пришлите новость

WhatsApp Telegram

«Дураки, дороги и Хабиров»: что принесла уфимцам транспортная реформа

17:51, 27 октября 2025

В России есть две беды – дураки и дороги. В случае с Башкирией последняя особенно актуальна. Про то, какие ямы у нас на дорогах и про затянувшиеся сроки ремонтов, мы даже не будем упоминать. Немало жалоб поступает и на работу общественного транспорта, того самого, с которого так гневно и бурно начинал свою деятельность нынешний руководитель республики. Мы посмотрели, что люди пишут Хабирову в соцсетях, и поговорили с экспертами о возможных путях решения транспортных проблем.

«Дураки, дороги и Хабиров»: что принесла уфимцам транспортная реформа
ПРУФЫ

2 часа на остановках в ожидании чуда ну хоть какого-нибудь автобуса

Наверное, это самая частая жалоба в комментариях под постами Радия Хабирова. Жители намекают на то, что транспортная реформа так и не «доведена до ума».

К примеру, жалуются на 109 маршрут.

 – Решите ситуацию с маршрутом под номер 109, люди вынуждены ЖДАТЬ ПО ДВА ЧАСА НА ОСТАНОВКАХ. Так как интервал и так большой от 40 минут до 60... Так ещё автобусы РЕГУЛЯРНО пропускают свои рейсы. Разберитесь уже, раз начали ТРАНСПОРТНУЮ РЕФОРМУ. Только разговоров вокруг этого, а пользы ноль, – возмущается уфимка.

Жалуются на частые пропуски рейсовых автобусов и жители Миловки.

– Сегодня в 9.23 не приехал рейсовый автобус с остановки Харламова. 112 Миловка. Примите меры, пожалуйста, по частым пропускам рейсовых автобусов.

Представители «Башавтотранса» объяснили пропуск рейса технической неисправностью автобуса. Однако если так часто ломаются автобусы, то может быть, что-то не так с самой системой? Тем более, что Глава республики любит по несколько раз за год вручать ключи от новых автобусов и хвалиться, как он обновляет парк общественного транспорта. Почему же они ломаются и как можно решить проблему? Ответил эксперт Рустем Шайахметов.

– На самом деле это связано с отсутствием должного контроля за частными перевозчиками со стороны уполномоченных лиц. Сейчас схема оплаты перевозчикам продумана неэффективно. Разом бы решило все проблемы с задержками и пропусками введение принципиально новой системы оплаты перевозчикам: оплата производится за совершенную поездку. Уполномоченное лицо же будет непосредственно собирать оплату с пассажиров. Только после всех расчетов выплачивается фиксированная плата. Так у водителей и у уполномоченных лиц будет совместная деятельность и будет сложно «перекидывать» друг на друга ответственность. А водители будут меньше задерживать рейсы, потому что их заработная плата будет напрямую зависеть от этого, – считает Шайахметов.

 

Мы также пообщались с бывшим руководителем Ассоциации частных перевозчиков в Уфе Натальей Тептеревой. Она подтвердила, что большая проблема заключается в отсутствии контроля со стороны организаторов транспортного обслуживания.
– Нарушение расписания говорит, скорее всего, не только об отсутствии контроля со стороны руководителя, но и пробелах в исполнении контрольных функций со стороны организаторов транспортного обслуживания. Когда боролись с неугодными предпринимателями, находили и время, и ресурсы для проверок, а сейчас никому это уже не нужно. Люди пошумят, да пойдут и купят уже себе машину. Здесь, наверное, нужно, чтобы должностное лицо, отвечающее за транспортное обслуживание, был человеком, болеющим душой за свою работу. Обязательное условие не только слушать, но и слышать и пассажиров, и предпринимателей. Это очень сложно, но выполнимо.

 

 

«Подскажите, куда пожаловаться на водителей «Башавтотранс»?..»

Часто уфимцы жалуются и на поведение водителей, отсутствие культуры вождения, лихачество, неуважение к пассажирам и другим участникам дорожного движения. Высаживают далеко от остановки, подвергают опасности жизни горожан, не дают возможности ожидающим сесть в автобус в безопасном месте.

 – Подскажите, куда пожаловаться на водителей Башавтотранс 26 маршрута? Высаживают в отдалении пассажиров, если горит красный светофор и впереди много машин и потом проезжают мимо остановки. Кто не побежал к автобусу по грязи – тот не сел. Маршрутки 432 тоже иногда так делают. Больше оттуда, кроме трамвая 8, на Проспект не уехать. Как и до кого достучаться, что люди ждут транспорт в специально установленных местах, а водители издеваются над ними?

