пришлите новость

WhatsApp Telegram

Бюджет РФ 2026-2028: хватит ли денег заплатить врачам и учителям?

18:50, 21 октября 2025

Редакция Пруфы вместе с экспертами тоже изучила бюджет и посмотрела, сколько в действительности денег выделяется на социальные нужды. Так ли безопасен существующий дефицит? Что с нефтегазовой отраслью, стоит ли на нее рассчитывать? А правда, что Соцфонд не сможет выдавать нам пенсии? Об этом и многом другом – в нашем материале.

Бюджет РФ 2026-2028: хватит ли денег заплатить врачам и учителям?
ПРУФЫ

Госдума приняла закон о внесении изменений в закон о федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов, уточнив ряд показателей.

Вчера же Комитет по бюджету и налогам Госдумы рекомендовал принять в первом чтении проект федерального бюджета на 2026-2028 годы, отмечая, что он полностью соответствует приоритетам бюджетной политики.

По словам министра финансов Силуанова, нынешний проект бюджета составлен, исходя из современных вызовов, которые лежат перед Россией. Значительные суммы выделены на развитие социально значимых проектов.

Давайте рассмотрим детально, какие доходы и расходы планируются в ближайшие 3 года.

Доходы бюджета

На 2026 год при сохранении уровня инфляции на 4% прогнозируется более 40 трлн доходов. На 2027 же год закладывают 42,9 трлн доходов с объемом дополнительных поступлений от нефтегазового сектора в размере 342 млрд рублей, а уже в 2028 – 45,8 трлн рублей с дополнительным объемом нефтегазовых доходов 783 млрд рублей. Как мы видим, ожидают увеличение доходов в нефтегазовой отрасли аж в 2 раза. Интересно, с чем связан такой оптимистичный настрой?

Мы видим, что в 2025 году доходы нефтегазовой отрасли снизились на 24,5% и составили 582,5 млрд рублей. Судя по всему, ожидается дальнейшее снижение, учитывая санкции и ограничения для экспорта нефтегазовых ресурсов, а также падение цен на нефть. Цифры выглядят странно, поэтому мы запросили экспертное мнение.

Экономист Всеволод Спивак считает, что очень трудно прогнозировать реальную стоимость нефти.

– Я уверен, что прогнозы реалистичны в той степени, в которой возможно прогнозировать динамику нефтяных цен и эффективность обхода санкций. А это очень трудно. Цена на нефть в следующем году заложена на уровне 58 долларов. Это достаточно консервативно, но есть признаки того, что нефть может уйти и еще ниже.

Руководитель Информационно-аналитического центра Дилара Гундорова считает, что «мы эти цифры рисуем вынужденно».

В целом, ожидается рост доходов. Но расходы растут еще быстрее. Так, в следующем году планируются расходы на уровне 44,07 трлн рублей, 2027 – 46,10 трлн рублей, 2028 – 49,38 трлн рублей.

Но то, что запланировано, необязательно так и будет. Гундорова много говорит о том, что «наша проблема – в необеспеченном бюджете».

– Вот это сегодня самые главные риски бюджета, лично мое наблюдение, – это именно необеспеченность бюджета. В случае, если случится какой-то форс-мажор, а они наступают у нас каждый день, в части экспортной выручки, то все, мы входим в режим жесточайшей экономии.

При этом мы не можем снизить оборонные расходы. Мы не можем снизить социальные расходы, мы не можем снизить какие-то вещи, поддерживающие нашу инфраструктуру. Потому что это не просто расходы в воздух, в пыль, в конце этих расходов – зарплаты людей. То есть, мы не можем людей отправить на улицу без работы, – говорит Гундорова.

Давайте рассмотрим подробнее, в какие проекты и на каких условиях планируют вложиться из федерального бюджета.

Судя по расходам, абсолютным лидером является социальная политика, национальные проекты. Туда планируется вложить 362, 1 млрд рублей. На втором месте – сфера национальной экономики, оборонно-промышленный комплекс. Суммарно за три года планируется вложить более 362 млрд рублей. Третье место – взносы в ВЭБ.РФ на поддержку инвестиционных проектов. Разовое вливание – 58,6 млрд рублей.

Учитывая, что некоторые пункты в бюджете засекречены, можно предположить, что расходы на оборонный комплекс гораздо выше. В целом, проект бюджета выглядит соответствующим тому времени, в котором мы живем.

Здравоохранение

В 2026 году на здравоохранение планируют выделить 53,2 млрд рублей, в 2027 – 53,3 млрд рублей, в 2028 – 73,6 млрд рублей. Как мы видим, вся надежда проектировщиков бюджета на снижение геополитических рисков и улучшение делового климата только к 2028 году. Еще два года медикам предлагают еще жить, затянув пояса. На амбулаторную помощь планируют выделить:

2026: 43,9 млрд рублей (включая лекарства для орфанных заболеваний в размере 9 млрд рублей)

2027: 41,8 млрд рублей (на лекарства – 9 млрд рублей)

2028: 51 млрд рублей. (на лекарства – 9 млрд рублей).

