пришлите новость

WhatsApp Telegram

«Это "вода третьего сорта"» Профессор Сафаров о живой и мертвой воде, сероводороде и экологии Уфы

11:20, 29 сентября 2025

Доктор химических наук рассказал, почему вода в трубах – третьего сорта

«Это "вода третьего сорта"» Профессор Сафаров о живой и мертвой воде, сероводороде и экологии Уфы
Фото: Пруфы.рф

Наша редакция в очередной раз встретилась с доктором химических наук Марсом Гиллязовичем Сафаровым. Он пригласил нас к себе на загородную дачу, где царит идиллия во всем. Кроме цветущего сада, нас удивила одна «американская» особенность: с соседями заборов они не ставили, чтобы не портить общий облик сада. Воду здесь пьют из собственной скважины – регулярно проверяя ее качество и проводя все необходимые анализы. Также Марс Гиллязович оказался настоящим ремесленником – все оконные резные рамы в старом русском стиле он сделал собственноручно в своей большой мастерской.

Внутри дома царит уют и покой: полки с книгами, карты, ретро-мебель, фотографии с журналистами и репортерами, которые приезжали к нему за комментариями в разные времена. Тут же висит фотография с Ксенией Собчак, которую он показывал с особой гордостью. Это фото сделано на Куштау, когда жители Башкирии выразили протест против разработки шихана.

В домашней обстановке профессор проводил нас в свой кабинет, где рассказал, почему его беспокоит качество воды в Уфе и чего следует опасаться будущим поколениям.

В этом интервью мы подробно поговорили о питьевой воде в Уфе, методах ее очистки и способах решения современных экологических проблем. 

– Марс Гиллязович, как и почему вы поняли, что в Башкирии есть серьезные проблемы с водой? Вы же стояли у истоков не только осознания этих проблем, но и поиска решений.

– Внимание и мое, и общественности, привлекли события 1990 года − печально известная «фенольная катастрофа». Если кратко, то на предприятии «Химпром» произошел технологический сбой. В результате 90 тонн фенола попало в реку Шугоровку, а оттуда − в Уфимку.

А именно из Уфимки питается Южный городской водозабор, который поставляет большую часть питьевой воды для Уфы (у него, конечно, есть еще помощники, 6 водозаборов помельче). Вот это и стало началом моего интереса. Я увидел, что там творится. Ну, могу сказать, что вот чего я не досмотрел. И вот уже 35 лет не могу выйти из этой темы − экологии воды именно в Уфе.

Одна из проблем, которой я занимаюсь, это как раз проблема водопроводной воды в Уфе. Вы спросили, почему я это делаю, этого я вам объяснить не смогу.

– Большую часть своей карьеры вы ратуете за экологическую защиту нашей республики, нашего города. Вы можете себя назвать эко-активистом?

– Ну, это трудно сказать, но, наверное, вы правы. Это реакция нормального человека на какие-то нарушения. Вот ребёнок грудной стал мокрым, он что делает? Делает то, что может, чтобы дать окружающим знать об этом: плачет, кричит, орёт. Есть татарская пословица: «если ребёнок плачет, значит, его мать не кормит его грудью». У меня было точно так же. Из этой темы – экологии вообще и, в частности, экологии воды – я не могу выйти. Экологии воды, не «где-нибудь», а именно в Уфе.

– Расскажите, в двух словах, чем характеризуется качество воды в Уфе?

– Ну, для начала два слова вообще о воде. Вода имеет гигантское значение в жизни человека и живых организмов. Один французский ученый даже сказал: «жизнь – это ожившая вода». Способ существования воды. Ну вот, вода решила существовать в виде человека, который на 60 и более процентов состоит из воды. Поэтому трудно переоценить значение и роль воды в жизни человека. Кстати, один из советских ученых говорил, что человек – это водный раствор органических веществ. Но это хуже первого определения. Там более поэтично, правда? 

Дело не только в разговорах, конечно. Медицинские работники считают, что в очень значительной степени болезнь человека определяется водой – качеством ее, на 60-70% по крайней мере. Болезни приходят с водой, и поэтому к воде предъявляются очень высокие требования. Не это ли тот бесценный минерал, который я искал всю жизнь?

