По данным Росстата, в 2016 году в России школ стало меньше на 1300. Хотя, самих школьников увеличилось почти на миллион. Так в чем же причина закрытия школ? Особенно плачевная ситуация наблюдается в сельской местности. Если в городах школы окончательно не закрывают, а просто объединяют в конгломерации, то в деревнях дети вынуждены менять школу и ходить в соседние села, где учебные заведения еще работают. По данным Министерства образования РБ, с 2013 по 2015 год по республике количество оптимизированных школ доходит до 130. Из них в городской местности - 6 общеобразовательных учреждений, а в сельской - 124. Не всегда школы, которые должны посещать ученики вместо закрытой родной, находятся близко. В случае с нашумевшей историей школьников с топорами, было так же. Дети деревни Верхний Нугуш были вынуждены посещать школу деревни Галиакберово, которая находилась в 15 километрах от их домов. В ответе Минобра РБ, полученном на запрос ProUfu.ru, говорится: «Ежегодно обновляется парк автотранспорта для перевозки школьников. В настоящее время организован подвоз более 35 тысяч обучающихся из 2501 населенного пункта в 866 общеобразовательных организаций на 1390 школьных автобусах». В это число счастливчиков дети Верхнего Нугуша не входили. Хотелось бы отметить, что действующий Закон «Об образовании» гласит, что ликвидировать или реорганизовать сельскую школу или детсад власти имеют право только с согласия специальной комиссии по оценке последствий такого решения и с «учётом мнения схода местных жителей». При этом документ не предписывает, что мнение это должно быть непременно положительным. То есть власть может получить от граждан и отрицательный отзыв, его учесть, но школу или детсад всё равно закрыть. Еще немного цифр. В 2015-2016 учебном году в Башкирии реорганизовано еще 47 школ, из них 7 ликвидировано. А в 2016-2017 году будет оптимизировано 40 школ, сообщает Минобр РБ. Сторонники оптимизации школ аргументируют свою правоту плохой демографической ситуацией в России. Мол, если контингента нет, зачем держать школы – это лишний убыток для муниципалитета? «Хотя, - пишет Минобразования Башкирии, - по прогнозным данным, в ближайшие 5 лет количество обучающихся в селе вырастет от 18,4 тысяч обучающихся (в 2016 году) до 19,8 тысяч в 2020 году. Тем временем, на развитие образования в 2016-2020 годах, Башкирия получит 86,8 млн рублей уже 2017 году. Из них 57,1 млн рублей уйдут на создание детского технопарка, в котором будут проходить обучение не менее 800 детей в возрасте от пяти до 18 лет, а также на повышение квалификации педагогов и работников технопарка. Еще 29,7 млн рублей предназначается на развитие процедур оценки качества образования, в том числе на материально-техническое оснащение регионального центра обработки информации, пунктов приема экзамена, создание региональных инструментов для проведения оценки качества общего образования. Мнение: Ильгиз Султанмуратов, социолог, демограф: - Оптимизация была организована грубо и совершенно не учитывала демографические и социальные факторы. Сейчас растет последнее зафиксированное наукой многочисленное поколение, дети родителей 80-х годов рождения. Т.е. это не рождаемость пошла вверх, а просто на короткий период времени стало больше матерей и, естественно, фиксируется чуть больше рождений. Но эта тенденция скоро пройдет и не окажет сильного положительного влияния на возрастную структуру нашего общества. Основной тренд - старение населения, которое влечет за собой ослабление трудового потенциала, увеличение нагрузки на бюджет, рост заболеваемости и смертности. Нам уже вчера надо было думать, кто будет работать, рожать и строить вместо многочисленного уходящего поколения. Пока же сделано все, чтобы молодым и средним поколениям жилось как можно тяжелее. В свое время такую же ситуацию, как с школами, прошли на примере детских садов. В Уфе тогда закрыли много садиков, здания продали или переделали, а потом на протяжении нескольких лет строили и открывали новые. Хотя демографические показатели четко демонстрируют, через какой промежуток времени сколько на сколько детей увеличится, на сколько уменьшится. Естественно, что те дети, которым не хватало мест в детсадах, сейчас собираются в школы. Ситуация на селе не может не огорчать. Село всегда было демографическим источником новых сил для страны. Зачем сокращать там и без того бедную социальную сферу в виде библиотек, школ, клубов, больниц? В города набилось столько людей, а кто и как его будет кормить? Будут ли возможности для трехдетной семьи достойно жить в этом городе? Пока непонятно. Ничего не делается для морально-психологической поддержки многодетности, наоборот, убирают последние льготы. На ТВ идет пропаганда индивидуализма, распущенности, идей личностного роста и успеха, не совместимые с семьей и с нашими традиционными культурными установками.