Несмотря на то, что на вчерашней встрече руководителей Духовного управления мусульман РБ был нарушен формат пресс-конференции, а спикеры предпочли разговаривать лишь о проблемах строительства соборной мечети в Уфе, нашему корреспонденту все же удалось задать пару вопросов о состоянии ислама в республике. Мы уже писали о том, что с 25 по 27 августа этого года в Чечне прошла международная конференция, на которой более сотни богословов со всего мира и представители российских духовных управлений мусульман обсуждали тему «Кто такие Ахлю-Сунна валь-Джама’а». Принятый на конференции итоговый документ получил в СМИ название «Грозненская фетва». «Грозненская фетва» определила направления, которые называют себя суннитскими, но не соответствуют исламским канонам и поэтому являются ложными и запрещенными для последователей религии ислам. Кроме запрещенных в России ДАИШ (ИГИЛ), «Братьев-мусульман» и «Хизб ут Тахрир», к числу псевдоисламских течений были отнесены салафиты (ваххабиты). Изначально фетву поддержал и ДУМ РБ, но позднее вслед за Советом муфтиев России, от религиозного документа башкирский муфтият отказался. Наш корреспондент поинтересовался у председателя ДУМ РБ Нурмухамета Нигматуллина, с чем связана такая позиция управления. - Ну, как вам сказать? У нас ведь долгое времени не было никаких других течений. У нас была школа ханафитского мазхаба. Но в последние годы у нас многие молодые люди обучались за рубежом, не только в официальных заведениях, но и подпольно. И они сюда привнесли какие-то другие течения. А кто-то вообще получает информацию из Интернета. Поэтому этот вопрос очень сложный. Мы надеемся, что такие фетвы будут обсуждены всеми учеными и такого непонимания в будущем не будет. На ошибках учатся, может здесь и были какие-то плюсы, были и минусы. Даже Рамзан Кадыров лично съездил в Саудовскую Аравию и извинился. В любом случае, жизнь идет, мы надеемся сохранить традиционный ислам, - ответил муфтий Башкирии. Муфтий Башкирии очень редко общается с журналистами и предпочитает не комментировать различные возникающие ситуации. Поэтому мы спросили, как он относится к тому, что некоторые чиновники, как это случилось в Хайбуллинском районе, позволяют себе вести политическую агитацию в мечетях. - В начале 90-х духовным управлениям разрешалось вести предвыборную кампанию, но потом, запретили. Мы, духовные лидеры, не можем участвовать в предвыборных кампаниях, поддерживать одну или другую партию. Я как человек, как личность, могу сказать свое мнение, но как духовный лидер, муфтий не могу поддерживать кого-то. Поэтому если кто-то, и это не имам, провел агитацию в мечети, то это - нарушение закона. Если это имам – это тоже нарушение закона. Все наши имамы это знают. С имамом этой мечети мы будем разбираться, а разбирательство с чиновником - в компетенции правоохранительных органов, - ответил Нурмухамет-хазрат. Вышеуказанное написано складно, но вытягивать ответ из муфтия было сложно. Было очевидно, что ему уж очень не хотелось что-то говорить про «Единую Россию» и высокопоставленную чиновницу из районной администрации. Напомним, что в начале сентября к нам обратилась группа прихожан мечети села Акъяр, которая была оскорблена поведением замглавы администрации района Минзали Баймурзиной, которая вела в рабочее время агитацию в мечети. Отметим, что несмотря на наше обращение посредством публикации и в электронную приемную, Прокуратура РБ до сих пор не провела проверку. А что вы думаете об этом?