Обращение педагога, написавшей губернатору по поводу низких зарплат и неясности в исполнении федеральных решений, вызвало широкий резонанс в соцсетях. Вместо предметного ответа от регионального руководства, вопрос был спущен на самый низкий уровень — в учебное заведение заявителя. В начале декабря, воспользовавшись днём обращения граждан, учительница подняла ряд острых вопросов: мизерные зарплаты, невыполнение решения Конституционного Суда (КС) о гарантиях оплаты труда, и отсутствие конкретики в региональных обещаниях о повышении окладов бюджетников до 61 тысячи рублей. Неэффективная вертикаль: От региона — к бухгалтеру Как сообщила педагог, её обращение, отправленное напрямую губернатору, не осталось в вышестоящих инстанциях. Пройдя через областное Министерство образования, оно было перенаправлено в Управление образования её города, а затем — в собственную школу. «Они его скинули на УО моего города, те на школу, теперь бухгалтер должна отписаться. Она отписку отправит в УО, те отправят в МО областное и те пришлют мне ответ. Заколдованный круг!» — описала учительница систему, которую многие в комментариях назвали «порочной». Коллеги по всей стране подтвердили, что такая схема является повсеместной практикой. Многие считают, что это — следствие недостатков межведомственного взаимодействия и стремления чиновников переложить ответственность. Жалоба возвращается к заявителю Учителя делятся опытом: принцип работы системы таков, что жалобы часто возвращаются тем, чья деятельность обжалуется. Иллюзия доступа. Участники обсуждения считают, что показные мероприятия, дающие возможность задать вопрос руководству страны или региона, создают лишь иллюзию открытости власти. Опасения. Многие педагоги отмечают, что такая система несёт риски: те, на кого пожаловались, могут в ответ начать «долбить проверками» и «затретировать» заявителя. Проблема исполнения и ФОТ: Кадровый голод Отдельный блок обсуждения посвящён причинам низких зарплат. Педагог прямо указала, что оклады учителей ниже минимального размера оплаты труда (МРОТ), а обещания региональных властей поднять среднюю зарплату до 61 тысячи рублей не содержат уточнений — идёт ли речь об одной ставке или о работе с дополнительной нагрузкой. Экономист Рустем Шайахметов связывает эту проблему напрямую с кадровым голодом. По его данным, число учителей в Башкирии сократилось, а нагрузка на оставшихся педагогов выросла (с 13,5 до 16,6 ученика на учителя). Он отмечает, что средняя зарплата учителей в первом полугодии 2024 года составляла 45,8 тысячи рублей, что является одним из самых низких показателей в ПФО. По мнению экономиста, «Правительство... экономя на зарплатах педагогов, фактически сформировало кадровый голод». Шайахметов считает, что для доведения оплаты труда до среднероссийского уровня необходимо дополнительно выделить около 7 миллиардов рублей, которые можно изыскать, пересмотрев налоговые льготы для бизнеса. По мнению учителей, проблема кроется в недостаточном финансировании и схеме начисления зарплат: «В других структурах оклады доводят до МРОТ, а потом уже начисляют остальные выплаты. А в образовании вычитают из доплаты до МРОТ и наличие категории, и все остальные надбавки», — поясняет один из комментаторов, отмечая, что без увеличения Фонда Оплаты Труда (ФОТ), выделяемого регионами, никакие указы исполняться не будут.