пришлите новость

«Хамитов обманул нас дважды». Как государство поддерживает молодые семьи в Башкирии?

11:59, 11 июля 2018

Из-за чиновничьей волокиты молодая семья из Уфы не смогла получить сертификат на 300 тысяч рублей за первенца. А чуть раньше они «пролетели» с программой «Жилье для российской семьи».

«Хамитов обманул нас дважды». Как государство поддерживает молодые семьи в Башкирии?
Фото из личного архива

Еще до вступления в брак Гульназ Гарифуллина пыталась решить жилищную проблему. У нее были накопленные средства, которые она вложила в квадратные метры: в 2016 году купила квартиру в «Миловском парке» по программе долевого участия «Жилье для российской семьи».

Красивая реклама от надежного застройщика, обещания Рустэма Хамитова на открытии первых домов внушали доверие.

– Это была федеральная программа, – говорит Гульназ. – Сам Хамитов приезжал на стройку и говорил о светлом будущем молодых семей. Мы с мужем безоговорочно доверились. Но, как всем известно, программа не сработала. Позже застройщик обосновал ее провал тем, что не получил обещанную от государства компенсацию за строительство инженерных сетей. Сейчас наш дом на этапе котлована. А мы платим ипотеку за воздух.

 

За бортом программы «300 тысяч за первенца»

Следующая программа, в которой приняла участие молодая семья, – «300 тысяч за первенца». Первые сертификаты начали выдавать в 2017 году. Но, несмотря на то, что программа заработала, практически сразу в ней были выявлены многочисленные недостатки.

Из-за несоответствия некоторым критериям программы многие оказались за ее бортом. Так, нескольким семьям из Акьяра было отказано в сертификатах, потому что их дети родились в Челябинской области, а не в Башкирии. В марте 2018 года они подали коллективный иск в суд.

Молодые матери недоумевали – рожать в Магнитогорск они ездили не по своей воле, а потому что роддом в их родном городе был оптимизирован. Несмотря на явную вину самой власти в ликвидации роддома, семьи проиграли групповой иск в Верховном суде РБ.

Однако в апреле во время прямой линии Рустэм Хамитов пообещал решить проблему «акьярских семей».

 

Злополучная справка

Но у Гульназ Гарифуллиной проблема была несколько иная – они с мужем не успели вовремя подать документы в Госстрой РБ (Государственный комитет по строительству и архитектуре – прим. ред.), не уложились в 6-месячный срок с момента рождения ребенка. Женщина уверяет, что это случилось по вине самих чиновников.

Первенец Гульназ Гарифуллиной и Ирека Мубаракшина родился 17 февраля 2017 года.

По всем параметрам молодые родители подходили под программу: они граждане РФ, проживающие на территории Башкирии, возраст до 35 лет, первый ребенок рожден в период действия программы, семья имеет доходы, достаточные для приобретения (строительства) жилья либо для получения ипотечного кредита.

Оставалось только взять справку о нуждаемости в жилье. На сайте Госстроя республики указывалось, что справка входит в пакет документов. Но получить ее оказалось самой сложной задачей, так как выдавали ее только тем семьям, у которых не хватало квадратных метров (не более 12 «квадратов» на члена семьи).

28 февраля было получено свидетельство о рождении ребенка. И практически сразу Гульназ начала собирать документы. Ориентировалась по тому же сайту Госстроя, где был опубликован список документов, который перепечатывался всеми СМИ.

В какой-то момент бессонные ночи сломали Гульназ и заставили ее уехать к маме. Было потеряно два месяца. Пойти за справкой о нуждаемости молодая женщина смогла только в июне.

13 июня 2017 года Гульназ обратилась за справкой о нуждаемости по месту прописки, в город Агидель. Именно там находилась квартира ее родителей, где были прописаны она, ее мать, ребенок и муж. Квартира площадью 40 «квадратов», как раз по 10 «квадратов» на члена семьи. То есть в норму (не более 12 кв. м на члена семьи) они укладывались.

Но в администрации города Агидель, куда обратилась молодая семья за справкой, нашли вескую причину для отказа – 120-летний дом, принадлежащий родителям мужа. Причем отказ дали только через месяц после обращения, а именно 11 июля.

Сроки уже подходили к концу, а полный пакет документов все еще не был собран – Гульназ начала нервничать.

«Проклятый старый дом»

120-летний дом, на который ссылаются чиновники, находится в глухом селе Емаши Белокатайского района. Построен он был в 1896 году в качестве сельского врачебного дома. Жилье там в свое время получил отец Ирека Мубаракшина. Еще в молодости того после учебы отправили работать в село, где он и остался, обзавелся семьей. Позже из этого дома, ставшего своего рода коммуналкой для медиков, съехали все, кроме семьи Мубаракшиных.

