пришлите новость

WhatsApp Telegram

Как работают заключенные в Башкирии?

16:55, 14 марта 2017

В исправительной колонии № 9 (ИК-9) в Уфе отбывают наказание рецидивисты – судимые за тяжкие и особо тяжкие преступления. Это те люди, которые находятся в «местах не столь отдаленных» уже не в первый раз. Всего колония рассчитана на 1 600 человек, сейчас здесь находится примерно 1 200 заключенных. О быте осужденных мы писали ранее. Сегодня мы бы хотели рассказать вам о том, как они работают.

«Здесь они знают, в какое время им есть, во что одеваться, когда ложиться спать и просыпаться. На свободе уже бывшим заключенным, как и всем россиянам, приходится думать, как прокормить себя. У этого контингента особый менталитет. Большинство не задумывается, что можно пойти заработать. Им проще снова начать воровать. И они возвращаются в колонию, многие по два-три раза. Многих мы знаем в лицо», – рассказывает заместитель начальника учреждения Руслан Музипов.

35 часов в неделю

Всего на территории ИК-9 три производственных цеха

На ИК-9 непрерывное производство. Здесь есть литейный цех, цех обработки и швейный. Работают заключенные в две смены. Первая смена начинается в 9 утра, а вторая в 19:00. Рабочий день длится 7 часов, плюс час выделяется на обеденный перерыв. Всего по ТК РФ заключенному нужно отработать 35 часов в неделю. Работа сдельная – сколько выполнил, столько и получишь. В среднем в одну смену заключенный зарабатывает 350-400 рублей. Ежемесячно он может  максимально заработать 12-14 тысяч рублей. Из полученной зарплаты часть вычитается на иски и алименты, часть уходит на питание и коммунальные услуги, на руках по закону должно оставаться не менее четверти.

«На работу стараются брать заключенных с финансовыми обязательствами».Не стоит забывать, что это преступники, и они должны возмещать причиненный ущерб. Многие уже не в первый раз оказываются в колонии и уже имеют опыт работы.«Это тяжелый труд, поэтому с хроническими заболеваниями брать заключенных на производство нельзя. Большинство обучаются профессии уже в нашем ПТУ. Здесь учатся на сварщиков, станочников, литейщиков и так далее. Всего каждый год в училище обучаются около 200 осужденных», – рассказывает начальник отдела технического контроля центра трудовой адаптации Динар Сайфутдинов.

Высокие температуры

Заходим в литейный цех

Сейчас в литейном цехе в основном делают утяжелители для нефтегазопроводов разного диаметра от 159 мм до 1220 мм. Изготавливают продукцию для нефтяной промышленности, также периодически готовят канализационные люки и выполняют частные заказы. Так, например, руками заключенных ИК-9 изготавливаются мангалы, печи, художественная ковка.

Часто заключенные делают изделия на заказ

«Часто в ИК-9 делают заказы для нужд города. Так, например, готовили ограду для сквера возле дворца Орджоникидзе. Делали мы скамейки, они стоят в парке имени Крупской, в парке Аксакова руками осужденных выкован аленький цветочек. На новой набережной реки Белой сделали 250 метров ограды, где на русском, английском и башкирском языке отлито название нашего города», – рассказывает начальник колонии строгого режима ИК-9 Рамиль Махсудов.

Заходим в цех №1. Глаза с непривычки фокусируются не сразу. Здесь довольно темно и шумно, повсюду дым и пыль, которая оседает на коже и долго скрипит на зубах.

Литейный цех – опасное производство. Осужденные работают с очень высокими температурами. Так, например, температура плавления достигает 1 200 градусов °C, а температура заготовок около 800-900 градусов °C. В цехе две смены. На каждой смене работает 30-35 человек. Всего здесь трудоустроено около 70 человек.

Заключенные трудятся среди высоких температур

Всего в цеху работают 4 печи – две угольные и две электрические. Нельзя допускать, чтобы печи остывали, поэтому производство безостановочное. В них подготавливается сплав и затем здесь же он разливается в специальные формы.

Температура сплава достигает 1200 градусов °C

После заливки изделие нужно достать из формы, пока оно еще разогрето. Если не успеть, и оно остынет – придется все отправить на переплавку.

Снимать изделие с формы нужны как можно быстрее

После того, как заготовку достают, ей дается около 3 часов на остывание. После охлаждения изделие отправляют на обработку.

За одну рабочую смену осужденные изготавливают около 45-50 деталей

У каждой смены стоит план – отлить 10 тонн. Останавливаться нельзя, нужно за раз сделать как можно больше. В один прием рабочим цеха удается подготовить 4-5 деталей. Каждая деталь весит 225 кг. 

Готовые детали складываются в одно место

К станкам

На территории ИК-9 есть цех обработки и лаборатория качества. Здесь доводят до ума изделия, отлитые в первом цеху, а еще готовят вентиляционное оборудование, так называемые дымососы для шахт, электростанций, горнодобывающей промышленности. Сырье для изделий закупается отдельно. Каждая деталь оттачивается и собирается в цеху.

Работа требует сосредоточения

В цеху обработки трудится 50 осужденных – фрезеровщики, токари, сварщики. Находится без специальной формы здесь довольно опасно. В разные стороны летят стружки из под станков, искры от сварки. В помещении также шумно и темно, как и в предыдущем цеху. Рабочие все трудятся молчаливо, никто не смеется и не разговаривает – нужно выполнять план.

Здесь трудятся и за станком за сварочным аппаратом

Работа в цеху также посменная. Сюда могут устроиться осужденные с опытом либо те, кто получил образование в училище.

Сами шьют

В колонии есть швейный цех

На территории колонии есть и швейное производство. Здесь в смене работают около ста человек. Непривычно наблюдать за тем, как такое количество мужчин, которые зачастую не раз преступали закон, старательно трудятся за швейными машинками.

В швейном цеху трудятся около 100 человек

Здесь обстановка менее напряженная. Не то, чтобы осужденные смеялись и свободно общались между собой, но все-таки чувствуется, что работать здесь не так сложно и опасно, как в предыдущих цехах.

Основные заказы – спецодежда

Ежемесячный план цеха 15-20 тыс. жилеток и 40 тыс. нарукавников. Здесь тоже непрерывное производство. В день заключенные сшивают около 1 500 изделий – рабочую одежду, жилеты, нарукавники, резиновую форму.

Резиновая форма нужна там, где вода, агрессивные химические смеси. Такие заказы делаются для «Роснефти», РЖД и разных других предприятий.

Для пошива такой формы не понадобится ни одна нитка – спецодежда спаивается при помощи специальной машинки. Чтобы работать за такой машинкой, нужны специальные знания и особая осторожность – все-таки сложное и опасное оборудование.

Все делается по специальным выкройкам

Перед пошивом сначала готовят детали одежды по специальным выкройкам. Для этого на длинном столе в несколько слоев складывают полотно. Важно его использовать экономно.

Готовые изделия проверяют на качество

Все полученные детали складываются по специальным стопкам, а дальше отправляются на сшивание. Производство здесь безотрывное.

«Многие осужденные отказываются от преступного прошлого, ищут работу по специальности. Здесь многие судимы не впервые, многие уже далеко не молодежь. Бунтарский дух утих и им хочется хотя бы попробовать начать жить нормальной жизнью», – заместитель начальника учреждения Руслан Музипов.


Читайте также


Следите за нашими новостями в удобном формате - Перейти в Дзен, а также в Telegram «Пруфы», где еще больше важного о людях, событиях, явлениях..
ПОДЕЛИТЬСЯ






важное