пришлите новость

WhatsApp Telegram

Следователь допустил ошибку? Дело Марзаева выходит на финишную прямую

17:08, 17 ноября 2025

На очередном заседании допросили новых свидетелей, а также изучили данные системы ГЛОНАСС автомобиля бывшего министра транспорта

Следователь допустил ошибку? Дело Марзаева выходит на финишную прямую
Пруфы.РФ

14 ноября в Ленинском районном суде города Уфа продолжились слушания по делу бывшего вице-премьера Башкирии Алана Марзаева. Следствие близится к завершению – прения сторон должны пройти уже на следующей неделе. Новые детали – в репортаже из зала суда.

Свидетели новые, показания – те же

Адвокаты Марзаева придерживались примерно той же тактики, что и на предыдущем заседании, а именно опросили двух свидетелей защиты. В зале суда предоставили слово двум госслужащим – начальнику отдела составления договоров и подготовки подрядных торгов Управления дорожного хозяйства РБ Талгату Назмутдинову и директору Центра организации и проведения конкурсных процедур города Уфа Айгюль Рыжаковой. Про интересные обстоятельства её назначения на руководящую должность мы писали ранее.

Необходимость допроса этих свидетелей сторона защиты аргументировала тем, что они прекрасно знают все нюансы проведения торгов и заключения контрактов. Таким образом адвокаты Марзаева через допрос госслужащих пытались доказать, что их подзащитный никоим образом не мог влиять на выбор подрядчиков по муниципальным контрактам.

Это не что иное, как попытка опровергнуть показания Марата Латыпова и Дмитрия Гилимьянова – бенефициара и генерального директора ООО «Дортрансстрой» соответственно. Напомним, в зале суда они заявили, что Алан Марзаев якобы вымогал у них взятку за обеспечение их предприятия государственными контрактами. Подробнее с показаниями генерального директора Дмитрия Гилимьянова можно ознакомиться здесь.

Кстати, Алан Марзаев сделал акцент на том, что руководители «Дортрансстроя» в своих показаниях ошибочно называли муниципальные контракты государственными.

– Муниципалитет заключил государственный контракт – это, как если бы коза родила быка. Такое физически невозможно, это противоестественно. Так в обвинении и написано – коза родила быка, заявил Алан Марзаев во время одного из перерывов.

Подсудимый выразил надежду, что хотя бы Талгат Назмутдинов сможет объяснить, чем отличается муниципальный контракт от государственного. Он, кстати, в ходе допроса сказал, что УСРДИС не может заключать государственные контракты. Напомним, в своих показаниях покойный Александр Клебанов уточнял, что контракты с «Дортрансстроем» якобы заключались при пособничестве начальника УСРДИС Константина Паппе.

Прокурор отметил, что господина Назмутдинова сторона защиты хочет допросить скорее как специалиста, а не свидетеля. И какими-либо сведениями, относящимися к данному делу, он не обладает. Сторона гособвинения выступила против допроса Талгата Назмутдинова, но судья одобрила ходатайство адвокатов.

Ничего принципиально нового из показаний свидетелей защиты мы не узнали. Что Назмутдинов, что Рыжакова озвучили плюс-минус те же тезисы, что и ранее допрашиваемая Эльвира Гирт – начальник отдела бюджетного планирования дорожной деятельности Минтранса Башкирии. Снова всё свелось к тому, что ни Марзаев, ни Клебанов не могли повлиять на деятельность «Дортрансстроя» – ни обеспечить контрактами, ни создать препятствия для работы предприятия.

Назмутдинов, к примеру, заявил, что третьи лица не могут оказать влияние на выбор победителя торгов, так как процедура контролируется Федеральной антимонопольной службой. Также он отметил, что нельзя взять и по выдуманному поводу не принять работы подрядчика, так как он попросту пойдет в суд и взыщет с заказчика полагаемые ему средства.

