Распространено мнение, что ислам пришел на территорию современного Казахстана исключительно из таких центров, как Бухара и Самарканд. Однако исторические исследования показывают, что решающую роль в глубокой и системной исламизации казахской степи в XIX веке сыграли татарские муллы. Этот процесс был не стихийным, а во многом целенаправленным и поддерживался российской имперской администрацией.«Екатерина II приказала назначать казанских татар муллами для проповеди к казахам» Как отмечает в своей работе исследовательница Жансая Осипова, ссылаясь на труды казахского просветителя Чокана Валиханова, именно «под влиянием татарских мулл народность все более принимает общемусульманский тип». Этот процесс был инспирирован свыше. Еще в XVIII веке императрица Екатерина II подписала указ, предписывающий назначать мулл – казанских татар для посылки к казахам с целью распространения ислама и образования. Царское правительство строило мечети и мектебы в степи, печатало за государственный счет Коран на казахском языке и целенаправленно создавало инфраструктуру для «указных мулл», которые подчинялись созданному в Уфе Духовному собранию.Почему это было выгодно России? У Российской империи был четкий геополитический расчет. Во-первых, ислам, проповедуемый лояльными царской власти татарскими муллами, был инструментом против влияния враждебных среднеазиатских ханств, откуда также приходили проповедники. Известно, что русские власти даже штрафовали казахские аулы, которые посещались бухарскими и хивинскими муллами. Во-вторых, замена традиционного казахского права, контролировавшего родоплеменной аристократией (баями), на единый шариат, который трактовали татарские муллы, ослабляла местную элиту и укрепляла вертикаль централизованной власти. Как пишет Осипова, именно татарское духовенство сыграло решающую роль в «более глубинном, более основательном, чем прежде, приобщении казахов к исламу».«Казахская молодежь массово отправлялась учиться в мусульманские учебные заведения Казани и Уфы» Татарские муллы стали костяком религиозного просвещения в степи: – В центральных и северных районах Казахстана строительство медресе было связано с деятельностью татарского духовенства, — констатирует казахская исследовательница Жансая Осипова. Казахская молодежь массово отправлялась получать образование не только в Бухару, но и в мусульманские учебные заведения Казани и Уфы. Именно через татарскую призму казахи знакомились с классическим исламским наследием, арабской письменностью и богословской мыслью. Мусульманский святой из Башкирии творил чудеса там где бессильны врачи Таким образом, утверждение о том, что исламизация Казахстана — исключительно заслуга среднеазиатских проповедников, является историческим упрощением. Роль татарских мулл, действовавших как агенты религиозной трансформации и одновременно как проводники имперской политики, была фундаментальной в формировании казахского общества как части мусульманского мира. Современные казахские историки, вслед за Ч. Валихановым, признают этот факт, открывая новую, более сложную и полную страницу общей истории народов Евразии.