«Трудные ученики добиваются больших высот» – Как настрой перед новым учебным годом? Готовы к школьной поре? – Настрой у меня замечательный. 1 сентября всегда очень волнительно для меня. Каждый раз я вхожу в класс, как в первый раз. Очень хочется поскорее увидеть любимых учеников, они, наверно, за лето выросли и отдохнули. Это 50-ый год моей трудовой деятельности, моей работы в школе и 30-ый год, как я работаю в нашей гимназии. – Почему Вы решили стать учителем английского языка? – Мне очень запомнился мой первый учитель английского языка в пятом классе Скрябина Людмила Сергеевна. Я пришла на урок, и буквально была очарована ей. Она произвела на меня огромное впечатление и сумела так заинтересовать меня предметом, что я пришла домой и сказала родителям: «Я буду учителем английского языка». – Что особенно запомнилось в первый рабочий год? – Легкое волнение было вначале. Но потом я быстро освоилась! Я никогда не забуду пытливые взгляды детей. Они привыкали и изучали свою новую учительницу. Ребята с интересом и вниманием слушали меня. Коллектив тоже меня хорошо принял, коллеги меня всячески поддерживали, помогали, давали советы. Сейчас, в свою очередь, я тоже всегда поддерживаю молодых учителей, помогаю, чем могу. Я пыталась передать детям те знания, которые мне дали мои учителя, и привить им любовь к английскому языку. Помню, как на урок пришел директор, который подбодрил и похвалил меня, сказав, что у меня все хорошо получается. Я была счастлива!; – Были ли у Вас любимые ученики? – Сложно сказать. Я не выделяла кого-то. Все они были для меня любимые и хорошие. Толпами ходили за мной. Учитель – это ученик, который решил остаться в школе на всю жизнь. И мне всегда есть чему поучиться у ребят! – Что самое сложное в работе с детьми? – Если рабочий на заводе деталь неправильно сделал, то он всегда может ее переделать и выточить новую. В работе с детьми второго шанса нет. Если ты навредишь, обидишь или ранишь ребенка – исправить уже не получится. «Все мои ученики как одна большая семья» – Вера Сергеевна, какой школьный выпуск Вам запомнился больше всего и почему? – Это был выпуск 1984 года в школе №52. Я была классным руководителем, у меня был замечательный класс! Мы все до сих пор дружим, общаемся в интернете, созваниваемся, ходим регулярно на вечера встреч. На 30-летие школьного выпуска мои ученики приезжали из разных уголков России – из Санкт-Петербурга, из Кемерово, из Грозного. Мы ходили по школьным коридорам, вспоминали школьные годы, пили чай, каждый рассказывал о своей жизни. Они все очень дружные! Мы каждый месяц устраивали классные Огоньки, вечера в английском и в индийском стиле, отмечали дни именинников, ездили в турпоходы. Мы все как одна большая семья! Я организовывала поездки в Белоруссию, Киев, Западную Украину. Дети были в восторге. Я с теплотой в душе всегда вспоминаю свой класс и те школьные годы. Был даже такой случай: одна из моих учениц трагически погибла, оставив двух детей. Над ними оформила опекунство бабушка. А мои ученицы ходили на собрание к ним, организовывали сбор денег, подарков для детишек, встречали их из лагеря – заботились о них как могли! – Кто-нибудь из Ваших воспитанников стал известной личностью, добился больших высот? – Многие из них пошли по моим стопам, стали учителями английского языка, воспитателями в детских садах. Например, Феличкина Наталья – директор лицея №62, Дремина Марина – заместитель начальника в Октябрьским РУНО. – Есть ли у Вас сложные ученики, и как с ними складываются отношения? – Сложные ученики здороваются со мной во весь голос, завидев издалека (смеется). А вообще, как правило, такие дети добиваются очень многого в жизни – они ведь не тратят, а берегут свою энергию, и пускают ее в ход во взрослой жизни. – Если сравнивать советских детей и нынешних – в чем разница между ними? Какие были более способные, любознательные, творческие, умные, общительные? – Раньше не было компьютеров. Сейчас все компьютеризировано: обучение на планшетах, электронные дневники. Что самое важное – было живое общение и его было много. Дети были более читающие. Мы проводили дискуссии, обсуждали книги, фильмы, газеты. Но детей нельзя сравнивать: дети есть дети. Они всегда пытливы, любознательны. Конечно, подспорьем нам, педагогам были комсомольские организации, пионерия – все это очень дисциплинировало детей, они учились быть ответственными, больше помогали. Сейчас, работая в 84 гимназии, мы стараемся при возможности приглашать студентов-иностранцев из Бразилии, Японии, Китая в школу. Сбылась моя мечта – я увидела Лондон. Увидеть столицу Англии я мечтала с 10 лет, с тех пор как я взяла в руки учебник английского языка. И вот моя мечта сбылась! Еще я организовывала обучающие поездки на Мальту, в Париж, Польшу, Голландию, Чехию – всего объехала 28 стран. – Не было ли желания остаться жить в Европе и работать, например, переводчиком? – Нет. Я патриот своей родины. Где бы я ни путешествовала – всегда возвращаюсь домой. Мне нравится то, чем я здесь занимаюсь. Переводчиком я работала в круизе по Средиземному морю. – А что в общем можете сказать о родителях в Советское время и нынешних? Как бы Вы их охарактеризовали? – Родители мне всегда попадались