Молодая мать уверяла чиновников администрации города Агидель, что дом давно находится в аварийном состоянии и непригоден для жизни. Но те оказались непреклонны и отправили ее в администрацию Белокатайского района добиваться признания дома нежилым.

Через три дня, 14 июля 2017 года, Гульназ написала заявление в Белокатайскую администрацию, чтобы те признали старый деревянный дом нежилым.

Заявление сразу приняли в рассмотрение, но решение по дому было вынесено только через четыре месяца – 8 ноября 2017 года. По словам Гульназ, причина такой задержки заключалась в том, что чиновники друг за другом уходили в отпуска и никак не могли собрать комиссию.

Со дня рождения первенца Мубаракшина и Гарифуллиной прошло уже девять месяцев. Все сроки уже были пропущены, но молодая мать все равно пошла в администрацию города Агидель, чтобы сдать недостающие документы и получить справку о нуждаемости.

14 декабря прошлого года комиссия в Агидели вынесла долгожданное постановление о том, что семья Мубаракшина–Гарифуллиной нуждается в улучшении жилищных условий. А уже 19 декабря Гульназ обратилась в Госстрой РБ за получением самого сертификата за первенца.

В кабинет № 100 молодая мать занесла пакет документов: паспорта родителей, свидетельства о рождении и заключении брака, медицинский полис, постановление о признании нуждаемости. Ведущий специалист-эксперт Оксана Аликова документы приняла, но сразу предупредила, что по ним будет отказ, так как срок сдачи документов давно истек.

vBXG5tUb0dk.jpg

В этом аварийном доме чиновники предлагали жить молодой семье

Молодая семья в Год семьи

Сейчас молодая семья ежемесячно платит за съемную квартиру 15 тысяч рублей, больше 20 тысяч отдает на погашение ипотеки за котлован в «Миловском парке», а также оплачивает ранее взятый кредит на «ГАЗель». Муж Гульназ занимается перевозками. По словам жены, сидящей дома с маленьким ребенком, они еле сводят концы с концами.

О том, чтобы накопить на жилье, и речи быть не может – на еду бы хватило. Рожать второго ребенка Гульназ тоже не видит смысла.

– Как мы родим второго, так и маткапитал отменят, – шутит молодая мать. – А если серьезно, думать о втором ребенке можно только после решения жилищной проблемы.

Сразу после отказа Гульназ и Ирек подали в суд, но его они проиграли с обоснованием: «Надо было читать само постановление, а не опираться на сайт Госстроя РБ и СМИ».

Надежды есть?

Но для таких, как Гульназ, есть и неплохая новость. Дело в том, что 3 июля Правительство РБ приняло поправки к постановлению о единовременной выплате за рождение первенца. Для детей, рожденных до 1 марта 2018 года, сроки подачи заявлений на получение выплаты продлили на полгода. У нашей молодой семьи есть срок до 1 сентября.

Кроме того, были внесены поправки, позволяющие получить сертификат и тем, кто рожал за пределами Башкирии, и тем, кто просрочил подачу заявления. Таким образом, правительство учло многочисленные обращения жителей республики, которые не смогли получить 300 тысяч рублей за первенца из-за несоответствия одному или нескольким параметрам.

Теперь у Гульназ Гарифуллиной и Ирека Мубаракшина есть шанс снова встать на учет. Об этом говорит и юрист Эльза Саттаева:

– Сейчас молодая семья проиграла суд о восстановлении сроков. И апелляция для них бессмысленна. Вероятность проигрыша велика, максимум можно отдельно восстановить срок на подачу первичного обращения из-за того, что чиновники не смогли вовремя признать аварийным дом в деревне. Все эти доводы уже будет оценивать суд. Но сейчас им можно повторно обратиться в Госкомитет с заявлением о выдаче сертификата в связи с новыми изменениями в законе и получить его. Лично мое мнение, что повторное обращение на 300 тысяч будет более правильным, семья быстрее получит деньги, чем, если будет что-то пытаться оспаривать в суде. Сама Гульназ только вздыхает. Ее ждут новые хождения по инстанциям, но больше всего она переживает, что их поставят в конец очереди и денег в бюджете на них уже не хватит.


Читайте также


Подписывайтесь на Пруфы.рф в Google News, Яндекс.Новости и на наш канал в Яндекс.Дзен, следите за главными новостями России и Башкирии.

Если вам понравился материал, поддержите нас донатами.
Это просто и безопасно.

ПОДЕЛИТЬСЯ