пришлите новость

WhatsApp Telegram

«Как пили, так и пьют». Как в аулах Башкортостана пытаются победить пьянство конкурсами и деньгами

15:56, 30 октября 2025

Конкурс «Трезвое село» – есть ли результат у многолетней борьбы с алкоголизмом на селе?

«Как пили, так и пьют». Как в аулах Башкортостана пытаются победить пьянство конкурсами и деньгами
Фото с г группы ВК "Трезвое село 2025-2026 д. Татарский Нагадак"

Почти 15 лет назад в Башкирии появился распиаренный конкурс «Трезвое село». Начинался он как инициатива общественников, был быстро поддержан и так же быстро забыт Хамитовым, получил второе рождение при Хабирове. Главный посыл этой акции – вернуться к истокам, когда башкиры не знали, что такое алкоголь. Получается ли?

Мы решили разобраться, перестают ли пить победители конкурса, почему народ не верит в подобные акции и как Башкортостану, в действительности, стать трезвым. Подробнее – в материале.

«Трезвый Башкортостан» прекратился в 2024 году

Акция «Трезвое село» в Башкортостане имеет длинную историю. Изначально в 2011 году её инициировали активисты движения «Трезвый Башкортостан» и получили поддержку депутата Госдумы Салии Мурзабаевой и Всемирного курултая башкир.

Салия Шарифьяновна в интервью вспоминала:

– Точкой отсчета стал почин одной из молодежных общественных организаций, которая в 2010–2011 годах проводила сходы в населенных пунктах республики и твердо стояла на той позиции, что коренное население, башкиры, согласно традициям своего народа, должны проявлять абсолютное равнодушие к спиртным напиткам. По просьбе Роберта Давлетшина, одного из организаторов этого движения (он обратился ко мне как к депутату Госдумы РФ, педиатру и экс-заместителю министра здравоохранения, курировавшего вопросы охраны здоровья детей и женщин), инициативу активистов я поддержала. Но даже тогда потребление спиртных напитков на душу населения в Башкортостане в сравнении с другими субъектами нельзя было назвать высоким.

Тогдашний Президент Рустэм Хамитов также благосклонно отнесся к проекту и с помощью «админресурса» и широкой общественности конкурс стал известен по всей республике. Тогда активисты нацелились проводить конкурс каждый год. Но в 2014 году в бюджете на нашлось миллиона рублей на награждение победителей и без господдержки акцию свернули.

Немного об организации «Трезвый Башкортостан»: у истоков этого движения стояли Марат Абдуллин, Роберт Давлетшин, Ренат Зайнуллин и другие активисты. Согласно данным Руспрофиль, организация РОД «Трезвый Башкортостан» была ликвидирована в 2024 году. На данный момент в группе ВК «Трезвый Башкортостан» насчитывается более 4 тысяч подписчиков, где они продолжают вести информационную работу. В администраторах движения заявлен Ренат Зайнуллин.

Конкурс стоял на паузе до 2019 года. Именно в этот промежуток в 2017 году активист Марат Абдуллин в интервью Пруфам жаловался, что якобы Правительство Башкортостана специально спаивает народ.

В 2019 году уже на грантовой основе по инициативе Всемирного курултая башкир возрождают проект по борьбе с алкоголизмом «Трезвое село».

– У наших предков, если вспомнить, вообще не было культуры потребления алкоголя. Я понимал, что в наше время решить эту проблему силовыми методами не получится. Нужно поднимать людей, чтобы они сами сказали «нет» этой заразе. И сегодня могу с гордостью сказать, что благодаря совместной работе у нас в разы уменьшилось число тех, кто умирает от отравления суррогатным алкоголем. Мы сделали большое дело, но это всего лишь малая часть предстоящей работы. Смысл конкурса в том, чтобы объединить людей, – говорил тогда новый Глава Башкирии Радий Хабиров.

При Хамитове пили меньше

Сегодня уровень потребления алкоголя в Башкортостане соответствует среднероссийскому показателю, несмотря, что регион считается традиционно мусульманским. С другой стороны, есть позитивные тенденции. Как сообщает Минздрав, в 2024 году Башкортостан лидирует в рейтинге по отказу от алкоголя среди всех регионов России. Неужели все перестали пить?