Формула воды донельзя простая – H2O, это все знают. Тем не менее, как она образовалась – никто не знает. Где она возникла в природе, на земном шаре? Есть всякие теории, но сейчас мы не будем это обсуждать. Реакция, при которой кислород взаимодействует с водородом с образованием воды – никто не знает, как это происходит и как накопилась вода на земном шаре. Но и неважно. Это бесценный дар. Человек очень близок к воде. Поэтому особые требования предъявляются к качеству питьевой воды. 

Каждый век имеет свои особенности обеспечения общества, города, коллектива, населенного пункта водой. В наше время – это водопровод, благодаря чему мы в любой точке города имеем возможность доступа к воде. Подачей, выработкой, забором, очисткой, закачкой воды в каждом городе занимается организация под названием «водоканал». В Уфе – это «Уфаводоканал».

Отмечу, что я, общаясь с ними длительное время, увидел, что это очень преданные своей организации люди. Они очень заботятся о том, чтобы уфимцы круглосуточно получали воду. И никаких нареканий по количественному снабжению воды нет. Если до 90-х годов кое-где в высоких точках города вода не доходила, то сейчас даже этого нет.

Как чистят воду в Уфе? 

– В Уфе в течение года вырабатывается и доставляется уфимцам примерно 120 миллионов кубометров воды через водопроводные сети. Мы берем воду в основном из реки Уфа. Восемь водозаборов Уфы и семь из них стоят на Уфимке. Для нас чистота этой реки имеет гигантское значение. Какая Уфимка, такая вода в водопроводе. Хотя, конечно, воду очищают: водозаборы берут эту воду, потом подгоняют под требования закона, фильтруют до высокой степени очистки, потом хлорируют и закачивают в водопроводные сети. Вот так делается вода.

Обратите внимание, фильтрация и хлорирование – это все операции, которые делаются с природной водой, прежде чем она к нам попадает. Здесь есть какие-то другие ухищрения, попытки избавиться от химических загрязнений, этапы, узлы технологии подготовки воды? Их просто нет, и так, кстати, во всем мире.

О некоторых разграничениях хочу попутно сказать еще такую нелепость, которую человечество не смогло решить до сих пор: воду ведь используют для разных целей. Лично для человека нужно 2-2,5 литра в сутки – это очень немного, уфимцам поставляются сотни литров воды в сутки для стирки, готовки, туалета.

Только на туалет уходит 35% воды – и доводят ее до высоких кондиций чистоты – ну, нелепость какая-то. Можно было бы пользоваться водой второго, третьего качества, то есть, не так стараться держать её качество. Для готовки, личного потребления, питья – да, нужна вода высокого качества, но для мытья тарелок можно использовать воду более низкого качества. Пытались создать водопровод, состоящий из двух частей: один для питья, а другой для хозяйственных бытовых нужд. Ничего не получилось. Потому что есть опасность, что люди всегда будут путать их и пользоваться некачественной водой. Или наоборот, качественную воду пустят, например, для того, чтобы заполнять туалетные бачки.

В общем, на поверхности лежит такая вот рационализация: «Эх, дать бы водопроводную воду для хозяйственно-бытовых отдельно, для питья – отдельно, для пищевых продуктов, готовки – тоже!». Но нет, такого нигде нет, не получилось. Знают об этом все, но невозможно решить эту проблему.

«Пить после этого не будете»

– Трубопроводы, которые доставляют воду населению, имеют большое для нас значение и они влияют на качество воды. Они были проложены 50 лет назад: я видел срезы, и на это лучше не смотреть. Пить после этого вы не будете. Внутри она осаждается солями, всякими гадостями, труба ржавеет, возможности трубопровода ухудшаются. Но очень хлопотное дело – менять трубопроводы. Вот как дом построили – так и стоят трубы. А ведь есть и 80-летние дома. Поэтому прежде чем обвинять или судить «Уфаводоканал», надо подумать и об этом, не во всем виноваты они. Они не могут просто менять трубопроводы где попало. Это очень хлопотное, дорогое и капительное дело. Но об этом надо знать: следует беречь трубы, регулярно их менять, подвергать капремонту и так далее. 