На "Развитие федеральных медицинских организаций, включая развитие сети национальных исследовательских центров" в рамках национального проекта "Продолжительная и активная жизнь":

2026: 9,3 млрд рублей

2027: 11,5 млрд рублей

2028: 22,5 млрд рублей.

Для сравнения в 2025 году на развитие федеральных медицинских центров закладывали больше, чем в 2 раза, чем на 2026 – 20,6 млрд рублей. Кроме того, мы видим, что после правок в бюджет расходы на 2026 уменьшили на 1,2 млрд рублей – с 10,5 млрд рублей до 9,3 млрд рублей. А это высокотехнологичная медицина, между прочим. К 2028 году ситуацию планируют выправить.

Социальная сфера

Значительный рост расходов планируют в сферу образования. В 2026 году закладывают 25 млрд рублей, 2027 – 43,6 млрд рублей, 2028 – 81,5 млрд рублей.

Интересно, что на создание Кампуса в Кыргызстане планируют выделить в 2027 году 1 млрд рублей, в 2028 – 5 млрд рублей. На развитие инфраструктуры вузов же в стране планируют выделить в 2027 году – 1,3 млрд рублей. В 2028 – 4 млрд рублей.

Значительную часть бюджета планируют выделить на охрану школ на новых территориях (2026 – 12,8 млрд рублей, а к 2028 – 15,4 млрд рублей). А также на обучение иностранцев по квоте (2026 – 10,7 млрд рублей, а к 2028 – 54,3 млрд рублей).

На физкультуру и спорт планируют значительное повышение расходов с 216 млн в 2026 году до 6,2 млрд к 2028 году. Значительные вложения планируются в спорт высших достижений, на который траты не предусмотрены в 2026 и 2027 годах.

Вырастут также расходы и на культуру и кино. В 2026 году в бюджет закладывается 10,8 млрд, а уже к 2028 вырастет до 27 млрд рублей. Примечательно, что 100-летие Магнитогорска будет финансироваться из федерального бюджета в размере 58,8 млн рублей в 2027 и 2028 году. Большая часть расходов уйдет на содержание культурных комплексов. Федеральным властям в 2026 году это обойдется в 6,4 млрд рублей, в 2027 – 11,4 млрд рублей, в 2028 – 21 млрд рублей.

Ну и, конечно, значительную часть бюджета власть выделяет на выполнение своих прямых социальных обязательств – прямые выплаты и господдержка. Выделяются субсидии на жилье госслужащим в размере 2,66 млрд рублей ежегодно. Обеспечивают горячим питанием младших школьников на 1 млрд рублей в 2026, 3,7 млрд – 2027, 11,6 млрд рублей – 2028. На компенсационные выплаты госслужащим заложено от 80,7 млрд рублей в 2026 до 225 млрд рублей в 2027. На содержание судей в 2026 году разово выделяется 6,99 млрд рублей.

Мы спросили Дилару Гундорову, считает ли она какие-либо части бюджета избыточными.

– Нет, это не избыточно, не много и не мало. Просто нет денег, убирают сейчас со всего. Поэтому самое страшное опасение у меня вызывает только одно: чтобы именно вот эти важные статьи, на которых сидят зарплаты бюджетников в социальной сфере и выплаты, лишь бы они смогли быть исполненными, – ответила Гундорова.

Проблема не в том, на что тратятся бюджетные средства, считает эксперт. Проблема в том, что запланированные доходы могут легко не набраться в нужном виде. Особенно если учесть, что большинство расходов напрямую зависят от поступлений. Как например, средства на развитие сельхозиндустрии напрямую зависят от поступления пошлин.

Экономист Спивак считает, что столь низкие расходы на социальную сферу и здравоохранение – «путь к деградации человеческого капитала».

– Я считаю, что расходы на медицину на уровне 3,7 процентов от ВВП и доля государственных расходов на образование на уровне 3,5 процента ВВП (и 3,8-4 процента совокупно) – это прямой путь к деградации человеческого капитала. Для сравнения, доля расходов на образование в США и Европе 5-6 процентов. А есть страны, где этот показатель превышает 10 процентов.

Устойчивость пенсионной системы

Важен вопрос и пенсионной системы. Недавно в СМИ появилась информация, что финансирование пенсионной системы столкнулось с серьезным вызовом. Дефицит бюджета СФР в этом году прогнозируется на уровне 779,8 млрд рублей, что кардинально отличается от запланированных ранее 369,5 млрд. Проблема заключается в том, что страховых взносов от работодателей (12 трлн рублей) недостаточно для покрытия всех пенсионных и социальных обязательств (17 трлн рублей). В результате всю недостающую сумму должен перечислить федеральный бюджет.

