. При этом трамвайное сообщение разорвано между северными и южными районами Уфимского полуострова.

 

Transportnyj-kollaps-Ufa.png

Фото: saitufy.ru

– На ваш взгляд, трамваи могут быть более востребованными, чем маршрутки и автобусы?

– Провозная способность трамваев значительно выше, чем у автобусов, но в Уфе трамвайные маршруты расположены на второстепенных городских магистралях. Поэтому 

заполняемость трамваев крайне низка, они убыточны. Каждый выезд трамвая на маршрут генерирует новые убытки. Износ подвижного состава превышает 90%. 

Неудовлетворительное состояние трамвайных путей не обеспечивает востребованную пассажирами маршрутную скорость, так как не позволяет использовать современные скоростные трамваи. 

Все это ограничивает возможности трамвайного сообщения.

 – В каком состоянии находится железнодорожное сообщение на сегодняшний день?

– Хотя железная дорога проходит через весь город, железнодорожное сообщение не интегрировано в систему городского общественного транспорта. Вследствие этого в год перевозится около 150 тысяч пассажиров, что явно не соответствует существующему потенциалу.

 – Насколько вообще востребованы электропоезда уфимцами?

– Есть несколько причин неэффективности этого вида транспорта. Во-первых, удаленность железнодорожных платформ от остановочных пунктов городского общественного транспорта. 

Как правило, до ближайшей остановки необходимо идти 15-20 минут, зачастую по неблагоустроенной территории. 

Поэтому электропоездами пользуются в основном граждане, проживающие в шаговой доступности от железнодорожной платформы.

Во-вторых, нельзя забывать и про низкую тактовую частоту и неоптимальное расписание движения электропоездов. К тому же люди мало информированы о расположении железнодорожных линий, остановочных пунктов, расписании.

В-третьих, отсутствует система мультимодальных перевозок, что удорожает стоимость поездок.

Ну и конечно, остановочные пункты находятся в неудовлетворительном состоянии, а сам подвижной состав изношен.

 

tramvai.png

Фото: allufa.ru

– В чем преимущество электропоездов перед привычными автобусами?

– Время в пути при следовании на электропоезде из Демы в Центр составляет 5 минут, в Черниковку – 20 минут, время в пути по маршруту «Центр – Черниковка» – 15 минут. Автобусное сообщение не может обеспечить указанную скорость, поэтому в случае интеграции железнодорожного пассажирского сообщения в систему городского общественного транспорта электропоезда смогут перевозить до 15-20 млн пассажиров в год.

 – На ваш взгляд, что стало причиной транспортного коллапса?

– Эволюционное развитие уфимского транспорта уже исчерпало свои возможности. Постоянно возникающие транспортные коллапсы – это следствие отказа от осуществления структурных изменений. 

Эффективное развитие транспортно-логистического пространства Уфы возможно только при проведении ряда изменений.

Для начала нужно интегрировать пригородный и междугородний транспорт в сеть городского общественного транспорта. Для этого необходимо сформировать систему «Сетевой вокзал», когда функции автовокзалов будут выполнять несколько железнодорожных транспортно-пересадочных узлов. При этом важно организовать между ними пассажирские перевозки, чтобы пассажиры могли быстро и комфортно добираться до любого из указанных узлов. Таким образом, городской общественный транспорт, междугороднее автобусное сообщение, авиа‑ и железнодорожные перевозки будут гармонизированы.

Необходимо создать автостанции в следующих транспортно-пересадочных узлах:

  • «Аэропорт» – пересадочный узел, расположенный в районе международного аэропорта «Уфа», обслуживающего автобусы, прибывающие в Уфу из Зауралья и южного направления республики;

  • «Дема» (ж/д станция Дема) – пересадочный узел, обслуживающий маршруты, соединяющие Уфу с населенными пунктами, расположенными к западу от города по трассе М-5;

  • «Правая Белая» (ж/д платформа Правая Белая) – пересадочный узел, обслуживающий автобусы, прибывающие в Уфу по трассе М-7, а также следующие через Пугачевский и Бельский мосты;

  • «Парковая» (ж/д платформа Парковая) – пересадочный узел, обслуживающий маршруты, соединяющие Уфу с населенными пунктами, расположенными к востоку от города по трассе М-5, а также прибывающие по Бирскому тракту. 