На самом деле нет. Мы обратились к статистике Федеральной службы по контролю за алкогольным и табачным рынками. И были потрясены результатам.

Итак, за январь-сентябрь 2025 года (так же, как и за январь-сентябрь 2024 года) в Башкортостане было реализовано почти 2,5 млн декалитров крепкой алкогольной продукции. Нам стало интересно. Какие были «стартовые» условия в 2019 году, когда Хабиров и его окружение так активно продвигали борьбу с пьянством. Может быть, тогда продажи были под 3 млн декалитров и титаническими усилиями героической команды Хабирова их удалось сократить до 2,5 млн?

Не тут-то было. За январь-сентябрь 2019 года было реализовано 2,1 млн. декалитров. То есть, когда начинали бороться за «Трезвое село», пили еще меньше. Получается за все эти годы так боролись с пьянством, что пить начали еще больше? Рост – почти на 20%. Это же невероятно!

Нам стало ещё интереснее. Ведь мы не хотим бросать камень в огород Радия Фаритовича. Мы со всем уважением хотим быть объективными. И решили посмотреть, а как же оно было при Хамитове, который «Трезвое село» вообще свернул. И взяли цифры 2017 года. И были шокированы еще больше. За январь-сентябрь 2017 года в Башкирии было реализовано 1,9 млн декалитров крепкого алкоголя. То есть пили еще меньше. В чём секрет Рустэма Закиевича?

Справедливости ради надо отметить, что резкий перелом произошел в 2021 году. Тогда в Башкирии начали много пить. Либо это результат успешной борьбы властей республики с нелегальными торговцами, либо тяжелые годы пандемии, кризис, стрессы вымотали людей, либо все вместе. Ну а сейчас тем более мы живем в тревожное время, когда многие находят утешение в бутылке.

Но гадать не будем, а вернемся к конкурсу «Трезвое село».

«Трезвое село – бухают от мала до велика»

Сначала мы решили проанализировать деревни, в которых проводился конкурс. В большинстве сел говорят одно и то же: «Как пили, так и пьют».

В деревне Абызово Караидельского района один из двух мужчин на почве алкогольного опьянения заколол ножом второго. Инцидент произошел в июле 2025 года.

– Что там происходит в Абызово? Кто кого ножом убил по пьяне? Трезвое село, – спрашивают в группе «Подслушано Караидель»

Ранее 15 мая сообщали, что Абызово заняло III место в конкурсе «Трезвое село» в номинации «Крупные населенные пункты».

Давайте мысленно перенесемся на юг Башкирии – в Абзелиловский район. В 2025 году звание «Трезвое село» в номинации «Большие населенные пункты» получила деревня Казмашево Абзелиловского района. Команда казмашевцев заняла 1-е место в конкурсе и получила премию в 5 миллионов рублей.

Годом ранее о конкурсе «Трезвое село» абзелиловцы писали следующим образом:

– Может хватит уже очковтирательством заниматься типа Айык ауыл все такое. Самим не смешно? Боремся с последствиями, не видя причин. Алкоголь у нас продается из каждой собачьей будки, кому не лень, в центре Аскарово прямо возле мечети несколько таких магазинов!

Мы считаемся мусульманской республикой и такое отношение к мусульманам мне непонятно, словно насмехаясь над мусульманами везде продают и алкоголь, и никотин, и курительные смеси. И пожалуйста если пьете, то не пейте перед детьми. Они это все прекрасно видят. Что вырастете то и пожнете. Пора уже мыслить по трезвому, итак нас мало осталось, – написали в прошлом году в группе «Черное Белое Аскарово Абзелиловский район».

Пока одни жалуются на «очковтирательство» властей, другие смеются: «знают же, что бухают, как и везде». Ради справедливости надо сказать есть и те, кто говорит, что «весь район марают грязью из-за двух-трех алкашей.

– Да...трезвое село...а бухают по-тихому от мала до велика, – уточнила пользователь Эльвира Бакулина.

Как работает система «Трезвое село»: 2 этапа и голосование

На сайте Фонда грантов Главы Республики Башкортостан указано, что весь проект «Трезвое село» поделен на 2 этапа.

