– Азат, расскажите о своем бюро. Как давно оно существует? – У нас семейное бюро, которое было основано в 2013 году, когда мы с супругой решили получить степени магистров по реставрации и сохранению культурного наследия в Миланском политехническом университете. Сейчас живем и работаем в Италии, но часто приезжаем в Уфу и стараемся налаживать контакты между российскими и итальянскими проектными организациями. – Расскажите о вашем участии в биеннале. Почему вы решили подать заявку? – Первая российская молодежная архитектурная биеннале – это первое событие такого масштаба в нашей стране, которое задействует молодых специалистов. Мы, как молодое бюро, не могли пропустить это мероприятие, тем более что его целью является продвижение молодежи на рынке именитых архитекторов и крупных проектных организаций. – Стать участником биеннале мог любой желающий или были какие-то специальные условия? – Принять участие в конкурсе могли молодые архитекторы до 35 лет включительно, имеющие образование не ниже бакалавриата. Кроме того, участники обязательно должны связывать свою профессиональную деятельность с Россией. Заявки можно было подать как лично, так и в составе авторского коллектива. На первом этапе требовалось предоставить информацию о себе, эссе и портфолио – 3-5 проектов, наиболее точно отвечающих задачам биеннале. Отбор проводил куратор выставки, финалистов выбирали среди 377 участников из 11 стран и 58 городов. – Вы сказали, что вместе с заявкой нужно было представить и уже готовые проекты. Что вы отправили судьям? – Представили сразу четыре своих проекта. Это концепции создания музея археологии «Древняя Уфа», а также историко-археологического музея-заповедника «Шульган-Таш». С этими проектами мы уже участвовали в открытых архитектурных конкурсах республики: первый проект стал в 2015 году победителем, второй занял в 2016 году второе место. Кроме того, мы представили на биеннале проект реконструкции и ревитализации жилого исторического квартала Хутонг в Пекине, который готовили для международного конкурса, и проект фасадного решения и внутреннего оформления помещений на территории Центра городской культуры «Правда» в Москве. – Но победителя выбирали не по этим проектам? – Нет, защита был не по ним. Финалистам биеннале дали задание: разработать проект многофункционального квартала, ограниченного четырьмя улицами, со свободной планировкой. Нам дали лишь обязательные параметры этого квартала: функциональное наполнение, рельеф, габариты участка и плотность застройки. Этажность оставили на усмотрение участников, но она должна отвечать параметрам плотности и задаче создания комфортной среды многофункционального квартала. По заданным исходным данным каждый финалист должен был создать новый проект. – А кто оценивал эту работу? – В жюри конкурса вошли мировые звезды современной архитектуры: Миккел Фрост, основатель датского бюро CEBRA, Кристос Пассас, работающий в британском бюро Zaha Hadid Architects, основатель бюро KAAN Architecten и Claus en Kaan Architecten Кес Каан, российские архитекторы Юлий Борисов, Юлия Бурдова и Александр Цимайло. Председателем был руководитель бюро SPEECH Сергей Чобан, известный не только в России, но и в Германии. Он же являлся и куратором выставки. Сергей Чобан, на самом деле, мастер своего дела и известен он абсолютно всем архитекторам. Нам посчастливилось познакомиться с ним еще раньше и поработать совместно над конкурсным проектом жилого комплекса в Екатеринбурге – в 2017 году мы организовывали сотрудничество между бюро SPEECH и итальянской проектной фирмы COPRAT. – Ваш проект не вошел в число победителей. Не обидно? – Для нас важно прежде всего попадание в ряды финалистов. Нас выбрали из 377 заявок, и это большая мотивация и заряд на будущие проекты. Кроме того, участие в биеннале является прекрасной возможностью заявить о себе на всероссийской профессиональной архитектурной арене. Особенно важно то, что это первое событие такого масштаба, организованное для молодых специалистов, и нам очень интересно быть участниками данной выставки. Для нас это первый опыт участия в подобных выставках, и мы уверены, что опыт успешный. – Конкурс показал, как молодые архитекторы видят развитие городов. На ваш взгляд, какой должна быть Уфа будущего? Какой вы ее хотите видеть лет, скажем, через десять? – Молодые архитекторы сегодня имеют возможность работать и путешествовать в разных странах мира, что позволяет применить накопленные впечатления и опыт в смелых и свежих архитектурных решениях. В благоустройство своего родного города мы хотели бы внедрить реальную, а не номинальную безбарьерную городскую среду. Создать открытые общественные пространства комфортного проживания, наполненные жизнью и атмосферой взаимного обмена идеями и опытом. Для Уфы очень важно проводить подобные всероссийские мероприятия с привлечением молодых специалистов и экспертов международного уровня для создания живого диалога при поддержке администрации и с их участием. Справка. Учредителем первой российской молодежной биеннале выступил Минстрой России. Всего на конкурс подали заявки 377 участников из 11 стран и 58 городов. Наибольший интерес проявили молодые архитекторы из Москвы, Казани, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Уфы, Воронежа и Новосибирска. География зарубежных участников отборочного этапа охватывала Италию, Францию, США, Израиль, Великобританию, Польшу и страны СНГ. Главный приз конкурса завоевала архитектурная группа Citizenstudio из Москвы. Серебро и бронзу получили Надежда Коренева (Москва) и Олег Манов (Санкт-Петербург).