– Помогут ли эти изменения разгрузить дорогу Уфа –Аэропорт?

– Система «Сетевой вокзал» предполагает строительство в районе аэропорта однопутной железнодорожной ветки протяженностью 3,5 км.

Эта дорога перегружена, около 15% транспортного потока на этом участке дороги – это транспортные средства, осуществляющие движение в аэропорт и обратно. Организация железнодорожного движения Аэропорт – Уфа обеспечит для пассажиров комфортное время в пути: Аэропорт – Дема – 20 минут, Аэропорт – Центр – 25 минут, Аэропорт – Черниковка – 40 минут. То есть «Аэроэкспресс» позволит снизить транспортный поток до 2-6% на дороге Уфа – Аэропорт.

гаф езг.png

ТПУ «Аэропорт»

Автовокзал для междугородних автобусов и сообщения Уфы с югом республики и Зауральем снизит транспортную нагрузку на дорогу Уфа – Аэропорт. Ежегодно по этим направлениям ездит 5-6 млн человек. Продажи единого билета на автобусы и электропоезда повысят привлекательность этого сообщения. Кроме того, высокая скорость железнодорожного сообщения увеличит мобильность пассажиров и скорость передвижения внутри города.

Перехватывающая парковка для личного автотранспорта перераспределит пассажиропоток с перегруженной автодороги на внеуличный железнодорожный транспорт. Создание ТПУ «Аэропорт» увеличит ежегодный пассажиропоток железнодорожного сообщения по направлению Аэропорт – Уфа до 6-6,5 млн человек.

 – Что дадут городу автостанции на ТПУ «Дема», «Правая Белая», «Парковая»?

– Создание в составе этих железнодорожных ТПУ автовокзалов для автобусов, осуществляющих межмуниципальные перевозки, значительно повысит мобильность пассажиров Уфимской агломерации, так как позволит эффективно использовать конкурентные преимущества внеуличного транспорта. 

 – Предполагает ли эта система создание новых трамвайных маршрутов?

– Целесообразно организовать трамвайное сообщение по проспекту Октября, по маршрутам Железнодорожный вокзал – Черниковка, Черниковка – Центр (ул. Гафури). Кроме того, необходимо создание трамвайного маршрута Черниковка – Сипайлово – Зеленая Роща (ул. Рабкоров). В результате  

трамваи будут перевозить до 70% пассажиров, осуществляющих движение по проспекту Октября, улицам Жукова, Менделеева. 

Железнодорожное сообщение возьмет на себя до 15-20 млн пассажиров в год, что увеличит долю внеуличного транспорта в общем объеме пассажирских перевозок до 40-50%.

ufa.png

Перспективная транспортно-логистическая система Уфы

– Как впишутся в эту систему уже существующие трамвайные пути?

– С учетом строительства новых трамвайных линий по проспекту Октября, улицам К. Маркса, Ленина, Рабкоров, Менделеева необходимо одновременное строительство запланированной генеральным планом автомагистрали вдоль железной дороги от улицы Правая Белая до Интернациональной, а также мостовых переходов через железную дорогу по улицам Победы и Ульяновых.

Кроме того, демонтаж трамвайных путей на улице Р. Зорге, Сунь Ят-Сена, Мингажева, Большая Гражданская, Р. Зорге, бульвар Ибрагимова позволит расширить проезжую часть этих улиц.

 – Жители Демы ежедневно сталкиваются с пробками. Как новая система поможет решить эту проблему?

 – Поэтому особенно важно построить мост, соединяющий Дему с Уфимским полуостровом в районе железнодорожного моста. 

На транспортную систему Уфимской агломерации очень сильно влияет ускоренное развитие Иглино и Демы. Население Демы увеличилось до 75 тысяч человек, при этом в ближайшее десятилетие оно вырастет до 120 тысяч человек. 

Сегодня около 20 тысяч человек, проживающих в Деме, ездят на работу и учебу на Уфимский полуостров. Через десять лет их количество увеличится до 40 тысяч. 

