Фильм вышел на экраны по всей республике еще 6 ноября и успел собрать отзывы зрителей. Одних удивил неожиданный сюжет, предугадать развитие которого невозможно, других порадовали знакомые локации, а третьи вдохновились красотами Башкортостана и отличной операторской работой. Мы тоже не могли пропустить столь многообещающую премьеру. Фильмы, в которых, так или иначе реконструируются исторические сюжеты или идет отсылка к прошлому, на особом счету. Въедливый зритель всегда заметит неточность, а когда она бросается в глаза, то возникает ощущение обмана. С самого начала фильма «Камень батыров», когда появляются всадники и разыгрывается сцена сражения, невольно начинаешь выискивать огрехи. Однако это довольно скоро проходит, ведь все, начиная от костюмов и заканчивая лицами актеров, воплощающих исторических героев, выглядит самобытно и правдиво. Да и башкирская речь звучит чистая, а фразеологизмы, которыми приправляет свою речь один из батыров Кинья (что в переводе с башкирского означает младший) всегда уместны и оправданы. К примеру, в фильме звучит песня «Бер алманы бишкә бүләйек» («Разделим яблоко на пятерых») и тут же дается ненавязчивая трактовка. К тому же и братьев-батыров как раз пять, каждый из них символизирует свое качество − тут и ум, и храбрость, и стойкость, и отвага, а младший же ответственен за любовь, без которых ни одно из них не имеет смысла. И все братья-батыры, как пять пальцев одной руки, должны соединиться вместе, но обстоятельства не дают им этого сделать, обрекая их души на вечное скитание. Только было зритель проникся красотами республики с высоты птичьего полета под приятную музыку в самом начале фильма, вспомнил свое детство в деревне и олэсэй (в пер. с башкирского — бабушка), как действие резко переносится в наши дни. Разворачивается совершенно другой сюжет: деньги, долги, интриги. От этого резкого перехода остается неприятное послевкусие и стойкое ощущение, что мы сами ежедневно погрязая во всем этом, теряем что-то очень важное. Это самое важное ближе к концу фильма зрителю и преподнесут. Главный герой фильма Руслан (сложно не запомнить его имя, ведь на протяжении 80 минут оно звучит множество раз) готовится улетать в другую страну. Хотя точнее сказать — он готовится к побегу, ведь ошибки прожитых лет (несмотря на то, что по сюжету, герою всего 28 лет) не дают второго шанса. В этот момент его останавливает бывшая возлюбленная Диана. Следя за игрой главных актеров в первых сценах, сложно избавиться от ощущения, что находишься в театре. Та же экспрессивность в мимике и нарочитая отчетливость в произношении, некая мимолетная наигранность в эмоциях. Впрочем, недаром перевоплощение от актера театра в актера фильма и наоборот называют одной из самых сложных профессиональных задач. Сыгравший главного героя, молодого ученого Руслана − Наиль Сафин, актер уфимского театра в гриме De Bufo. Остальные три главные роли играют актеры Национального молодежного театра им. Мустая Карима: заслуженный артист РБ Ренат Фатхиев (Роберт Денисович), молодые актеры Динислам Сафин (батыр Кинья) и Гульчачак Зарипова (Диана). Сюжет фильма держит в напряжении, но при этом не вызывает никакого негатива, в нем нет пошлости и грязи. При этом главные герои отнюдь не выглядят плоскими. Напротив, их поступки и стремления вполне человеческие. Вот Руслан, получив от Дианы предложение о поиске артефакта, то и дело повторяет вопрос о деньгах и выражает исключительно материальный интерес. При этом он не забывает уколоть бывшую возлюбленную подозрениями в связях с богатым приятелем ее отца. Сама скромница Диана пару раз появляется в весьма щекотливом образе, завернувшись в полотенце, обижается, получив отказ от Руслана в близости. Или батыр Кинья вдруг прихватил телефон Дианы просто потому что тот ему понравился. Как и полагается в лучших художественных произведениях, личностный рост героя не заставляет себя ждать. И вот Руслан стоит перед сложным выбором − продать артефакт, решив таким образом собственные проблемы и оставшись с Дианой, либо сделать то, чего от него требует Кинья − батыр, с которым они волею случая стали кровными братьями. Руслан принимает вполне оправданный выбор и продает наконечник, но будет обманут. Главный отрицательный герой − Роберт Денисович уже является обладателем четырех наконечников, ему не достает последнего − пятого наконечника. Только заполучив артефакт, он сможет обрести то, чего так сильно жаждет − бессмертия. Руслану удается заполучить кулон со всеми наконечниками, но он не допускает и мысли о том, чтобы оставить сокровище себе и обрести таким образом бесконечную жизнь. Вместо этого Руслан выполняет просьбу Киньи и до завершения полнолуния кладет наконечники под камень батыров. Благодаря чему братья обретают свободу, успокоение и возможность помогать всему башкирскому роду. Тема бессмертия и возможности ее получения напрямую перекликается с главным башкирским эпосом и жизненной целью Урал батыра. Ведь и Руслан сделал выбор в пользу своего народа, его будущего, поставив преемственность и родовой путь выше собственной жизни. Эта нить повествования, которая, казалась бы, является ключевой, становится очевидной не сразу. Сюжет фильма вообще похож на слоеный пирог. Каждый увидит в нем свой смысл и сделает свои выводы. Тут есть и смешные детали, − например, сцена в психиатрической больнице. Заставит улыбнуться и любовная линия − отношения с Дианой все же выйдут на новый уровень, а открытый финал, который заставляет задуматься. Как доказательство того что Урал-батыр, или Руслан, однозначно сделали правильный выбор, подарив бессмертие краю и своему народу − умиротворяющие красоты родной республики. Реками и скалами, снятыми с высоты птичьего полета, начинается и заканчивается фильм.