Этот период не зря называется самым тяжелым для учеников. ProUfu.ru решил выяснить, так ли страшен ЕГЭ, как его малюют. Стоит отметить, что не многие пожелали высказаться под своим именем, а предпочли облачиться в маску анонима. Оксана Орлова. Мама ученика 11 класса. - Мой ребенок готовится к экзамену, а я переживаю. Занимается с репетиторами по истории, обществу и русскому языку. Те, кто уже сдавал этот экзамен, говорят, что ничего страшного в нём нет. В ЕГЭ есть один плюс - не надо сдавать отдельно экзамены в каждый выбранный вуз, а можно сразу разослать результаты в несколько вузов и ждать. Мой сын постоянно занимается, хорошо учится, но меня реально трясёт от страха. Я, наверное, ненормальная какая-то. Понимаю, что так нельзя, а сделать с собой ничего не могу. Раньше думала, что точно уж не буду переживать по таким вопросам. Не я же сдаю... А в этом году затрясло уже на итоговом сочинении. Сама не ожидала от себя такой реакции. Первый раз же через это прохожу. А в первый раз всегда, наверное, страшно. С остальными детьми, думаю, трясти уже не будет. Екатерина Иванова. Мама ученицы 10 класса. - Последние 3 года в школах нагнетают учителя, психологи. Все они проводят семинары и собрания и для родителей, и для детей. Родителей под роспись знакомят с правилами и т.д. Реально страшно становится. Дети из-за страха отказываются ходить в школу, так как считают, что невозможно сдать эти экзамены. В школах постоянно им говорят, что они сами не смогут подготовиться, что школьная программа не предусмотрена к подготовке к ЕГЭ. Поэтому всех заставляют ходить на платные курсы подготовки, которые эти же учителя и проводят, в том же самом формате, что и все уроки. Постоянно твердят, что нужны репетиторы. Вот у кого нет возможности платить – получается, нет шансов сдать эти экзамены нормально. Абсурдная система образования. Моя дочь занималась с репетитором по математике. По истории и обществу сама все учила. После 9 класса, после сдачи экзамена у дочери на фоне этой общей истерии появился стресс, депрессия. Мы наблюдались у психолога, психотерапевта и невролога почти 7 месяцев. Альбина Файзуллина. Мама студентки. Самый главный враг - это паника! Если есть знания, то бояться нечего. Всё время внушала дочери, что она у меня умница, что всё у неё получится, что я в неё верю. Ночью пред экзаменами спали вместе, я гладила её по волосам, целовала и приговаривала ласковые слова. Ребёнок пошёл на экзамен спокойный. С репетиторами занимались только по математике, боялись только её, и то считаю, что деньги на ветер, она также сама, не поднимая головы, учила все, находила в Интернете. Так что вся эта ситуация с ЕГЭ – пустые нервы. Учиться надо, тогда и страха не будет. Руслан Габдрахманов. Репетитор. - Занимаюсь репетиторством по 3 предметам: математика, информатика и общество. ЕГЭ на сегодняшний день сдавать трудно большинству учащихся в общеобразовательных школах, в отличие от гимназий и лицеев. Если сравнивать уровень проверки знаний ЕГЭ 2009 года и 2017 года, то задания значительно отличаются. Для тех, кто писал ЕГЭ в 2008-2011 годах, для них задания были очень легкими и, следовательно, экзамен не давал объективной оценки знаний. Сегодня ЕГЭ усложнили, что увеличивает объективность оценки, но из-за сложности заданий зачастую ученики 11-х классов не готовы справиться с экзаменом. Помимо того, что усложнили задания, 11-ки постоянно испытывают стресс, причем не от сложности ЕГЭ, а от своих же учителей. Преподаватели должны оказывать поддержку своим ученикам, а в итоге просто запугивают детей и их родителей. В РБ уже было много случаев, когда детей с сердечной недостаточностью увозили в больницы во время сдачи пробного и основного ЕГЭ. В первую очередь, перед тем, как готовить детей к