Как мы видим, федеральный бюджет также находится в дефиците. Однако в Госдуме слухи о возможном «истощении» Социального Фонда опровергают. Евгений Фёдоров, член профильного бюджетного комитета, назвал подобные разговоры провокацией, подчеркнув надёжность двух источников финансирования: страховых взносов работающих граждан и средств федеральной казны.

Фёдоров уверенно заявил, что вопрос нехватки денег для пенсионных выплат не стоит в принципе. В качестве меры для покрытия кассового разрыва Минфин рассматривает увеличение фискальной нагрузки, и ключевым предложением стало повышение ставки НДС с 20% до 22%. Ожидается, что эта мера принесёт в бюджет дополнительно 2,3 трлн рублей.

Гундорова считает несколько иначе:

Дыра-то всегда была. Сейчас это уже не Пенсионный, а объединенный социальный фонд, где соединены выплаты и пенсионные, и по социальному обеспечению, и по социальному страхованию.

Сколько бы ни поступало в Пенсионный фонд от выплат работающих, их уже давно не хватает. Эти деньги покрываются как раз за счет Фонда национального благосостояния.

Для меня вообще, честно говоря, это полная фикция — существование такого института, как Фонд социального страхования на сегодняшний день. Он совершенно не выполняет никакой независимой функции.

Мы эти деньги фактически платим пенсионерам из бюджета. Это просто перекладывание из одного кармана под какую-то сложную систему администрирования. Это абсолютный бред.

У нас пенсионеров больше, и они потребляют пенсионных выплат сегодня больше, чем работающие зарабатывают. И этот дефицит будет накапливаться.

У нас в ликвидной части осталось в Фонде национального благосостояния всего 4 триллиона. Сейчас пока фиксируют дефицит около 6 триллионов. То есть, понимаете, технически мы уже не сходимся, – считает Гундорова.

Противоположной точки зрения придерживается экономист Всеволод Спивак.

В представленном проекте бюджета фонда пенсионного и социального страхования заложен профицит. Пенсии индексируются плюс-минус по инфляции (при этом, реальная покупательская способность пенсий снижается, так как инфляция «пенсионной корзины» выше, чем средняя инфляция). Заработные платы, взносы на которые и формируют в основном бюджет фонда, несколько лет растут опережающими инфляцию темпами. Соответственно, в этих условиях фонд чувствует себя достаточно устойчиво.

Вывод

Подводя итог, Спивак считает, что бюджет посчитан достаточно консервативно.

– Если говорить о доходах, то ничего неожиданного. Рост доходов планируется прямо пропорционально росту ВВП. Это немного странно, так как на следующий год планируется повышать часть налогов (к примеру, НДС) и за счет этого можно было бы ожидать опережающего роста доходов примерно на 2 трлн.рублей. Возможно, считали их консервативно исходя из того, что многие отрасли переживают тяжелые времена. Расходы посчитали еще более консервативно. Если очистить номинальные расходы от инфляции, то планируемые расходы в реальном выражении ниже, чем в текущем году, – считает экономист.

Однако Гундорова считает, что экономике России требуется системная перестройка.

– Структурная перестройка — это, собственно, пересмотр самой системы налогообложения.

Когда вводили упрощенную систему налогообложения в 2002 году, бизнес прямо выдохнул. Потому что упрощенка — это всего 6-15%. Но было условие – жесткое соблюдение дисциплины. А потом опять начали накручивать. Появился один налог, второй. Ставки изменились.

По уму надо настроить систему, чтобы государство могло брать изъятиями не больше 15%. Даже 20 много, потому что у нас структура экономики такова, что более 60% – это предприятия машиностроения. А у них рентабельность всего 20%. И у нас ключевая ставка практически 20%. В эти 20% должна уместиться и прибыль, и выплаты по процентным кредитам и так далее.

Все предприятия в России работают себе в абсолютный убыток, просто перекладывая риски банкротства на год, на два. Но это просто оттяжка во времени. Сегодня, наоборот, надо резко сократить налоговую нагрузку, потому что это хотя бы даст им возможность освободившиеся деньги направить на развитие.

Поэтому структурная перестройка — это принципиально переход на другую систему налогообложения, где государство берет не налогами, а, например, как по принципу тех же Арабских Эмиратов, государство зарабатывает на своей природной ренте, давая деньги в развитие, в бизнес. Условно говоря, есть же наши государственные корпорации, и их доходность должна обеспечивать бюджет. А по факту сегодня население кормит госкорпорации, а не наоборот.



Следите за нашими новостями в удобном формате - Перейти в Дзен, а также в Telegram «Пруфы», где еще больше важного о людях, событиях, явлениях..
ПОДЕЛИТЬСЯ






важное