В последние несколько лет власти республики ломают голову над новым брендом столицы Башкирии. Одним из них стали масштабные рисунки на стенах. Так в уфимской мэрии решили поддержать начинания уфимских уличных художников – 29-летнего Олега Кайбышева и 22-летнего Артура Аудиса, чьим рукам принадлежат многоэтажные портреты Мусы Гареева, Маршала Жукова, гравюра Королевского и ряд других граффити на стенах жилых домов. ProUfu.ru решил узнать о том, как развивается стрит-арт в республике, с чего начинается день уличного художника в Уфе и чем приходится жертвовать, соглашаясь на новое граффити. Вместе Олег Кайбышев и Артур Аудис уже создали несколько самых запоминающих граффити Уфы, ставших визитной карточкой города. - Вам предлагают конкретные рисунки или опираетесь на собственные предпочтения? Артур Аудис (А.А.): - Чаще всего, идеи приходят спонтанно. Недавно были в Москве, шли по надземному переходу над Калужским шоссе. Место приглянулось – решили нарисовать, почему бы и нет? Получилась матрешка с оптической иллюзией. Над портретом Маршала Жукова художники работы меньше двух недель. Олег Кайбышев (О.К.): - Я смотрю на город как на свой дом. Как будто это и есть наша общая квартира, в которой по полкам разложены фотографии предков, а на стенах висят картины. Такой я и вижу Уфу. Улица порой сама подсказывает мне, что здесь можно нарисовать. Так было на Набережной, где я рисовал девушку с пианино. Когда пригляделся, увидел, что фасад архитектурно повторяет форму пианино. Если я чувствую, что должен что-то сказать, я говорю. Художник ведь должен чувствовать мир острее. Последние штрихи новой картины. - А разрешения у властей спрашиваете? А.А.: - Да. Но вот с «Матрешкой» получилось иначе. Но никто не жаловался, к счастью. - Что бы вы точно не стали рисовать на стене? А.А.: - Я очень осторожно отношусь к околополитическим темам, вроде Олимпиады в Сочи или присоединения Крыма. Да, это способ привлечь внимание. Но это не про меня. - А с чего ваш день начинается? А.А.: - Можете не верить, но последние полтора года я вообще не завожу будильник. Живу по своему расписанию. Когда открываю глаза, вижу множество абстрактных картин, мазков, красок, пытаюсь в них разобраться и передать в своем рисунке. Похоже на импрессионизм. Часто бывает, что рисуем с Олегом много дней подряд и каждый раз до позднего вечера. Например, портрет Жукова мы рисовали полторы недели, почти не прерываясь на отдых и сон. Во время работы над портретом Героя СССР Мусы Гареева. - Откуда черпаете вдохновение? А.А.: - Вдохновение у меня всегда появляется после духовного голода. В своих работах Олег и Артур пользуются самыми разными красками. Например, награды Маршала Жукова нарисованы красками на основе хрома и сверкают на солнце. На одно полотно может уйти до десятков ведер краски. Иногда приходится докупать их самим, оказывает помощь в этом вопросе и мэрия Уфы. Одна из последних работ художников – картина «Утро в сосновом лесу» Ивана Шишкина и Константина Савицкого у ипподрома «Акбузат». Ко Дню города в Уфе появится еще одно граффити художников – продолжение Уфимского кремля на проспекте Октября. «Многого мы себе позволить не можем» - Какие-нибудь курьезы случались во время работы? А.А.: - Чего только у нас не было: и на автовышке застревали, и инструменты у нас крали. А бывает, местные жители зовут к себе на чай и хвалят: «Спасибо! У нас теперь дом элитный стал!» Кто-то просит нарисовать на стене их предка-ветерана. - А на жизнь вам хватает? (О.К.): - По-разному. У нас бывают иногда коммерческие заявки. Но до сих пор ни я, ни Артур не были за границей. А хотелось бы. Да и много чего не можем себе позволить. Но это наш выбор. Нам наша работа нравится. "Сама архитектура порой подсказывает мне, что должно быть нарисовано на стене. Так было с девушкой за пианино". - А если вас пригласят поработать в другом городе? (О.К.): - Мы – свободные художники. Можем работать где угодно. И предложения есть из разных городов. В конце апреля, например, звали нарисовать копию портрета Жукова на Арбате, но мы побоялись, что не успеем нарисовать качественно в Уфе и отказались. - Есть примеры вдохновения? (О.К.): - Работы уличного художника Паши 183, который ушел из жизни в 2013 году. То, что он делал, мне очень близко. Одна из самых ярких работ российского Бэнкси - уличного художника Паши 183. - Как развивается уличное искусство в Уфе? О.К.: - Художники взрослеют и кто-то уходит в тату, иллюстрации или уезжает в другие города, а кто-то продолжает рисовать, но уже более осмысленно. И мы активно помогаем им. Например, этим летом мы проводим уже пятый ежегодный фестиваль стритарта. Помимо наших уфимских художников к нам приезжают ребята из Петербурга, Севастополя, Екатеринбурга, Челябинска. В этом году минкульт не будет финансировать фестиваль, поэтому рассчитываем на помощь спонсоров и простых горожан. Ребята, по их словам, переживают новый этап своего творчества, но по-прежнему не видят себя без кисточки банки с краской в руках. Художники, по их словам, пробовали себя в разных профессиях. Олег, закончив худграф БГПУ, был землекопом. Артур после окончания Башкирского архитектурно-строительного колледжа работал риэлтором, но стихия искусства взяла свое. Вот как выглядит граффити матрешки в Москве: А как вы относитесь к уфимскому граффити?