Но сторона гособвинения напомнила об одном важном моменте – реестре недобросовестных подрядчиков, включение в который может чуть ли не похоронить организацию, которая плотно работает по государственным и муниципальным контрактам. Попадая в этот реестр, на предприятие накладывается запрет на участие в торгах на 2 года. Впрочем, Назмутдинов объяснил, что решение о включении организации в реестр недобросовестных подрядчиков принимает не заказчик, а ФАС. Но при этом заявку на включение подает заказчик.

Также, отвечая на вопросы гособвинения, сотрудник УДХ РБ отметил, что заказчик может снизить стоимость контракта, исключив из него определенные объекты. В теории подобным образом можно оказывать влияние на финансовые показатели того или иного подрядчика.

В целом допрос свидетелей шел спокойно, но в какой-то момент Алан Марзаев вскипел: перебил прокурора, начав отвечать за свидетеля на вопрос о порядке проведения торгов. Представитель гособвинения попросил судью рассмотреть вопрос об удалении Марзаева из зала суда. В итоге бывший вице-премьер отделался предупреждением, но обстановка начала постепенно накаляться.

В ближайшем перерыве Алан Марзаев на повышенных тонах поговорил с одним из адвокатов, сетуя, что тот задавал свидетелю не те вопросы. Позже, кстати, он принес своему защитнику извинения.

«Допущена техническая ошибка»

Во второй половине заседания сторона защиты подала несколько ходатайств о приобщении документов, полученных в результате адвокатских запросов. В частности, речь идет о выписке из рабочего графика Алана Марзаева и Александра Клебанова за 28 декабря 2023 года. В этот день, по версии следствия, в период с 13:47 до 14:05 министр транспорта получил от Дмитрия Гилимьянова 6 млн рублей, которые предназначались Марзаеву.

При этом из выписки следует, что 28 декабря с 12 до 14 часов Марзаев и Клебанов присутствовали на совещании вице-премьера РФ Марата Хуснуллина, организованном через ВКС. Сразу после министр транспорта принял участие в двух других совещаниях через ВКС, которые продолжались до 16 часов, – заявил один из адвокатов Марзаева.

В подтверждение этих доводов сторона защиты предоставила список лиц, присутствовавших на совещании Марата Хуснуллина, а также фотоиллюстрации к ВКС, на которых изображены Марзаев и Клебанов. По мнению адвоката Гарифуллина, всё это говорит о том, что экс-министр транспорта не мог брать взятку от Гилимьянова в указанное в материалах следствия время, поскольку находился на совещании по ВКС.

Впрочем, прокурор отметил, что протокол осмотра, на который ссылается защита, подтверждает пересечение телефонов Гилимьянова и Клебанова в период с 13:47 по 14:05. Также представитель гособвинения отметил, что, согласно календарю, с 13:45 до 14:00 Клебанов был свободен.

Ещё адвокаты Марзаева пытались апеллировать данными системы ГЛОНАСС автомобиля Клебанова. Защита строилась на том, что в некоторые даты, в которые Гилимьянов якобы передавал взятку министру транспорта, служебная машина Клебанова не находилась около дома на Мустая Карима, где он проживал. Автомобиль в те дни активно двигался по альтернативным маршрутам. Напомним, из показаний Гилимьянова следует, что взятку для Марзаева он передавал Клебанову в его квартире.

Завершилось судебное заседание допросом стороной гособвинения московского следователя СК РФ Артемия Тельминова, который осматривал детализацию телефонных звонков Дмитрия Гилимьянова. Напомним, согласно данным биллинга, гендир «Дортрансстроя» 29 января находился за пределами Башкирии – в этот день, по версии следствия, он передал взятку Клебанову.

Впрочем, Артемий Тельминов заявил, что допустил техническую ошибку при печатании, написав 29 вместо 22. То есть данные о нахождении Гилимьянова за пределами Башкирии относятся к 22 января.

Следующее заседание по делу Алана Марзаева состоится 18 ноября. Возможно, уже в этот день пройдут прения сторон. Мы обязательно продолжим освещать это дело – следите за публикациями на сайте.

Следите за нашими новостями в удобном формате - Перейти в Дзен, а также в Telegram «Пруфы», где еще больше важного о людях, событиях, явлениях..
ПОДЕЛИТЬСЯ






важное