замечательные! Очень помогал родительский комитет. Мы всегда находили общий язык, договаривались. Ни разу за мою работу не было каких-то конфликтов или недопониманий. – Вера Сергеевна, как Вы считаете, обучение на компьютерах идет на пользу подрастающему поколению? – Думаю, что это значительно упрощает образовательный процесс. В Интернете можно быстро найти нужную информацию. Школа идет в ногу со временем. Но, несмотря на прогресс, нужно возрождать и духовность: больше ходить в театры, библиотеки, на выставки. – Но ведь компьютеры умаляют роль библиотек и книжного чтения. – Я сама очень много читаю и всегда пропагандирую чтение. Предпочитаю зарубежных классиков: Голсуорси, Твена, Хэммингуэя. Когда я спрашиваю у ребят, как им больше нравится читать: в электронном виде или на бумаге, они хором отвечают: на бумаге. Им нравится запах страниц, нравится трогать их, перелистывать, смотреть картинки. «Призвание должно хорошо оплачиваться» – Чем Вы гордитесь? Что цените в детях и людях? – Я горжусь своими родителями. Папа работал директором школы, мама – главный бухгалтер в Калининском РОНО. Муж у меня тоже трудится директором 116 школы и заведующим Орджоникидзевским РОНО. Все мы родом из школы. В людях я ценю искренность, трудолюбие, пытливость, целеустремленность, чуткость. –А дети тоже пошли по Вашим стопам? – Нет, сын закончил ФИРТ в УГАТУ и сейчас работает по специальности в Уфе. Дочь закончила две академии искусств: в Уфе и в Санкт-Петербурге. Училась, кстати, на одной параллели с Земфирой. Сейчас она в Москве занимается любимым делом. У меня трое внуков: двое из них в Москве. С ними я по скайпу занимаюсь английским. – А какой у Вас был любимый предмет? – Я всегда тяготела к гуманитарным наукам: помимо английского языка мне нравились русский язык и литература. – Какие необычные подарки или сюрпризы делали для Вас ваши ученики? – Не так давно на мой день рождения ученики сделали мне сюрприз. Я была дома, позвонили мне и говорят: «Выгляните в окно!». Я смотрю: а на улице все мои одиннадцатиклассники под окнами стоят с шарами и цветами, и мне машут и кричат: «С днем рождения, Вера Сергеевна!». Так приятно и неожиданно было. Даже все соседи вылезли посмотреть (смеется). – Чем Вы увлекаетесь в свободное время? –Свободного времени, на самом деле, не так уж и много у меня. Мое хобби – путешествия! Люблю читать книги, люблю выращивать цветы, заниматься садом и проводить время с внуками. – Назовите три самых ярких впечатления за всю Вашу жизнь? – Занятия художественной гимнастикой с замечательным тренером Ильдутовой Жанной Николаевной. Безусловно, это моя встреча с мужем. Мы уже вместе 49 лет. Скоро будет у нас юбилей. Сбылась моя мечта – увидеть Лондон. Ну и мои внуки, конечно же. – Как Вы относитесь к тому, что Дмитрий Медведев недавно высказался об учителях: «Быть учителем – это призвание. Если их не устраивает их зарплата – пусть занимаются бизнесом». – Я считаю, что это призвание должно хорошо оплачиваться. Тогда государству не придется детей перевоспитывать, содержать тюрьмы и суды. – А Ваша зарплата устраивает Вас? – Вполне. – Сейчас профессия учителя не очень востребована среди молодежи. Нынешнее поколение стремится стать экономистами, юристами. В чем Вы видите причину? – Как я уже сказала, государству нужно поднять зарплаты учителям, поднимать престиж этой профессии, а через СМИ доносить это до аудитории, снимать хорошие и стоящие фильмы о школе и учителях. Вообще я считаю, что в профессии учитель много плюсов: отпуск в летнее время, работа среди детей – а они ведь как чистый лист: что вложишь, то и получишь. – Как Вы оцениваете то, что нынешнее общество пропагандирует детоцентризм? Все вращается вокруг наших чад – кругом кружки, развивающие центры, дети уже в четыре года начинают читать и писать. Родители носятся с ними по всем учреждениям, стараясь дать все и сразу? Делают за них уроки… – Я считаю, что раньше дети были более самостоятельными. Не было сотовых телефонов. Сейчас родители контролируют практически каждый их шаг, и очень пекутся о своих чадах. Оно и понятно – мы живем в непростое и небезопасное время. А что касается кружков – сейчас такая жизнь: насыщенная. Школьная программа сложная. Если раньше дети шли в первый класс, чтобы научиться писать и считать, то сейчас в первом классе они все это уже умеют. Вот и стараются родители, чтобы ребенок ни в чем не отставал. – Как Вы считаете, ЕГЭ изживет себя со временем или останется как один из показателей умственных способностей ребенка? – У ЕГЭ есть как плюсы, так и минусы. С одной стороны, один раз его сдал и выбираешь любой вуз. С другой стороны – это очень сложно, и охватить все школьной программой невозможно, поэтому приходится много заниматься самим и с репетиторами. Кстати, в этом учебном году многие из моих учеников сдали ЕГЭ с очень высоким баллом, заняв первые места по району по английскому языку и одно из первых мест по городу со средним баллом 80. Хотя раньше не было ЕГЭ, но дети были очень умные и целеустремленные. Российское образование очень ценилось во всем мире и без ЕГЭ. – Если в одном предложении сформулировать напутствие всем ученикам Уфы, то какие это будут слова? – Дарите свое сердце людям!