Такая же ситуация с Иглино: на Уфимский полуостров ежедневно ездят около 10 тысяч человек, в ближайшее время это количество увеличится вдвое.

Строительство дороги, соединяющей Дему с Уфимским полуостровом, и нового моста обеспечит связность района с городским центром. К тому же это снизит транспортную нагрузку на дороге Аэропорт – Уфа, на участке мостового перехода в районе ул. Воровского, на 20-25%.

 – Что будет с движением в центре города?

– Целесообразно организовать одностороннее движение и выделить полосу встречного движения общественного транспорта по Цурюпы (от улицы Пушкина до автомагистрали Заки Валиди в направлении улицы Тукаева) и по Заки Валиди (в направлении к монументу Дружбы от улицы Цурюпы до проспекта Салавата Юлаева). А также одностороннее движение по мосту через проспект Салавата Юлаева к монументу Дружбы до пересечения с улицей Октябрьской Революции.

Это позволит расширить дорогу на городских автомагистралях Цурюпы и Заки Валиди в сторону выезда из города. А это особо актуально в точках пересечения транспортных потоков Пушкина – Цурюпы и Заки Валиди – Цурюпы. А по улице Октябрьской Революции целесообразно организовать встречное одностороннее бессветофорное движение от монумента Дружбы до улицы Цурюпы в сторону улицы Ленина.

probka.png

Фото: utv.ru

 – Почему именно бессветофорное?

– Бессветофорное движение за счет повышения скорости и непрерывного движения автомобилей в 1,5 раза повысит пропускную способность автомагистрали.

Для успешной реализации этого предложения необходимо построить три подземных (или надземных) пешеходных перехода на Новомостовой и около остановок «Ул. Воровского» и «Горный завод». Также необходимо организовать дополнительные съезды на проспект Салавата Юлаева. За счет этих изменений значительно повысится пропускная способность ключевого транспортного узла Уфы.

 – Кто, по вашему мнению, должен взять на себя финансирование этого проекта?

– Нужно создать условия для участия частных инвесторов в строительстве железнодорожных транспортно-пересадочных узлов и создания единого трамвайного сообщения. После проведения необходимых исследований и предпроектных работ это 

обеспечит развитие внеуличного транспорта на условиях муниципально-частного партнерства и привлечет до 12-15 млрд рублей частных инвестиций.

Одна из главных проблем развития пассажирского железнодорожного сообщения в Уфимской агломерации («Уфимский экспресс») – это отсутствие координации органов республиканской власти, администрации Уфы и ОАО «РЖД».

Для генерации идей по осуществлению тех или иных мероприятий по реализации проекта «Уфимский экспресс» нужно создать проектный офис. Нужно также разработать «Дорожную карту» проекта, провести необходимые исследования.

 – Какие исследования нужно провести перед разработкой проекта?

 – Во-первых, нужно исследовать существующие пассажиропотоки и их прогнозируемые изменения. Нужно также учесть распределение потока по видам пассажирского транспорта.

Во-вторых, нужно оценить возможности по размещению транспортно-пересадочных узлов (Парковая, Правая Белая, Дема, Аэропорт), определить и обосновать варианты.

В-третьих, необходимы маркетинговые исследования и анализ рынка в торговой, офисной и гостиничной недвижимости. Уже после этого подготовить обоснованные предложения для возможного коммерческого использования территории и объектов в составе ТПУ.

Стоимость указанных работ составит 4,5-6 млн рублей.

На основании этих исследований уже можно подготовить «Дорожную карту» реализации проекта. Без этого невозможно привлечь инвесторов, так как нет обоснованных расчетов по доходности проектов, затратам, нет решений по выделению земли и других ресурсов.

Поэтому для формирования эффективной транспортно-логистической системы Уфимской агломерации необходимо принять решение о финансировании в объеме 10-15 млн рублей для подготовки привлекательных инвестиционных проектов. Это поможет наладить взаимодействие с бизнес-структурами.

Следите за нашими новостями в удобном формате - Перейти в Дзен , а также в Telegram «Однажды в Башкирии», где еще больше важного о людях, событиях, явлениях..
ПОДЕЛИТЬСЯ






важное