На первом же совещании в правительстве врио главы Башкирии Радий Хабиров поручил чиновникам разобраться с нелегальными перевозчиками. И поставил срок – 1 декабря. Руководитель республики подчеркнул, что такой проблемы в Москве и Казани давно нет.
Но выполнить поручение в одиночку чиновники не смогут, так как непосредственный контроль за деятельностью маршрутных автобусов осуществляет ГИБДД.
Нам попало письмо на имя министра МВД Башкирии Романа Деева, написанное бывшим сотрудником ОТН ГИБДД Фаилом. По его словам, те, кто должен осуществлять контроль за транспортом, его «крышуют» и работа ведется только на бумаге. Как отмечает Фаил, у многих сотрудников ГИБДД есть свои маршруты, а руководители нелегальных перевозчиков находятся в близких отношениях с руководством (текст письма приводится с соблюдением орфографии и пунктуации автора – прим. ред.).
Покровительство сотрудников ГИБДД распространяется и на большегрузный транспорт. Такие грузовики, как правило, выпускаются на линию перегруженными и эксплуатируются с неисправными рулевыми и тормозными системами, без тахографа или с нарушением условий его использования, с нарушением режима труда и отдыха водителей.
Из-за тяжеловесных автомобилей разрушаются автодороги и образуются колеи, при спуске с гор в любой момент может произойти ДТП масштаба стихийного бедствия. Особо ярко это иллюстрирует случай, произошедший на днях в Белорецком районе Башкирии. Под КамАЗом, груженным щебнем, рухнул мост, отрезав деревню от цивилизации.
Давно бы этот грузовик закрыли, а руководство наказали, если бы компания не работала под покровительством УГИБДД. Кроме компании ООО «Дортранссрой», со стороны с. Улу-Теляк, Катав-Ивановска и Стерлитамака множество компаний большегрузных и тяжеловесных автомобилей привозят щебень и цемент в направлении Уфы».
Руководство УГИБДД с помощью «своих» сотрудников – как в ГИБДД, так и в Службе весового контроля – организовывает беспрепятственные проезды незаконного большегрузного транспорта. Без оплаты пошлин в бюджеты России и Башкирии.
Задержанные другими службами МВД и ФСБ и уличенные в коррупционных схемах близкие к руководству УГИБДД сотрудники берут всю вину на себя, не выдавая руководство. Ведь даже в случае увольнения они потом спокойно работают на гражданских должностях или участвуют в различных коммерческих услугах для ГИБДД.
Тогда я отправил этот на вид явно перегруженный и неисправный автомобиль на штрафстоянку, но и на штрафстоянке тоже автомобиль не задержался, его тут же отпустили. Хотя по закону задерживается автомобиль с неисправной тормозной системой до устранения причины. Невозможно тут же устранить неисправность тормозной системы, если имеются недостающие части и детали, тем более электрооборудование и АБС.
На следующий день начальник УГИБДД, через руководителей ГИБДД, пытался обвинить меня в вымогательстве, но после моих слов зарегистрируйте рапорт и проведите проверку, все успокоились и замолчали. Ведь проверка показала бы обратное.
Этот Фрейтлайнер и другие автомобили я и ранее останавливал, писал протоколы, вызывал весовой контроль, но все было бесполезно. Всегда, как только я остановлю эти тяжеловесные цементовозы, тут же подъезжает на черном большом джипе человек по имени Олег, который начинает оскорблять инспекторов и угрожать организацией проблем на службе через начальника УГИБДД Гильмутдинова.
А дальше, чтобы нужные грузовики сотрудники ГИБДД и служба весового контроля совсем не останавливали, начали придумываться суточные пароли, которые озвучивал остановленный водитель и продолжал движение».
К слову, в кулуарах ГИБДД ходили слухи, что Гильмутдинов метил на должность министра МВД Башкирии. Потом говорили, что он будет баллотироваться в Государственную Думу России.
Данный материал основан на обращении ветерана МВД к действующему министру. Мы не беремся утверждать, что все изложенное – правда. Впрочем, этого не утверждает и сам автор письма – он просит провести по изложенным фактам проверку. Но это письмо вызывает высокую степень доверия, потому что его автор начал его писать еще в момент нахождения на службе. Тогда он нам его и показывал.
Послужной список самого Фаила впечатляет. Он майор полиции в отставке, удостоен государственной награды – медали А. Суворова. В 2011 году незаконно был уволен из ГИБДД по сокращению штатов, но восстановлен решением суда. Общий стаж службы в органах – 24 года.
По итогам 2017 года Фаил показал лучший результат работы по всей Башкирии среди госинспекторов отделения технического надзора ГИБДД. За год он выявил и составил 1 519 административных правонарушений, из которых 130 – на должностных лиц автопредприятий.
Он также раскрыл преступление в сфере оказания услуг по перевозке пассажиров на нелегальном 71-м маршруте в Уфе – возбужденно уголовное дело по ст. 238. Это единственный случай за всю историю ГИБДД. Нам даже известен случай, когда помощник депутата Госдумы РФ «возил» Фаила на капоте машины.