Наш эксперт, экономист Рустем Шайахметов проанализировал свежие данные Росстата. Скольких вахтовиков нужно вернуть, чтобы решить проблему кадрового дефицита, почему мигрантов из Средней Азии замещают прибывающие из Индии, Пакистана и Африки, почему складывается впечатление, что правительство республики закрывает дыры в демографии мигрантами и в чем их "бюджетная выгода"? *** Ежегодное падение численности населения Башкирии в 15-20 тысяч человек становится стратегической угрозой для устойчивого развития Башкортостана. Основная причина – это падение рождаемости. За последние десять лет этот показатель снизился с 60 тысяч человек (2014 год) до 32 тысяч (2024 год). В этом году ситуация с рождаемостью Башкирии продолжила ухудшаться. Например, согласно информации Совета депутатов Благоварского района Башкирии, в первом полугодии этого года в районе родилось 57 детей, что на 23% меньше по сравнению с прошлым годом. А число умерших увеличилось со 137 до 149, рост смертности – 8,8%. Умерших – в 2,6 раза больше, чем родившихся. Причём демографическая ситуация в Благоварском районе – ещё не самая худшая. Пока проблемы естественного прироста населения не решаются, увеличивается число мигрантов из-за рубежа. Причем, очевидно, не без выгоды для правительства. На что, к примеру, намекает недавнее заявление заместителя премьер-министра Башкирии Ирека Сагитова, в котором он оптимистично сообщает, что республиканская миграционная политика помогает справляться Башкортостану с сокращением численности населения. Согласно обнародованным данным, в Башкирию за 9 месяцев этого года переехали 141 тыс. человек, что на 18 тысяч больше, чем за аналогичный период прошлого года. Более 62% из них – трудовые мигранты. Коренное же население аналогичным образом сокращается – ежегодная миграционная убыль доходит до 5,5 тысяч человек в год, что становится для республики серьёзной проблемой. Однако постепенное замещение коренного населения мигрантами создаёт другие, не менее значимые проблемы. Правительственные чиновники будто бы стараются не замечать, что ускорение темпов миграционного притока из-за рубежа чревато возникновением некоторой межнациональной напряжённости. У приезжающих свои нормы поведения, языки, национальные традиции и обычаи, зачастую существенно отличающиеся от наших. При этом необходимо учитывать, что основная масса мигрантов сейчас – выходцы из Средней Азии, чаще всего – бывших советских республик, образ жизни которых во многом схож с нашим. Однако, согласно подсчётам экспертов, совсем скоро, в 2030 годах, зарплаты в Киргизии, Таджикистане, Узбекистане будет на уровне 50% от российских, и число трудовых мигрантов из Средней Азии стремительно сократится. А заменят их трудовые мигранты из Индии, Пакистана, Африки – процесс увеличения трудовой миграции из этих стран происходит уже сейчас, они работают в Москве, Свердловской области, Санкт-Петербурге. “Бюджетная выгода” от мигрантов? Как сообщает республиканское правительство, патенты для мигрантов в 2025 году принесли 916 млн рублей, рост по сравнению с прошлым годом – 2%. Однако тут возникают следующие вопросы: Число трудовых мигрантов, прибывших в республику из-за рубежа, по сравнению с прошлым годом увеличилось на 15%, стоимость патентов – с 5 400 рублей до 6 300 рублей – на 17%, что в совокупности должно дать увеличение доходов бюджета на 34%. Однако увеличились бюджетные доходы лишь на 2%, что в 4 с лишним раза меньше инфляции. То есть реальные доходы бюджета – снизились. И как так получилось, что бюджетные доходы в 17 раз меньше совокупного повышения стоимости патентов для мигрантов и увеличения их численности? Кроме того, социальные обязательства государства перед трудовыми мигрантами никто не отменял. В том числе – дополнительные расходы на образование, здравоохранение. Во что обходятся эти бюджетные расходы? И потом, а во что обойдётся бюджету предлагаемая чиновниками система социокультурной адаптации мигрантов в наше общество? При этом, государственная программа помощи соотечественникам, призванная поддержать переезжающих в республику людей из-за рубежа, в основном возвращающихся на историческую родину, работает крайне неудовлетворительно. В этом году её участниками стали только 49 человек. По сравнению со 141 тысячей иностранцев, прибывших в Башкирию – это капля в море. Молодёжь не может заместить пенсионеров? По данным статистики, во 2-м квартале этого года в республике отрицательное сальдо между принятыми и уволенными работниками составило 47 тысяч человек, при этом свыше 160 тысяч работает за пределами Башкирии. Если бы сумели вернуть хотя бы четвертую часть вахтовиков – кадровый дефицит можно было бы решить. Но самая главная причина – это рождаемость. Количество работников в возрастной категории до 30 за последние 10 лет сократилось в 1,7 раза, их в 1,5 раза меньше, чем работников старше 55 лет. Так, молодое поколение, включая мигрантов, лишь на 2/3 способно заместить выходящих на пенсию. А рождаемость сейчас сильно зависит от материальной поддержки семей с детьми. И здесь государство сильно экономит. И пока падает рождаемость, критическая зависимость российской экономики от трудовых мигрантов будет расти. Демография сегодня – это не только вопрос цифр, это вопрос сохранения коренного населения республики. Если к нам будут приезжать сотни тысяч мигрантов, при существующем миграционном оттоке коренного населения в другие российские регионы и продолжающейся естественной убыли населения, то уже в обозримом будущем коренное население республики станет меньшинством. Сейчас трудовые мигранты – это как наркотик для экономики Башкортостана. И система привлечения трудовой миграции в Башкирию, которая, видимо, вместо упора на программы сохранения численности населения и повышения рождаемости выстраивается правительством, может привести к весьма трудноразрешимым социальным конфликтам, подобным тем, что уже происходят во Франции, ФРГ и США.