экзамену, надо стараться для них стать другом, который поддерживает и помогает поверить в себя. После этого начинать подготовку к ЕГЭ, заполняя пробелы в знаниях (7-10 класс). ЕГЭ стал более объективным, но из-за того, что учителя ужасно преподносят его ученикам и их родителям, делает его в целом плохим экзаменом. Я считаю, чтобы система образования начала меняться в лучшую сторону, нужно обратить внимание на учителей, от которых зависит качество знаний, уровень воспитания и психологическая подготовка детей. На сегодняшний день очень мало молодых преподавателей в общеобразовательных учреждениях из-за низкого уровня зарплаты. В школы, лицеи и гимназии в основном идут работать девушки, которые отработав год, уходят в декрет от 3 до 6 лет иногда с последующим увольнением. Татьяна Гаскарова. Репетитор. - Занимаюсь преподаванием истории и обществознания по курсу подготовки к ЕГЭ. Наибольшие проблемы возникают из-за того, что большинство учеников начинает готовиться абсолютно без школьной базы знаний за предыдущие года обучения. Поэтому в первое время приходится бороться со стрессом из-за неуверенности в своих силах. Учащиеся считают, что ЕГЭ – это что-то чрезвычайно трудное, что сдать его хорошо практически невозможно. Со временем у них появляется база знаний и к концу занятий наибольший стресс вызывает именно сама процедура сдачи (камеры, осмотр при входе на экзамен), а материал становится не так страшен. На мой взгляд, ЕГЭ нынешнего формата, особенно по истории, очень хорошо выявляет знания, потому что в основе лежит не зубрежка, а логические заключения, что в гуманитарных предметах и должно являться целью обучения. Ранее, до появления эссе по периодам, можно было сдать, просто выучив факты, сейчас же требуется оценка явлений, выявление последствий. Поэтому хороший результат на экзамене – это показатель не просто учебы, а хорошего уровня всесторонней подготовки. Притом учащиеся понимают, что в дальнейшем ту же самую историю им необходимо будет сдавать и в высшем заведении, поэтому учатся с энтузиазмом, целенаправленно. В то же время по обществознанию очень много ошибок происходит из-за формулировки ответа, и в этом я вижу огромный минус, потому что зачастую верный ответ в стрессовой ситуации пишут своими словами, но его не засчитывают при проверке заданий комиссией, так как у них есть именно шаблон ответа. Поэтому в экзамене по обществознанию есть недочеты и этот, казалось бы, легкий предмет вызывает куда больше затруднений, чем история. В целом как человек, поступивший в университет по устным экзаменам (ЕГЭ сдавали в добровольной форме, просто для проверки своих знаний), систему ЕГЭ я считаю лучше, потому что в ней проверяются все направления подготовки – как знание фактического материала, так и культурный блок, и умение выстраивать логические ряды, и умение верно формулировать информацию. При своем поступлении в университет я столкнулась с тем, что программы экзаменов в вузах различались, сейчас же школьникам легче показать свой уровень знаний, не опасаясь, что при поступлении от них потребуют чего-то сверх школьной программы. Притом за те 9 лет, что я занимаюсь подготовкой учащихся, замечаю, что к экзамену их уверенность в себе растет, у них появляется база знаний. Поэтому я полностью за систему ЕГЭ, так как она, как ни странно, более эффективная именно для поступающих в университеты, так как сама процедура поступления легче. Екатерина Асабина. Учитель русского языка и литературы. - Сейчас такое время, особенно перед ЕГЭ, что не лучшая идея раскрывать свое имя. Но все же мне есть что сказать. Поэтому напишу анонимно. Я учитель русского языка и литературы с большим опытом работы и стажем. Много лет помогаю готовиться к ОГЭ и ЕГЭ и в частном порядке. Поэтому я очень хорошо