Таким образом, попытки уехать куда-то с утра в Уфе превращаются в «гонки на выживание». Побежал, рискуя жизнью через грязь и дождь на красный свет? Молодец, доедешь. Если выживешь. Остальные ждите или садитесь на трамвай.

Нередки жалобы на водителей, решивших, что они везут «дрова», а не живых людей, нарушая ПДД.

– Сейчас не зима, прекрасно видно, как автобус пересекает линию разметки в нарушении ПДД. Подобные действия могут привести к ДТП, вам случая на Уфимском шоссе мало? Куда водители автобусов торопятся? На тот свет? Или пассажиров туда транспортируют? Любой адекватный человек понимает, что так ездить нельзя! У автобусов своя отдельная полоса на Проспекте Октября, места предостаточно, в чем смысл подрезать другого водителя, я не понимаю?! И никогда не пойму, – возмущается уфимец.

Эксперты в области транспорта считают, что дело не только в банальном «отсутствии воспитания» у некоторых водителей, но и в стремлении заработать, совершив как можно больше поездок. Кроме того, сказывается отсутствие должного контроля со стороны надзорных органов.

Детей в школу не возят: автобусы есть, водителей нет

Каждый год Хабиров хвастается новыми школьными автобусами, завезенными в республику. Потом весь год жители пригородов жалуются на то, что по разным причинам автобусы за их детьми не приезжают. 

– Прошу обратить внимание на нашу проблему: отсутствие подвоза детей в школу, уже первая четверть заканчивается, дожди и холодно. Дети вынуждены ходить пешком. Ещё всё это сопровождается отсутствием нормальной пешеходной дороги, дети идут по проезжей части улицы Рыленко, – взывает горожанка. 

Как мы видим, проблема не только в том, что дети лишены возможности добраться до школы комфортно, но и ежедневно подвергаются опасности. Особенно это касается пригородов.

Еще печальнее обстоит ситуация в поселке Мелькомбинат. Там дети и вовсе не могут попасть в школу самостоятельно из-за ее отдаленности от села. 

– Мы, родители учеников п. Мелькомбинат, очень обеспокоены тем, что у нас с 30 сентября 2025 года подвоз детей из посёлка Мелькомбинат в школу №14 прекратился в связи с увольнением водителя школьного автобуса. На сегодняшний день замена водителю не назначена, в результате чего дети не могут своевременно и безопасно добраться до школы. Дети еще маленькие. До остановки идти далеко, много бродячих собак, много незнакомых людей ввиду открытия в Черемушках военкомата и заселения переселенцев из Мариуполя, – делится жительница поселка. 

Кроме того, часто расписание обычного общественного транспорта не совпадает с учебным графиком. Из-за таких серьезных проблем дети часто пропускают занятия в школе и лишаются базового права – на образование. Почему так происходит и что с этим делать, узнали у эксперта Шайахметова. 

– В первую очередь, тут страдает градостроительная политика. Школы должны быть расположены в радиусе 800 метров от домов. Сейчас при строительстве школ занижают фактическое количество проживающих в районе детей в целях экономии. Соответственно, мест в школах не хватает, и дети вынуждены ездить далеко. Хорошо бы зашел у нас эксперимент, недавно проведенный в Екатеринбурге. Сейчас школьники могут ездить там на общественном транспорте совершенно бесплатно. Это значительно бы сэкономило бюджет, если б у нас сделали так. Не пришлось бы столько средств выделять на школьные автобусы и их содержание.

   

Кильки в банке

Еще одна проблема, с которой часто сталкиваются уфимцы – маловместительные автобусы. Причем часто жалуются именно жители новых районов, которые только достраиваются. Соответственно, людей там в перспективе будет еще больше, чем сейчас. 

– Нужен нормальный, вместительный автобус со школы МВД до Дом Печати. Каждый день маловместительные газельки и пазики ездят, пассажиров очень много, не помещаются, к тому же на улицах Чернышевского, Айская сплошные пробки, – предлагает жительница.

Почему на популярные маршруты выбирают такие маленькие автобусы? Наталья Тептерева считает, что дело опять-таки в том, что сейчас этот вопрос не прорабатывается должным образом. 

– Скорее всего, при формировании маршрута необходимость была только в транспортных средствах малого класса в связи с низким пассажиропотоком, а сегодня этим вопросом никто не занимается.

Шайахметов пояснил, что дело еще в неграмотном транспортном планировании. 

