Клиенты российских банков оказались в ситуации, когда условия по действующим займам корректируются в одностороннем порядке − без предварительного оповещения и согласия заемщиков. Об этом сообщают «Известия». Кредитные организации иногда пересматривают график платежей, что приводит к увеличению срока кредитования и, как следствие, росту общей суммы переплаты. По данным издания, в отдельных случаях могут подвергаться изменению и иные параметры, включая размер процентной ставки. Такие корректировки чаще всего происходят после отключения платных опций, которые ранее обеспечивали льготные условия по кредиту. При этом клиенты не всегда намеренно отказываются от этих пакетов − деактивация может случиться автоматически из-за несоблюдения определенных положений договора. В подобных обстоятельствах банк формально наделен правом скорректировать параметры кредитного соглашения, однако для заемщиков это часто оказывается полной неожиданностью. Управляющий партнер юридической компании Александр Киселев сообщил, что к ним все чаще обращаются заемщики, которые сталкиваются с односторонним изменением условий: растут ставки, удлиняются сроки или увеличиваются ежемесячные платежи. Он отметил, что это уже не единичные случаи. Исповедь сотрудника банка, через которого проходят 400 человек в день Адвокат Станислав Данилов пояснил, что банки действительно обладают правом изменять условия кредитных договоров, но исключительно в рамках законодательства − если заемщик допустил нарушение договора. Он уточнил, что, например, даже незначительная просрочка платежа может стать формальным основанием для повышения процентной ставки. Генеральный директор Ассоциации развития финансовой грамотности Эльман Мехтиев добавил, что «невыгодные» условия обычно активируются после утраты клиентом льготного статуса или добровольного отказа от него. Он резюмировал, если эта развилка уже пройдена, вернуть прежние условия обычно невозможно.