Россия становится страной доминирующего теневого образования, сообщают федеральные СМИ. Судя по региональным опросам, около 70% школьных учителей страны нелегально подрабатывают. Под термином «теневое образование» обычно понимают дополнительное обучение вне государственной системы, то есть нелегальное репетиторство или полуподпольные дополнительные курсы. В новом исследовании, которое представят в апреле в «Высшей школе экономики», рассказывается о том, что доходы педагогов сегодня напрямую зависят от их «подработок». Доля доходов учителей от репетиторства составляет от 35% до 50%. «В нашем исследовании приняли участие 129 человек – это педагоги школ. Мы провели анкетирование наших респондентов с целью выяснить долю педагогов, включенных в теневое образование. В результате мы увидели, что из 129 человек 72% включены в теневое образование, то есть оказывают репетиционные услуги сейчас или имеют опыт этой деятельности (данные анкет)», – сообщает автор исследования доцент Костромского госуниверситета Наталья Крылова «Новой газете». Как утверждают эксперты «Высшей школы экономики», услугами учителей за стенами школ в основном пользуются дети из обеспеченных семей, большинство которых живут в городах. Исследователи пришли к выводу, что это приводит к усилению социального неравенства. Наталья Крылова сообщает, что даже семьи из не самых обеспеченных регионов страны готовы тратиться на такое образование. В 2014 году в семье с двумя детьми остаток денежных средств после минимальных расходов составлял около 10 тыс. руб., до 15% из них родители готовы были потратить на репетиторов. В 2015 году ситуация изменилась – родители готовы были тратить на образование уже не более 6% бюджета. «Многие родители связали это с ухудшением экономической ситуации в стране, уменьшением собственных доходов и готовностью государственных образовательных учреждений предлагать новые варианты подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ и ОГЭ», – рассказывает она. Директор Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС Татьяна Клячко отмечает, что если ранее в теневом образовании были задействованы только преподаватели университетов, то сейчас в него активно вливаются учителя школ. При этом средства, заложенные в федеральном бюджете на зарплаты учителей с 1 января 2016 года, снизились на 24 миллиарда. Индексация оплаты труда работникам системы образования при этом выполняется, благодаря оптимизации рабочих мест и сокращению персонала в школах. На данный момент в Башкирии зарплата учителей составляет 15-20 тысяч, в зависимости от загруженности и стажа, и около 30 тысяч в Уфе. Олег Гайсин, заместитель директора Туймазинского индустриального колледжа: - Теневой рынок образования был всегда. И в советские времена, и постсоветские. Разница в том, что раньше вынужденно платили при поступлении в востребованные ВУЗы, то сейчас, в связи с введением ЕГЭ, теневой рынок образования переместился в область репетиторства. Хороших предметников расхватывают еще в начале учебного года. Они востребованы и зарабатывают очень неплохие деньги. Проблема в том, что в самой школе нет возможности акцентировать внимание учащихся на всех нюансах учебной программы. Учителя вынуждены львиную долю своего времени уделять дисциплине в классе среди немотивированных ребят и различным организационным моментам в ущерб знаниям. Оказывает медвежью услугу и низкий уровень подготовки самих педагогических кадров, большая часовая нагрузка и отсутствие мотивации на индивидуальную работу с одаренными учащимися в стенах школы. Азат Бадранов, Руководитель МОО "Ассоциация студентов и аспирантов Башкортостана в Москве и Санкт-Петербурге": - В первую очередь, это, конечно, несоответствие школьной программы к требованиям ЕГЭ. И люди, желающие набрать наибольший балл по ЕГЭ, стараются получить более углубленную подготовку по предметам ЕГЭ. Концептуально же это следствие продолжающейся неолиберальной политики в системе отечественного образования. Эта политика является сложносоставной и многоаспектной. На развитие теневого образования напрямую влияет как содержание школьных программ, так и уровень реальных зарплат учителей, так же кадровая и количественная оптимизация российских школ. Безусловно, сложившаяся ситуация усиливает социальное неравенство в обществе. Если в СССР смогли выстроить единую и доступную систему образования в пределах всей страны, то сейчас, к сожалению, образовательное пространство