Мы поговорили с управляющей делами Белянковского сельсовета Хасановой Луизой, и она рассказала, как проходит «Трезвое село» на примере Белянки – в 2025 году село выиграло 1 место в номинации «Крупные населенные пункты»

На первом этапе от каждого сельского поселение участвуют одна деревня. Чтобы выиграть деревня должна показать себя лучше других. Но что входит в понятие «лучше других»?

– В первую очередь работа с детьми, со взрослыми, с неблагополучными семьями, с алкоголиками. С последними какие-то профилактические беседы. Но только ими не обойтись. Например, мы стараемся пристроить их к работе. Это тоже считается.

Главная цель и суть сводится к тому, чтобы мы работали на активность, на активное долголетие, на спортивные достижения. Много факторов, даже сколько детей родилось, сколько людей умерло. Чем меньше преступлений на почве алкоголизма, тем лучше, – перечисляет критерии Луиза Хасанова.

– Профилактическими беседами только не получается. Некоторых бывает, что устаивают на работу. Даже если к «ипшнику» устроится, то получается, что меньше пьет. Значит они [алкозависимые] на ступеньку выше поднялись. Не болтаются где ни попадя, именно уже работают. Ипшники тоже стараются их кодировать, контролировать. Да, если ты с ними поговорил – это малоэффективный метод. Но иногда работает тоже. Некоторым просто внимание надо, – признается Луиза Хасанова.

загл 2.jpg

Местные на субботнике в деревне Татарский Нагадак. Фото с группы ВК

Если проанализировать страницы деревень в ВК с пометкой «трезвое село», то видно, как сельчане собираются на субботники, проводят школьные мероприятия, выступают в Доме культуры. Как уточняет Луиза Хасанова, на победу в «Трезвом селе» работают все: школы, сельсоветы, Дома Культуры и даже больницы с лесничествами.

В конце Администрация района принимает решение, кто из сельских поселений достойнее всего представлять район на республиканском уровне.

Далее среди сел, вышедших «на республику» проводится интернет-голосование – победит та деревня, за которую больше всего проголосуют. В местных группах даже мобилизуют голоса родственников, друзей, раскидывают по мессенджерам: «осталось 243 голоса чтобы победить, давайте поднажмём».

Даже жители районов озадачены таким точным определением трезвости села:
– Ведь будут же аутсайдеры в голосовании! И что по такой вашей логике он получается самыми пьющими? Бред какой-то если честно.
трезвое селооо.jpg

Скриншот с группы ВК

Что делают с деньгами?

Самая главная причина, по которой местные сельсоветы пропагандирует активное участие в «Трезвом селе» – деньги. За победу в конкурсе сельсоветы получают миллионы, которые направляются на развитие села. Как нам рассказала Луиза Хасанова, они в Белянке на выигранные день построили спортплощадку и установили стеллу:

– Мы построили спортплощадку, которой могут пользоваться все. По нашим эскизам мы поставили стеллу. Это все благоустройство, чтобы население могло радоваться, – говорит член сельсовета.

В Казмашево, к примеру, купили экскаватор – на нем будут «калымить», как говорит наш собеседник.

Важно: источник из Абзелиловского района сообщает, что конкретно абзелиловская власть заранее решает, какая из деревень станет победителем:

– Они обещали главе сельсовета, что будет первое место. Курултай башкир сказали «ты это делать будешь – тебе первое место дадим». Потом он ходил рекламировал. «Там все решено» – говорят они. Люди конечно участвуют там [в конкурсе]. Представитель от Курултая из нашего района Рахматуллин Халиль Юлаевич выступал: «У нас всех сделать трезвенниками цели нет». Чтобы получить деньги они участвуют, – говорит источник.

Все меняется в голове

– Рецепт борьбы с этим пагубным явлением прост. Дайте людям работу достойную оплату их труда, социальные условия, и так далее, не на словах, а на деле. Ведь люди спиваются от безысходности, на мой субъективный взгляд, – пишет свое мнение житель Бураевского района.

Как четко и ясно объясняет настоящие причины алкоголизма обычный народ. Но стоит сказать: экономический базис определяет многое, но не все.  

