пришлите новость

WhatsApp Telegram

Казахский историк: «Татары научили нас Исламу»

15:36, 20 октября 2025

Как татары исламизировали Казахстан, и почему казахстанские историки пересматривают нарратив о распространении Ислама из Бухары

Казахский историк: «Татары научили нас Исламу»
Сгенерировано с помощью нейросетью Open.AI

Распространено мнение, что ислам пришел на территорию современного Казахстана исключительно из таких центров, как Бухара и Самарканд. Однако исторические исследования показывают, что решающую роль в глубокой и системной исламизации казахской степи в XIX веке сыграли татарские муллы. Этот процесс был не стихийным, а во многом целенаправленным и поддерживался российской имперской администрацией.

«Екатерина II приказала назначать казанских татар муллами для проповеди к казахам»

Как отмечает в своей работе исследовательница Жансая Осипова, ссылаясь на труды казахского просветителя Чокана Валиханова, именно «под влиянием татарских мулл народность все более принимает общемусульманский тип». Этот процесс был инспирирован свыше. Еще в XVIII веке императрица Екатерина II подписала указ, предписывающий назначать мулл – казанских татар для посылки к казахам с целью распространения ислама и образования. Царское правительство строило мечети и мектебы в степи, печатало за государственный счет Коран на казахском языке и целенаправленно создавало инфраструктуру для «указных мулл», которые подчинялись созданному в Уфе Духовному собранию.

Почему это было выгодно России?

У Российской империи был четкий геополитический расчет. Во-первых, ислам, проповедуемый лояльными царской власти татарскими муллами, был инструментом против влияния враждебных среднеазиатских ханств, откуда также приходили проповедники. Известно, что русские власти даже штрафовали казахские аулы, которые посещались бухарскими и хивинскими муллами.

Во-вторых, замена традиционного казахского права, контролировавшего родоплеменной аристократией (баями), на единый шариат, который трактовали татарские муллы, ослабляла местную элиту и укрепляла вертикаль централизованной власти. Как пишет Осипова, именно татарское духовенство сыграло решающую роль в «более глубинном, более основательном, чем прежде, приобщении казахов к исламу».

«Казахская молодежь массово отправлялась учиться в мусульманские учебные заведения Казани и Уфы»

Татарские муллы стали костяком религиозного просвещения в степи:

– В центральных и северных районах Казахстана строительство медресе было связано с деятельностью татарского духовенства, — констатирует казахская исследовательница Жансая Осипова.

Казахская молодежь массово отправлялась получать образование не только в Бухару, но и в мусульманские учебные заведения Казани и Уфы. Именно через татарскую призму казахи знакомились с классическим исламским наследием, арабской письменностью и богословской мыслью.

Таким образом, утверждение о том, что исламизация Казахстана — исключительно заслуга среднеазиатских проповедников, является историческим упрощением. Роль татарских мулл, действовавших как агенты религиозной трансформации и одновременно как проводники имперской политики, была фундаментальной в формировании казахского общества как части мусульманского мира. Современные казахские историки, вслед за Ч. Валихановым, признают этот факт, открывая новую, более сложную и полную страницу общей истории народов Евразии.



Следите за нашими новостями в удобном формате - Перейти в Дзен, а также в Telegram «Пруфы», где еще больше важного о людях, событиях, явлениях..
ПОДЕЛИТЬСЯ






важное