«Водозаборы могут стоять не везде»

– Централизованная поставка воды должна быть единой для всей России. Не может быть такого, чтобы в одном городе было установлено одного качество, а в другом городе – другое. Поэтому существует водное законодательство, СанПиНы, водный кодекс. Там определяется очень многое, но я обращаю внимание тех людей, которые, может быть, нас слушают, только на два момента. Первое − водозабор не может располагаться где угодно на реке. Водозабор должен располагаться выше населенного пункта и промзоны по течению реки, чтобы грязь с населённого пункта и промзоны не попала в водозабор. В Водном кодексе так и написано – это закон. Но мы много раз ещё вернёмся к этому в будущем, потому что это очень важный момент для Уфы. Это первое, что бросается в глаза, и, пожалуй, главное для Уфы. 

Также излагается требование к качеству воды по всей стране. Отвечу вам по памяти, что питьевая вода должна быть безопасна в радиационном и эпидемическом отношениях. Также она должна быть безвредной по химическому составу: не должна содержать химических веществ, особенно вредных для употребления. Ну и третье – вода должна иметь хорошие органолептические свойства. Под этими свойствами подразумевается цвет, запах, осадок – это то, что дано человеку его органами чувств, у него все приборы оценки воды по органолептике есть. Любой человек может оценить вкус, запах воды и так далее.

Кстати, сейчас это создаёт ложную иллюзию о том, что вода чистая, ведь уфимская вода кристально чистая. Она профильтрована, из нее удалены даже предполагаемые осадки, невидимые простым глазом, то есть она доведена до кондиции. Вкус воды тоже не скажешь, что плохой. 

«Я не смог пить там воду»

– Я был в Свердловске как-то в давние времена – и знаете, прямо от воды из-под крана несет сероводородом так, что я не смог пить воду вообще. Они вынуждены брать воду из реки Исеть, и она у них такая некачественная. А уфимская вода – просто шедевр. Поэтому «Уфаводоканал» говорит: «вода у нас соответствует всем законам, всем правилам, СанПиНам, ГОСТам и даже мировым показателям». Только вот при этом допускается одна ложь. А какая? Очень простая.

О том, как обстоят дела с химическим составом, помалкивают. Я могу сразу сказать, что уфимская вода не соответствует СанПиНам, ГОСТам и мировым показателям по содержанию химических вредных веществ. Но все делают вид, что это не главное. Почему? Ведь если вода не соответствует, ее нельзя подавать. Вы представляете себе, что это такое, если воду в городе перекроют вообще? Я даже не знаю, что это за вид катастрофы такой. Ну, в этом городе будет непонятно даже, как жить дальше, так?

Потому что люди не только пьют и готовят пищу, но есть и хозбытовые направления. А с туалетами как быть? Поэтому и поставщик воды, и потребитель воды – город – очень деликатно относятся к этому вопросу, лишению воды права подаваться в городе. Поэтому невольно допускаются ситуации, когда вода не соответствует по химсоставу, но стараются делать вид, что этого не видят, будто бы она соответствует. Да и не так уж она раздражает уфимцев. Они всецело поглощены оценкой воды по запаху, цвету и осадку.

А как показать, что вода соответствует нормам, когда она им не соответствует по содержанию химических веществ? Об этом ведь судят по предельно допустимой концентрации веществ, или ингредиентов, как экологи говорят. Но фенола, например, должно быть 0,001 миллиграмма на литр. Если будет больше, то эту воду уже нельзя потреблять и подавать в город. 

Профессионал всегда может обмануть любителя

– Я придерживаюсь точки зрения, что профессионал всегда может обмануть любителя. И здесь тоже самое. Вот, например, когда судят о чистоте воздуха, доказывают, что, например, не достигнуты предельно допустимые концентрации аммиака, сероводорода. Но закон-то требует, чтобы их суммировали, потому что и тот, и другой вызывает одну и ту же болезнь.