знаю, о чем говорю. Учителя здесь не при чем. Все нагнетание идет от родителей. Именно они внушают своему чаду, что все закончится плохо. Ко мне после уроков часто подходят взвинченные мамаши, которым и то не то, и это не это. Во всем винят учителей, а что мы можем сделать, если ребенок не хочет учиться? Не воспринимает информацию. Ведь многим интереснее посидеть в телефоне, сделать фотографии, пообщаться в чате. Те дети, которые усердно учатся, спокойно идут и сдают. Вместо того чтоб устраивать повсеместную истерику, надо работать, надо давать детям уверенность, что все у них получится. Игорь Сазонов. 11 класс. - ЕГЭ само по себе не сложное, если знать предмет, разумеется. Сам я боюсь только за историю, потому что там затрагивается не только история России, но и мировая. За остальные не очень переживаю, потому что по ним меня готовят профессионалы, знающие эти предметы. В принципе весь процесс подготовки к ЕГЭ проходил бы спокойно, да и сам экзамен прошел бы без проблем, если бы не нагнетание со стороны учителей, завуча и директора. Сам я на это не обращаю внимания, но на некоторых это производит особое негативное внимание. Я считаю, что ученики не самостоятельны, и без репетиторов ничего не могут. Сейчас уже не так страшно за свои знания, как за то, что ожидает нас на самом экзамене: камеры, обыски и т.д. Никаких шпаргалок нельзя с собой брать, ведь если камера это засечет, а наблюдающий ничего не сделает, то ему выпишут штраф. А оно им надо? Нет, конечно, поэтому наблюдающие с особым энтузиазмом следят за всеми. Тимур Гараев. Студент. - Школу я окончил еще в 2013 году. Хотелось бы поделиться мнением. В то время ЕГЭ проходило не особо тяжело, еще не вводился обыск учеников, не было металлодетекторов. Да и наблюдатели были не такие строгие. Сейчас, вспоминая то время, я считаю, что ЕГЭ – это ненужная процедура. Она не показывает уровень знаний. Очень много суеты вокруг этого экзамена. Ученики не готовятся к урокам, они готовятся к ЕГЭ, а это значит, что у большинства будут большие пробелы в знаниях по другим предметам. Маргарита Кадесникова. 10 класс. - Я хожу в подготовительный центр, который дополнительно обучает предметам для сдачи ЕГЭ. Без боязни не обходится, но когда у тебя есть знания, становится спокойнее. Нам потихоньку начинают рассказывать, как проходит экзамен: камеры, повышенные меры внимания и т.д. Я не могу пока сказать, нужно ли ЕГЭ или нет. С одной стороны, дети начинают заниматься более углубленно по определенному предмету, который, как они считают, наиболее пригодится им в жизни. С другой стороны, дети начинают зацикливаться на этих предметах, а на другие просто забивают. От волнения на экзамене ученики просто не могут свободно дышать. Наталья Березина. 11 класс. - В этом году предстоит сдавать ЕГЭ. Я готовлюсь уже два года к этому экзамену. Занимаюсь с репетиторами по нескольким предметам. Родители говорят, что уже молятся и ждут скорее то время, когда я окончу школу. Ведь каждый такой дополнительный урок – это огромная дыра в бюджете семьи. А что поделать? Учителя не хотят объяснять что-то еще раз, если ты не понял с первого раза. А репетиторы, что называется, «разжевывают» все. Я буду сдавать литературу, завуч – мой предметник. Она чуть ли не каждый день ходит за мной и уговаривает не сдавать. Боится. То придет и давай рассказывать, что ей какие-то красные цветы приснились – это, по ее мнению, означает, что я получу неудовлетворительный балл. Я и сама уже устала бояться, хочу поскорее справиться с этим и идти в университет, там будет легче. Среди учеников много ходит всяких советов, как справиться со стрессом. Например, некоторые считают, что если натощак выпить ложку коньяка, то страх пропадет, а мозг активизируется. Поэкспериментируем, посмотрим.