В мире городских легенд и мифов редко появляются истории, которые опираются на труды известных людей. Но в случае с Уралом и его тайнами, такой историей стала версия известного офтальмолога и писателя Эрнста Мулдашева. Его экспедиция 2018 года на Южный Урал стала основой для масштабной городской легенды о «каменных людях», или «таш-кеше».Кто такие таш-кеше? По мнению Мулдашева, таш-кеше — это особая, каменная форма жизни, которая когда-то обитала на планете, и её следы до сих пор можно найти в Башкирии и Челябинской области. Он утверждает, что эти существа окаменели, но могут ожить в любой момент. Свою теорию он подкрепляет фотографиями природных скальных образований, которые, по его словам, похожи на застывшие тела, руки и позвоночники живых существ. Река Дон станет больше Амазонки: последствия остановки Гольфстрима для России В своей работе Мулдашев ссылается на башкирский фольклор, утверждая, что местные жители сохранили легенды о «каменных людях». Он даже приводит термины: Таш-кеше (каменный человек) Таш-баш (каменная башка) Таш-ян (каменная душа) Маршрут каменных людей Мулдашевский миф о «каменных людях» выстраивает их в целую «цепочку», протянувшуюся на десятки километров. По его версии, «каменные люди» вытянуты по одной линии — от «кладбища» у горы Ямантау, затем вдоль Уральского хребта, через гору Магнитную и до горы Разборной в Челябинской области. Интересно, что гора Ямантау упоминается как тезка самой высокой точки Южного Урала, что добавляет легенде таинственности.Легенда о любви и проклятии Легенда о каменных людях, которую приводит Мулдашев, имеет романтическое начало. Она рассказывает о племени сильных, но бездушных каменных людей, которыми правили семь братьев-великанов. Однажды чужеземец по имени Мань-Пупы-Ньер влюбляется в сестру великанов, красавицу Аэлиту. Она, первая из своего народа, познаёт любовь, и влюбленные бегут. «Черный август» – как Башкирия стала эпицентром катастроф за последние 20 лет Разгневанные братья-великаны преследуют их. Когда им удается настигнуть беглецов, чужеземец погибает в бою. Аэлита проклинает братьев и весь каменный народ. Боги в ответ на её мольбы лишают каменных людей жизни, превратив их в скалы. В этой легенде также появляется реальное место — гора Маньпупунёр на Северном Урале, известная своими столбами выветривания, которые в народе прозвали «Семь великанов». Таким образом, миф объединяет места из разных регионов Урала, создавая единую, мистическую картину.Наука или фантазия? Большая часть научного сообщества относится к теории Мулдашева как к фантазии. Геологи объясняют «каменные тела» естественными процессами выветривания и эрозии, которые формировали Уральские горы на протяжении миллионов лет. Ахуновские менгиры — древние мегалиты, их происхождение связано с культовыми обрядами. А легенда о «каменных людях» — часть богатого уральского фольклора. Тем не менее, история Мулдашева остаётся ярким примером того, как городские легенды создаются на пересечении научных поисков, древних мифов и богатого воображения. Она продолжает жить в интернете и привлекать тех, кто ищет нечто большее, чем просто камни, в горах Южного Урала.