Обсуждение новой транспортной стратегии Уфы в рамках прошедшего в Уфе III Международного градостроительного форума UrbanБайрам оказалось полно сюрпризов. Самыми знаковыми стали возвращение трамвайных путей в центр города и неизбежный отказ от маршруток в перспективе. Чего хочет «глас народа»? Жители Уфы за последние 10-20 лет с волнением наблюдали, как власти пытались решить транспортную проблему в городе. К сожалению, в прежние годы не всегда эти методы были хорошо продуманы. Многие помнят эпопею с трамвайными путями на проспекте Октября. Сколько бюджетных средств в буквальном смысле оказалось зарыто под рельсами на проспекте Октября, которые сначала капитально отремонтировали, чтобы вскоре разобрать вовсе!.. Эти прецеденты на практике подтвердили значение общественного мнения. «Глас народа», если к нему прислушаться, способен помочь избежать серьезных ошибок при решении самых разных актуальных вопросов. В присутствии иностранных экспертов представители уфимских властей заверили, что все аспекты Стратегии развития Уфы будут представлять собой общественный договор между властью, бизнесом и населением. Примечательно, что недавние опросы населения показали, что, проблемы транспорта для горожан находятся по значимости ближе к тридцатому месту. Эксперты расценили это как добрый знак: по большому счету уфимцы пока не сталкивались с настоящими пробками, в которых по нескольку часов простаивают жители Москвы и некоторых других мегаполисов. Однако на этом позитивная оценка транспортной ситуации в Уфе и заканчивается. Нынешнюю структуру общественного транспорта в Уфе приезжие эксперты оценили как довольно отсталую. Она предельно проста: есть муниципальный электротранспорт – МУЭТ города Уфы, «Башавтотранс» – государственный перевозчик, где работают в основном большеформатные автобусы, и частные перевозчики. Всего в Уфе зарегистрировано 8,5 тысяч единиц общественного транспорта. На линию выходит ежедневно от 2,5 до 3,5 тысяч единиц общественного транспорта. Проблемы уехать куда-либо в Уфе не существует. «Кто-то работает в режиме маршрутных автобусов, кто-то - в режиме ведомственных, а кто-то зарегистрировал ИП и вообще непонятно чем занимается, - расставил оценки глава города Ирек Ялалов. - Основные жалобы наших уважаемых горожан – на качество обслуживания, на график работы транспорта (с 20.00 до 0.00 часов резко сокращается количество общественного транспорта и фактически город отдается на откуп маршрутного такси). Поэтому для нас важно, чтобы общественный транспорт работал с 6 утра до полуночи или часа ночи, системно, по графику, и был комфортабельным. Самое же главное, если смотреть по структуре, у нас крупногабаритные автобусы вместе с троллейбусами и трамваями составляют небольшую долю этого сегмента, в основном – это малогабаритные автобусы вместимостью до 26 пассажиров». В результате тех же опросов выяснилась еще одна интересная вещь: молодежь до 35 лет не воспринимает большеформатный общественный транспорт, считая его неудобным, тихоходным, несовременным, грязным и предпочитая импортные маршрутные автобусы. «Мы многое делаем, чтобы привлечь их на общественный транспорт, начиная с систематической замены подвижного состава, бесплатной сети Wi-Fi, специальных программных продуктов, связанных с оплатой проезда, - сказал глава администрации Уфы. - Тем не менее, пока не можем создать альтернативу частному автомобилю, который люди считают более комфортабельным». Требуются свежие идеи Как и во всяком мегаполисе, в Уфе формируется агломерация, охватывающая все новые микрорайоны и пригородные территории. И жители поселков Булгаково, Баланово, Жуково и прочих активно застраиваемых коттеджами населенных пунктов вскоре могут в полной мере ощутить все прелести транспортных коллапсов, в которые периодически впадают Сипайлово, Черниковка и Дема. Из Сипайлово каждый день выезжает на работу в центральную часть Уфы 90 процентов трудоспособного населения, из Демы – 70 процентов. «Поэтому у нас была очень сложная задача - сформулировать идею, как мы должны развивать общественный транспорт, - подчеркнула начальник отдела стратегического планирования Главархитектуры Уфы Ольга Сарапулова. - Много рассматривалось предложений, предпроектных решений, начиная от вариантов скоростного трамвая и заканчивая метробусами». Кстати, мэр Уфы озвучил истинную причину краха идеи строительства метро в Уфе. Решающей преградой стали вовсе не карстовые породы в недрах Уфимского полуострова. Оказывается, в 90-ые годы был банк, готовый инвестировать средства в данный проект. При тогдашнем курсе доллара это было реально. Однако довести дело до логического завершения специалисты с нашей стороны не смогли. А своих средств на воплощение проекта в жизнь так и не нашлось. Поэтому сегодня приоритет отдан наземным видам транспорта, а также поиску инвестора для воплощения подобных идей. «Это очень сложный вопрос – создание каркаса общественного транспорта, еще и в силу того, что мы сильно ограничены в финансовых ресурсах, - отметил Ирек Ялалов. - Любой мэр города-миллионника вам скажет, что самостоятельно ни один город не сможет «потянуть» серьезный инфраструктурный проект, начиная с метро и заканчивая легкими скоростными транспортными системами». И сошлись трамвайные пути Тон обсуждению задал заместитель главы Екатеринбурга Евгений Липович. «Я удивлен, что в Уфе до сих пор сохранились маршрутки, - заявил он. – Мы покончили с ними в 2009-2010 году, приняв соответствующее решение на уровне администрации города». Конечно, можно сказать, что в Екатеринбурге есть метро, которое помогает снять транспортную напряженность. Как бы не так! Львиную долю пассажиропотока там перевозят… трамваи, которые в Уфе в последние годы отошли на дальний план. По словам Евгения Липовича, резерв трамваев далеко не исчерпан. Если огородить трамвайные пути высоким поребриком, чтобы на них не проникали доморощенные автогонщики и камикадзе-пенсионеры, то трамвай может развить достаточную скорость, чтобы составить конкуренцию автобусам и маршруткам. Директор уфимского МУЭТ Аскар Фазлыев подтвердил слова вице-мэра Екатеринбурга. По его словам, на улице Зорге в Уфе есть участок путей, на которых созданы условия для быстрого движения трамвая, и там недостатка пассажиров в вагонах не бывает. Аскар Фазлыев констатировал, что слухи о смерти трамваев оказались сильно преувеличены. По итогам общественных слушаний, трамвайные пути, соединяющие северное и южное кольца в Уфе, будут восстановлены. Нужно только определиться, по какой улице они пройдут – Российской, Блюхера либо тому же проспекту Октября. В трамваях для пассажиров создадут максимум удобств – бесплатный Wi-Fi, оплата по единой карте или при помощи мобильника, часов, колец и прочих новомодных гаджетов. В качестве инвесторов уфимские чиновники надеются увидеть владельцев частного капитала. К слову, мнение владельцев маршрутных такси на форуме не звучало. Но судя по тому, что на большинстве частных маршрутов в Уфе в последние пару недель снизилась плата за проезд, «маршрутники» уже пытаются проявить лояльность. Подводя итог обсуждению, можно сказать в двух словах его главный вывод: главная цель будущей транспортной стратегии Уфы – расчистить дороги в городе и дать импульс развитию общественного транспорта. Мнение Ольга Фельдман, специалист по стратегическому развитию транспортных систем Компании «Transport for London»: - В Лондоне въезд в центр города для частных автомобилей сделали платным, и там сразу стало просторно и удобно передвигаться общественному транспорту и пешеходам. Люди оставляют автомобили на парковках в пригороде и пользуются автобусами, трамваями или такси. Это вполне цивилизованный подход к решению данного вопроса, а также дополнительный источник пополнения муниципального бюджета. Попутно можно обеспечить повод для развития окраин города. Например, в Лондоне решено перенести банки в один из районов на окраине и тем самым дать резерв для его быстрого развития и благоустройства. А вы каким видите транспортное развитие Уфы?