40 лет в школе – Я начала преподавать сразу после окончания института (БГПУ – прим. ред.), – говорит учитель английского языка с 38-летним стажем Гульсум Накиевна Аюпова. – Пойти в профессию меня подтолкнули престиж и значимость преподавательского ремесла. За годы работы были разные времена – и хорошие, и тяжелые. Но если ты отдаешь всего себя работе, стараешься подать информацию как можно эффективнее и подходишь к обучению с осознанием того, что каждый ученик перед тобой – это личность со своими проблемами, переживаниями и интересами, то все получится. Фото: личный архив Гульсум Аюповой Педагог замечает, что современные ученики отличаются от своих предшественников. За время своей работы она обучила большое количество детей и может сравнивать. – Раньше дети больше увлекались литературой, гуманитарными науками, с ними можно было поговорить на разные темы. Сейчас же большинство моих учеников хорошо разбираются в информационных технологиях, гаджетах и во всем, что связано с компьютером; с ними интересно обсуждать новости, потому что они всегда в курсе последних событий. Она также отметила влияние современных технологий на процесс обучения. – Конечно, телефоны иногда мешают, поскольку ответ практически на любой вопрос сейчас можно найти в Интернете, что дети частенько и делают, – смеется Гульсум Накиевна. – Но в качестве подручного средства компьютер и интерактивная доска очень помогают. Аудирование, видео на английском языке и обучающие игры прекрасно дополняют рутинный образовательный процесс. А каково молодежи? Надежда Белкина начала преподавать биологию и химию в этом году. – У меня образование с двумя специальностями, позволяющее работать на предприятии и в школе; я проходила и производственную, и педагогическую практику. Когда дело коснулось выбора профессии, даже не стала задумываться, потому что та отдача и энергетика, которые идут от детей, не сравнима ни с чем, за деньги такое не купить. Фото: личный архив Надежды Белкиной Преподаватель отмечает, что адаптироваться и привыкнуть к рабочему ритму в школе было очень просто. – Мне как молодому специалисту работается легко, поскольку большинство коллег рады новым учителям, готовы помочь советом и делом, – говорит она. – Я думаю, все зависит от коллектива, и мне в этом плане более чем повезло. Учителя, как никто, понимают, насколько это большая ответственность для молодого специалиста, сколько волнения испытывает новоиспеченный учитель. Белкина отмечает, что сейчас наблюдается большой поток детей, в каждом классе обучаются по 25-30 человек. Однако найти с ними общий язык очень просто, уверена она. – Учеников много, ведь у нас лучшая школа в городе. Интересно отметить, что в последнее время резко возросло число мальчиков по сравнению с девочками, что вносит некую разницу в «уровень шума» в классе, – улыбается педагог. – Однако с ними очень легко строить диалог. Дети сами по себе открытые, и, когда показываешь, что воспринимаешь их не как работу, а как живых людей, они сами готовы делиться своими переживаниями на перемене, могут спросить совета по любому вопросу. Надежда согласна, что в некоторых ситуациях без интерактива не обойтись, и отмечает, что лучшее средство от повального использования телефонов на уроке – прямой контакт с классом. – Я стараюсь к минимуму свести время, которое провожу за столом, предпочитаю стоя объяснять и работать, поэтому на протяжении всех 45 минут зрительно охватываю весь класс. Дети видят, что нет смысла даже доставать телефоны, поскольку они как на ладони. Что же касается конкретно химии и биологии, то гаджеты могут помочь учителю в том случае, когда оборудования нет или речь о каких-то вредных веществах, которые не стоит встречать в жизни. С телефонами на уроках связаны и веселые истории. – Один раз на уроке я, что-то рассказывая, прошла в конец класса, и один из моих пятиклашек решил, что его оттуда не видно. Он достал телефон, включил приложение, где можно на свое фото добавлять маски, ушки всякие, и погрузился в процесс, так сказать. Мне же весь класс был виден как на ладони. Когда ребенок чуть приподнял телефон и увидел сзади меня, сверлящую его взглядом, он очень удивился, – смеется учительница. Радует, что будущее подрастающего поколения в надежных руках заботливых, любящих свое дело педагогов. Остается только надеяться, что преподавательский состав и дальше будет пополняться молодыми энергичными кадрами. ProUfu.ru поздравляет всех педагогов с праздником, желает им неиссякаемой энергии, достойных зарплат и никакой бумажной волокиты!