России назвать единым и доступным можно лишь с оговорками. Вроде как ЕГЭ позволяет поступить в лучшие столичные вузы из любой глубинки нашей страны, однако не в каждой глубинке можно подготовиться к необходимым результатам ЕГЭ. Например, сейчас в сельских школах, в том числе и в Башкортостане, частое явление, когда один учитель преподает несколько совершенно не близких друг к другу предметов, - учитель математики ведет еще и физику, и биологию с географией. О каком уровне знаний здесь можно говорить?! В лучшем случае преподаватель по непрофильному для него предмету сможет дать ученикам хороший пересказ учебника. У Республики Башкортостан каких-либо особенных причин относительно теневого образования нет, переживаем те же проблемы, что и в целом в России. Другой вопрос, что в регионах, где большое количество сельского населения, встает вопрос уже о доступности качественного образования вообще, в том числе и теневого. Если в Уфе в принципе любая семья, радеющая за своего школьника, может решить вопрос качественной подготовки, то в селах чаще всего «днём с огнем не найдешь» хорошего "предметника". Пока государство не поменяет своего отношения к образованию, то эта проблема никак не будет решаться. Политика «жесткой экономии» в образовании должна уйти в прошлое, ибо эта сфера является стратегической. По-моему, как сказал Черчилль, политик думает лишь о следующих выборах, а государственный деятель о следующем поколении. Так вот на образование должен быть по-настоящему государственный взгляд, а не политический. Рустем Ахмадинуров, депутат Курултая-Госсобрания РБ, советник при ректорате Российского государственного социального университета: - Теневой рынок образовательных услуг в республике достаточно велик и связан он, в основном, с репетиторством. По некоторым оценкам в среднем в республике до четверти доходов учительства составляют доходы от теневой (т.е. необлагаемой налогами) репетиторской деятельности. Особенно востребованы их услуги в старших классах в преддверии к подготовке к ОГЭ и ЕГЭ. Увеличение масштабов репетиторства говорит о том, что существует разрыв между базовой подготовкой, которую дает средняя школа и теми требованиями, которые предъявляются в вузах. Недостающие знания как раз и восполняют репетиторы. В советское время такой проблемы не было, сегодня же для гарантированного поступления в вуз (тем более на бюджетные места) до 70-80% родителей вынуждены нанимать «домашних» учителей и тратить из собственного кармана не менее 40-50 тысяч рублей в год на подготовку к ЕГЭ. Мы в свое время с младшей дочерью тоже дополнительно занимались по английскому языку. К сожалению, имеющийся разрыв в уровне подготовки в школе и к требованиям, предъявляемым при поступлении в вуз в форме ЕГЭ, вынуждает родителей обращаться к квалифицированным педагогам на платной основе. Думаю, пока этот разрыв сохранится, услуги репетиторов будут актуальны и востребованы. Рустем Вахитов, доцент кафедры философии факультета философии и социологии БашГУ: - Точных социологических данных о теневом образовании в Башкирии нет, но, думаю, принципиально она не отличается от ситуации в других регионах России, которая описывается исследователями из ВШЭ. Причин такого роста «репетиторского промысла» несколько. Во-первых, российская школа не дотягивает многих учеников до того уровня, который нужен для получения высокого бала ЕГЭ. И не только потому что школа страдает от недофинансирования, нехватки кадров (многие выпускники педвузов не идут в школу из-за низкой зарплаты). Она истерзана многочисленными, зачастую ненужными реформами. Это связано и с тем, что существующая у нас модель школы не предназначалась для натаскивания на решение тестов. Задача нашей школы, сформировавшейся в советские времена, давать образование в классическом смысле слова. В этом смысле ЕГЭ для нас чужеродное образование. Само введение ЕГЭ спровоцировало эту ситуацию и это можно было предвидеть. Мы расхлебываем последствия волевого введения единого госэкзамена, вопреки протестам преподавательского сообщества, родителей, общественности. Вторая причина связана с невысокой заработной платой учителей и преподавателей. Причем, разница зарплаты в провинции и в столице огромна. Социологи ВШЭ пишут, что в провинции средняя зарплата учителя – 15 00) рублей, в Москве же – в 2 раза больше. Как можно прожить на 15 000? Учителю, чтобы жить достойно, приходится работать и в школе, и заниматься частными уроками.