Экономист Рустем Шайахметов считает, что меры Правительства РБ по борьбе с пьянством на селе правильны, но «нужно бороться с причинами, а не со следствием». При этом он призывает развивать деревенскую самодеятельность, то есть создавать альтернативу бутылке:

– Надо развивать финансирование сел, потому что крайне неудовлетворительно муниципалитеты снабжаются. От того что муниципалитеты красиво отчитаются, это не исправит ситуацию с алкоголизацией деревни. 

Во-первых, с теми деревнями, где самая тяжелая ситуация с пьянством, необходимо бороться точечно. Во-вторых, нужно больше развивать здоровый образ жизни – создать активность. Например, чтобы пенсионеры чем-то занимались, взрослые, чтобы шли на мероприятия или праздники. От этого будет больше эффект и тут не требуется много денег. Можно использовать те же деревенские школы, где есть спортивные сооружения. Организовывать там лыжные гонки, футбол. Одно дело, когда мужикам делать нечего – они стали пить водку. Другое дело, когда они собрались и стали «гонять» в футбол. В таком случае их не захочется напиться до упаду.

Я считаю, тут должна быть работа муниципального района. В СССР, например, была развита сельская самодеятельность. Наверно, с пьянством можно бороться за счет активизации культурной деятельности. Но тут тоже надо финансирование.

Психолог Александра Метальникова говорит, что алкоголизация деревни кроется в идеологии. А конкретнее в том поворотном моменте, когда Россия встала на капиталистические рельсы – тогда деревни «просто не вписались в рынок». Оставшись на обочине истории, началась их спиртная маргинализация.

 – Алкоголизм — это симптом, а не болезнь. Причину алкоголизма деревни можно заключить в триаду: «безнадежность, безденежье и безделье». Чем раньше мы избавимся от этих «без» или бесов, тем быстрее наше село станет трезвым. Алкоголизм как симптом безнадежности, безденежья и безделья. Я призываю бороться с причинами, а не со следствиями.

Несмотря на это, Метальникова призвала не «гнобить» акцию «Трезвое село» – криво, косо, но власти борются с пьянством на селе:

– Лучше так, чем никак. Как любая бюрократическая инициатива — это чревато накрутками и прочими малоаппетитными последствиями. Но с другой стороны, я более чем поддерживаю подобные инициативы, потому что они идут поперек негативных тенденций. Чем трезвее будет село, тем больше будут туда ехать люди.

Пусть лучше криво, косо и хромая, но оно идет. Что хромает, то идет. Местное самоуправление продолжает делать от себя все возможное, и такие инициативы важно поддерживать, так как они создают позитивный тренд.

Я бы выступила за программу «Образованное село», «Культурное село», «Туристическое село», «Здоровое село». Если бы у нас были такие программы возможно «Трезвое село» и не понадобилось бы. Я считаю, что это следствие того, что у нас предыдущих программ нет.

Напоследок скажу, что, по-моему, причина сельского алкоголизма – это недостаток идеалов, недостаток идеологии, недостаток видения светлого будущего – неверие в это в светлое будущее. Люди не видят для себя перспектив и тупо спиваются

Итог: «Трезвое село» – есть ли будущее у проекта?

«Как пили, так и пьют» — так местные рисуют реальную картину, которую не скрыть за интернет-голосованием и красивыми отчетами. «Пьют даже больше» – говорит нам официальная статистика. Сложно закрывать глаза на такие явления как убийство в «трезвом» Абызово или продажу алкоголя у стен мечети в Абзелиловском районе. Люди все видят и у них возникает справедливая реакция – что они видят в Интернете и что происходит в жизни.

И в то же время, мы всецело поддерживаем акцию «Трезвое село» – это большая работа и важный первый шаг к отрезвлению башкирского села. Местные сельсоветы искренне стараются как-то повлиять на ситуацию. Даже член сельсовета Луиза Хасанова признается: не все перестают пить сразу. Где-то кого-то пристроят к работе, где-то поддержат словом – все начинается с маленьких шагов.

Мы же в свою очередь готовы оказать информационную поддержку и с удовольствием расскажем о примерах трезвых сел, об успешном опыте избавления от пьянства, о людях, вставших на путь исцеления. Пишите в редакцию. Ждём ваших откликов.



Следите за нашими новостями в удобном формате - Перейти в Дзен, а также в Telegram «Пруфы», где еще больше важного о людях, событиях, явлениях..
ПОДЕЛИТЬСЯ






важное