И поэтому в СанПиНе, в водном законодательстве, написано, что надо учитывать эффект суммации. Не радоваться, что одно значение меньше другого, а досконально докопаться и следовать духу и букве закона. Вот, например, бензол вызывает рак. Толуол, ксилол, наверное, тоже. Но их концентрации рассматривают отдельно. У одного 0,5 ПДК, у другого – 0,6, у третьего – 0,1. Все соответствует. А на самом деле их надо складывать. Так вот, по сумме вредности уфимская вода никогда не соответствует нормативам. Об этом не говорят. Кое в чем они суммируют. Например, хлорорганику они суммируют для себя. Нам не сообщают, но на всякий случай следят. В результате хлорирования в воде образуется хлорорганические соединения. Вот, они следят, чтобы их концентрация, суммарная вредность не была выше единицы. А всё остальное – ничего не суммируют. И это неправильно, это нарушение закона. Это не выбор «Уфаводоканала», при оценке воды они обязаны это делать.

Почему это вода третьего сорта?

– Сейчас популярно использовать бутилированную воду. Она кажется чище и вкуснее. Можно ли пить воду из-под крана или всё-таки лучше покупать в бутылках?

– Человек не может обойтись без воды. Воду можно купить бутилированную, самому доводить до ума, фильтровать, или пить из-под крана – как это было до 90-х годов, когда вообще никто и не думал о другом способе поставки воды.

Товар ведь бывает любой, разного качества, разного сорта и по-разному обозначается. Например, селёдка первого сорта, второго сорта, третьего. По отношению к воде никто так не сортирует: не говорят «вода первого сорта», «вода третьего сорта». Но умозрительно это сделать мы вполне можем.

Уфимская вода грязная, но ее можно пить. Это «вода третьего сорта». Разные специалисты могут давать совершенно разные советы. Я могу сказать только то, как сам поступаю. Я считаю, во-первых, что воду пить из водопровода нельзя – она грязная в химическом отношении, её надо дополнительно очищать. А вот для доочистки эта вода идеальная, потому что она уже соответствует ГОСТу по органолептике, соответствует ГОСТу и нашим требованиям по радиационной и эпидемической безопасности. То есть, взять воду из родника, из колодца и так далее – это одно, а у уфимского водопровода вода качеству соответствует. Но ее надо довести до ума. То есть, очистить от химических загрязнителей, чего не делает «Уфаодоканал».

Нет системы водоподготовки, а это очень просто. Самый простой фильтр – это угольный, самодельный или магазинный. В Перми делают с активированным углем, можно там купить, если в Уфе не найдешь. Я сам покупаю в Перми, там есть завод, который делает активированный уголь. Любое устройство, которое позволяет с одного конца подавать воду, а с другого выводить, а в середине угольный фильтр, годится. Я использую старый заводской фильтр «Родник 7». Он исчерпал свой ресурс по углю, но я его перенабиваю свежим углем один раз в год. Воду включаю только на ночь, чтобы вода шла через активированный уголь или через любое устройство по капелькам или тонюсенькой струйкой. К утру, глядишь, ведро чистейшей воды. Это мой совет. Если этого не делать, то остается вода третьего сорта. Если это сделать – то вода высшего качества.

– Это что касается воды из крана в многоэтажном доме. А вот, например, вода из скважины на даче. Насколько она чистая?

– Надо не гадать, а анализировать. Дело в том, что я часто читаю объявления в интернете – «Делаем анализ воды». В «Уфаводоканале» это можно делать, в Санэпидемстанции. У них есть соответствующие лаборатории, не так уж дорого это стоит. Скважина – это же что-то фундаментальное. Не на ведро воды построено, не жалко. Поэтому – пробурил скважину, отдай на анализ. Я сделал тоже самое. Мы сделали анализ этой воды из скважины, она оказалась качественной. Оно и понятно, потому что загрязнения здесь попасть в подземные воды не могут. Нету сельхозплантаций, не применяются удобрения, и не ходят табуны животных. Вода тут хорошая.



Следите за нашими новостями в удобном формате - Перейти в Дзен, а также в Telegram «Пруфы», где еще больше важного о людях, событиях, явлениях..
ПОДЕЛИТЬСЯ






важное