Государственная казна также выиграет от преобразований – у компаний из-за упрощения механизма формирования величины надбавки будет меньше возможностей проводить расчеты некорректно, что на порядок уменьшит риски от их возможной недобросовестной деятельности. Новый метод с третьего квартала 2018 года придет на смену действующему методу экономически обоснованных затрат, подразумевающему прямую зависимость надбавки в тарифе от затрат организации. Все нововведения будут вводиться постепенно. Одно из основных – увеличение периода расчета надбавок с одного года до трех. Оно поможет повысить прогнозируемость и сделать процедуру расчета удобнее и прозрачнее. – Внедряя новую схему расчета эталонных сбытовых надбавок, регуляторы стремятся упростить и сделать методику расчетов более прозрачной. Но мы чуть шире смотрим непосредственно на алгоритм расчетов и содержание статей. Дело в статусе эталонной сбытовой надбавки, которая будет применяться для сбытовых компаний, а преимущественно для гарантирующих поставщиков, которые доминируют на энергосбытовом рынке. Соответственно, их регуляторно принуждают к повышению эффективности, то есть фактически регулятор тем самым помогает энергосбытовой компании быть прозрачнее и эффективнее, не надеясь на ее осознанное стремление к этому, – комментирует новацию Валерий Дзюбенко, заместитель директора Ассоциации, «Сообщество потребителей энергии». Пока в регионах страны показатели сбытовых надбавок сильно различаются. Поэтому ФАС и разработала эталон: компании, завысившие его числовые значения, за два года должны будут их понизить, а те, у кого маржа ниже, смогут ее повысить в течение трех лет. Переход на новую схему для россиян пройдет совершенно безболезненно: тарифы уже отрегулировали и повышать их не станут. Другое важное изменение – в регионах затраты дифференцируют по группам потребителей, учитывая масштабы деятельности гарантирующих поставщиков в конкретной области или крае. Благодаря этому в сбытовых надбавках будут учитываться особенности региона: величина зарплат, плотность населения и т. п., примут к сведению и различные неподконтрольные затраты, такие как налоги, вложения средств и уровень амортизации. Новые принципы формирования тарифов помогут энергетикам в большей степени заботиться о собственной экономической эффективности при работе с инфраструктурой и расчете стоимости услуг, прилагая максимум стараний для уменьшения финансовой нагрузки на потребителей. Причем эталоны постоянных компонентов затрат будут корректировать, если в этом возникнет надобность, только один раз в три года. Это стимулирует поставщиков на оптимизацию и повышение своей продуктивности. Также для них предусмотрено создание специальной инвестиционной программы, которая поможет вывести качество предоставляемых поставщиками услуг на новый уровень. Останавливаться на этом ФАС не собирается. Как рассказывал ранее журналистам заместитель руководителя ФАС Виталий Королёв, на сбытовой надбавке ведомство «обкатывает» работу по эталонам и в электроэнергетике вообще. Если реформирование пройдет успешно, можно будет говорить о запуске соответствующего эталона и в сетевой сфере, где его появление поможет повысить конкуренцию на рынке. По его словам, начать регулирование по новому принципу в электросетевом секторе будет возможно с 2019 года.