– У нас хромает транспортное планирование. Там обычно прописывают для каждого района, какой вместимости должен быть автобус. Соответственно, это тоже градостроительная проблема – контракт, составленный ненадлежащим образом. А перевозчик и вовсе не заинтересован в этом. Для водителя выгоднее загрузить маленький автобус, чтобы получить больше денег. Нужно делать условия перевозчиков более выгодными. К примеру, не запускать параллельные государственные маршруты, а дать частным перевозчикам возможность развиваться и выполнять свои задачи.

 

    

Транспортную систему Уфы разрабатывали люди, не имеющие отношения к Уфе 

Жители отдаленных и новых районов упоминают, в целом, плохую развитость транспортной системы. Зачастую выбраться в город можно только на одном автобусе, выполняющем очень длинный маршрут. 

– Пишу обращение от имени жителей нового ЖК «Город природы», находящийся вблизи с. Романовка по улице Ивана Спатара. У нас большая проблема с общественным транспортом, проходит единственный маршрут 258п, который ездит от ДОКа через Проспект Октября далее Зеленую Рощу, Дему и потом только выезжает в нашу сторону. Таким образом, добраться до работы, либо к простой развязке в городе уходит около 2-х часов в дороге. Просим пустить новый маршрут, либо какой-то имеющийся через Затон с выходом на округ Галле. В нашем ЖК хорошая транспортная развязка для разворота и езды, есть четырехполосная дорога с остановками и малым потоком транспорта, также стоянка для автобусов, – просит власти житель Уфы.

Как можно это исправить? Узнали у Шайахметова. 

– Современная сеть общественного транспорта не адаптирована под новые реалии, особенно трамваи. Та система, которая была запущена еще в 70-х годах, осталась почти неизменной. Сейчас она уже неактуальна. Для того, чтобы исправить эти проблемы, необходимо провести полное исследование потребностей горожан. Чтобы изменения производились непосредственно под них, а не так, как вздумается. Кроме того, у нас практически нет поездок по единому билету, особенно на автобусах частных перевозчиков. Нет удобного транспортного узла, чтобы, например, при выезде с Демы попасть куда нужно в короткий срок. Необходима полная трансформация.

Тептерева подтвердила, что разработкой транспортной системы занимались люди, не имеющие отношения к Уфе. 

– Если я не ошибаюсь, администрация или Минтранс, я не помню точно, нанимали изучать маршрутную сеть сторонние организации, которые представления не имеют о Уфе и ее географических особенностях. Это частичная причина. Основная – нет слаженности в работе подразделений администрации. Даете разрешение на строительство жилых домов, то нужно одновременно и разрабатывать (вносить изменения в маршрутную сеть) вопрос, как новосельцам добираться до «Большой Земли».

   

  

Хабиров: «Находимся в режиме осмысления» 

И Шайахметов, и Тептерева считают, что транспортной системе Уфы нужна глобальная перестройка. Тептерева поделилась своими мыслями, как это можно было бы осуществить. 

– Необходимо полностью менять маршрутную сеть. Для этого нужно обратиться не к «бумажным» специалистам, а практикующим. Смотрите: перевозчики – предприниматели, извлекающие выгоду от своей деятельности, в том числе и «Башавтотранс». Соответственно, им выгодно запускать свои автобусы там, где больше пассажиров. Если администрация обратится к перевозчикам с просьбой разработать маршруты, но с условием заезда на малопоточные остановочные пункты, думаю, охват будет почти полный. Сейчас же маршрутная сеть просто разделена на «жирные» и «нежирные» маршруты. Получается, что кто-то работает, а кто-то зарабатывает. 

Но это, очевидно, уже будет делать новый Глава республики в рамках своей «Транспортной реформы 2.0».

Хотя на «Прямой линии» в декабре прошлого года Хабиров признался, что его транспортная реформа – «это очень чувствительная тема, ситуация где-то несовершенна. Можно купить 5 тысяч автобусов, 200 трамваев. Но если не отладить транспортную систему, это пойдёт в минус власти и людям, которые это делают. Определённую часть этой работы мы выполнили – обновили большую часть техники, запустили единую транспортную карту «Алға»… Но работу продолжим, сейчас мы находимся в режиме осмысления». 

То есть уже почти год Глава, очевидно, всё ещё осмысляет свою транспортную реформу. Ему, наверное, хорошо даются думы в теплом кабинете и в люксовом авто с охраной. Мы же, простые горожане, осмысляем эту транспортную реформу, простаивая часами на остановках и в дождь, и в слякоть, и в жару, и в холод. И кто же быстрее придумает, что делать?

А вы осмыслили транспортную реформу Хабирова, уважаемые читатели?



Следите за нашими новостями в удобном формате - Перейти в Дзен, а также в Telegram «Пруфы», где еще больше важного о людях, событиях, явлениях..
ПОДЕЛИТЬСЯ






важное