пришлите новость

WhatsApp Telegram

Оленеводы против нефтяников, башкиры против «Соды»: как регионы страны переживают колониализм

16:19, 25 марта 2017

В британской газете «The Guardian» написали о конфликте оленеводов ХМАО с нефтяниками, пишет Znak.com. В частности, в материале под названием «Оленевод противостоит нефтедобытчикам в Сибири» речь идёт о противостоянии аборигенов с самой закрытой нефтяной корпорацией России «Сургутнефтегазом».


Главный герой – Сергей Кечимов – стал известен общественности из-за конфликта с нефтяной корпорацией из-за желания компании добывать нефть на территории родового поместья Кечимова, находящегося рядом со священным для аборигенов озером Имлор Сургутского района. 


Сергей Кечимов. Znak.com.

Представитель народности ханты, оленевод, проживает в маленьком домике в 32 км от ближайшей деревни в западной Сибири. «Но среди болотистых лесов слышны гудки и грохот экскаваторов, добывающих нефть ради поддержания кризисной экономики России. Вопрос, касающийся охраны окружающей среды местных земель, в последнее время остался без внимания», – пишет автор материала. 

Основной вопрос заключается в эскалации конфликта между добывающими предприятиями и уязвимыми коренными народами. Однако власти занимают сторону нефтяников. «Национальное законодательство, принятое в декабре 2013 года, сняло статус особо охраняемых земель с территорий, на которых коренное население занимается охотой, рыболовством, выпасом оленей. Это в свою очередь означает, что для начала бурильных работ нефтяным компаниям больше не нужна государственная оценка экологических последствий, включая комментарии и предложения общественности», – говорится в материале. Также приводятся слова представителя Гринпис России Михаила Крейндлина, который назвал происходящее в автономном округе «примером классического колониализма, который наблюдался в конце XIX – в начале XX века».

По сути, подобная ситуация уже несколько лет разворачивается у нас в республике: кипят страсти вокруг ООО «БСК» и шиханов. Капиталисты, владельцы «Соды» настаивают на разработке известнякового месторождения, т.е. гор Торатау, Куштау и др. Учёные говорят, что шиханы – это место, где сохранились редчайшие образцы доисторической фауны. Не остаются на стороне и местные жители: активно выступают против разорения священных для башкирского народа гор. Для этого привлекли достаточное количество общественных организаций республики и страны.

Памятник природы – визитная карточка края. У «Башкирской содовой компании» на сегодняшний день стоит острый вопрос о сырьевом запасе. Месторождение Шахтау, являющееся на данный момент сырьевой базой, имеет запасы до 2020 года. Предприятию предлагают Гумеровское месторождение, однако предприятие считает, что там сырьё не совсем качественное. Подходящими ресурсами, по мнению специалистов компании, обладает только шихан Торатау. Но гора обладает статусом особо охраняемой природной территории. Глава республики публично заявлял, что шихан разрабатываться не будет. В действительности же, сырьё не так далеко есть, просто дешевле взять его с Торатау. Но природно-историческое наследие стоит того, чтобы потратиться на привоз сырья. По законодательству, пока шихан находится под охраной государства. Остаётся надеяться, что в будущем ничего не поменяется.

Михаил Бреслер, общественный деятель, кандидат философских наук:

– Вопрос взаимоотношения малых народов Севера и нефтедобывающих корпораций – крайне сложный. С одной стороны, развитие нефтедобычи важно для всей страны, с другой стороны, малые народы севера связаны с охотой, собирательством, рыбной ловлей.

Насколько мне известно, компании обычно выплачивают компенсацию родам за разработку на их территориях. Эта компенсация достигает значительных сумм, а работа с Главами родов проходит на уровне руководства Региона и Корпорации. Обычно стороны достигают компромиссов. Что произошло в данной ситуации – непонятно.

Не ясно: является ли г-н Кечимов главой своего рода, имеющего полномочия на ведение переговоров, или простым гражданином, обеспокоенным экологической ситуацией? В данном случае информация о конфликте больше напоминает некую PR-акцию, направленную против корпорации, рассчитанную на жителей центральных регионов, не знающих особенностей взаимоотношений с малыми народами Севера.

Шамиль Валеев, публицист, директор ИА «Медиакорсеть»:

– Благодаря цифровому веку этот шаман-оленевод, будем надеяться, не остался один на один с крупной нефтяной компанией и миллионом тонн нефти, от которых зависит благополучие местного начальства.

Мне не очень нравится, когда весь ландшафт вокруг чего-то важного для страны объявляется внезапно святыней, особенно, если за этим стоит корыстный интерес. Но не нравится и насильственное нарушение состояния ягельных полей, серебряных рек, образа жизни коренных народов. Когда жёсткие структуры вторгаются в хрупкие системы, где плодородного слоя – 2 сантиметра, это всегда вызывает тревогу.

В мире уже есть опыт более-менее мирного сосуществования первозданной экосферы и промышленной добычи ресурсов, но даже там, где жёсткое экологическое законодательство, бывают утечки и аварии. Сейчас, когда мировая конъюнктура не в пользу барреля нефти, на месте законодателя я бы защищал не возобновляемую природу и людей, которые выросли в степи, на мерзлоте.

ХМАО для страны – это же не только нефть и ландшафт, это же люди и их культура, их природа, олени, нельма, щокур, муксун, прозрачная вода и много воздуха. Я мечтаю оказаться в тех краях и хочу застать их нетронутыми, чтобы посмотреть с новым знакомым – хантом на звёзды, а не радужные разводы поверх дохлой рыбы.

А вы что думаете по этому поводу?


Следите за нашими новостями в удобном формате - Перейти в Дзен, а также в Telegram «Пруфы», где еще больше важного о людях, событиях, явлениях..
ПОДЕЛИТЬСЯ






важное