Филипповские курганы в Илекском районе Оренбургской области давно привлекают внимание археологов. Это огромный комплекс, состоящий из трех десятков курганных захоронений, существовал он в V-IV веках до нашей эры. Место принадлежало древним сарматам, кочевым ираноязычным племенам, для них оно имело сакральное значение. Некоторые насыпные захоронения в этой местности оказались особенно большими, достигая в высоту от 7 до 8 метров, а в ширину от 60 до 120 метров, ученые называют эти курганы царскими. И действительно, в них обнаруживается наиболее богатый погребальный инвентарь, который кочевники клали в могилы своих вождей – древние верили, что вещи понадобятся им в загробной жизни. Особое значение для науки имеет царский курган №1, раскопанный в 2013 году археологом Леонидом Яблонским. Там была обнаружена погребальная камера знатной женщины, умершей в возрасте около 35 лет. Она была похоронена с царскими почестями и усыпана уникальными украшениями. Судя по всему, она была жрицей. Чтобы воссоздать образ этой женщины из омута времени, автор раскопок сделал скульптурную реконструкцию лица на основе найденного черепа. Ученый-антрополог из Башкирии Алексей Нечвалода использовал это скульптурное изображение как прототип для собственного цифрового восстановления облика жрицы. Совсем недавно он опубликовал результаты работы в виде цветных фотографий, дополняющих оригинальный портрет. Мы взяли у него комментарий, расспросив про процесс создания фото и про некоторые детали получившейся реконструкции. Что говорит археология? Ученые при исследовании памятника тщательно фиксировали положение всех найденных предметов, поэтому у нас на руках много подробностей произошедшего более двух тысяч лет назад захоронения. Так, в головах умершей находился сплетенный из прутьев ларь, битком заполненный ценными предметами, включая литую серебряную фиалу с крышкой, золотое нагрудное украшение, деревянный сосуд с золотыми накладками, туалетные сосудики из стекла, серебра и глины, кожаные мешочки, хранившие краску и клык лошади. Рядом было большое серебряное зеркало с позолоченной ручкой в зверином стиле, в центре диска – изображение орла, окруженное фигурками крылатых быков. Примечательно, что зеркальце не местной работы, его происхождение относят к иранской империи Ахеменидов, существовавшей в тот же временной промежуток. Одежды погребенной состояли из нижнего платья, рубахи и шали. Они были украшены большим количеством штампованных нашивок из золотого листа, изображавшими цветы-розетты, свернутого в кольцо сайгака и сцены терзания этого животного пантерой. Бахрому шали представляют золотые цепочки из литых деталей. На всех пальцах руки были надеты золотые перстни с изображениями зверей. В районе височных костей черепа находились две литые золотые серьги. Отмечается, что некоторые элементы вышивки состоят из тройного сплава золота, серебра и меди, этот вид золотого сплава характерен для культуры древней Греции. Помимо прочего, ученые в погребальной камере нашли набор для нанесения татуировок, состоявший из двух каменных палитр для разведения красок, позолоченных железных татуировочных игл и костяных ложечек для разведения красок с ручками, украшенными в зверином стиле. Ранее по характерному головному убору считалось, что женщина не являлась коренной сарматкой, а пришла из персидских племен Древнего Ирана. Сейчас ученые склоняются к мнению, что женщина имела местное, приуральское происхождение. На это указывают особенности антропологического типа, генетических структур и наличие следов преднамеренной искусственной деформации черепа – это практика сарматской культуры.Из глубины веков Благодаря современным научным методам, мы можем не только узнать обстоятельства жизни умершей, но и взглянуть на ее лицо даже спустя несколько тысяч лет. Применяемый метод восходит к советскому ученому Михаилу Герасимову, который научился воссоздавать черты лица по костной структуре черепа. На опубликованных Алексеем Нечвалодой фото мы видим немолодую по тем временам голубоглазую женщину, с несколько обвисшей кожей и татуировками на левой щеке, она одета в богато украшенное платье с капюшоном. Чтобы узнать больше, мы опросили антрополога из Башкирии. Свое сообщение ученый предварил небольшим предупреждением. Он сказал, что его работу не следует считать судебно-медицинской реконструкцией в целях идентификации и отождествления личности по костным останкам, как это происходит в криминалистике. Вместо этого: В данном случае работу следует отнести к историко-антропологической реконструкции лица по черепу, когда антрополог с помощью доступных современных средств (нейросетей с ИИ) реконструирует внешний облик по черепу человека древнего этноса (в нашем случае сармат, погребенных в курганном могильнике Филипповка I). Хорошим примером данного направления являются работы моих коллег, представляющих сайт «Шепот предков». Именно так переводится название ресурса, где выкладывают цветные портретные реконструкции различных древних людей. Говоря о своем инструментарии, используемом в многочисленных реконструкциях, ученый рассказал об агрегаторе «ask.chadgpt», который предоставляет услуги сервиса ИИ chadGPT на русском языке с возможностью ввода изображения в варианте o4 Mini. Именно этот сервис использовался в случае данной работы. Антрополог отметил, что результат отличается от прототипа в виде скульптурного портрета за авторством Леонида Яблонского лишь некоторыми деталями, но весьма несущественными. GaleryЗагадка татуировок Алексей Нечвалода также объяснил подбор лицевых черт, одежды и татуировок. По его словам, все эти элементы основываются на прямых или косвенных данных. Реконструкция образа – это реконструкция черт лица и возможных причесок, головных уборов, деталей костюма. Лицо мы восстанавливаем по конкретной его основе: по черепу с его индивидуальными чертами по методике М.М. Герасимова. Но мы не знаем, сколь худым или полным был человек, покрывали его лицо шрамы или следы от оспы и прочее. Мы восстанавливаем основные формы, даем некое усредненное, приблизительное представление о лице, каким бы оно могло быть, не истощенное, не отечное, не обезображенное рубцами и ссадинами. Детали костюма реконструируются на основе находок в погребениях (в погребениях Филипповских курганов, в частности, были найдены золотые накладки, украшения) и на основе тех знаний о костюмных традициях ранних кочевников, которыми располагают исследователи на сегодняшний день (их основа – древние изображения скифов и сармат и археологические находки). На данный момент прямых археологических свидетельств (например, сохранившихся татуировок на мумифицированных останках) у носителей сарматской культуры (IV в. до н.э. — IV в. н.э.) не обнаружено. Однако есть косвенные данные, позволяющие предположить их возможное существование: античные авторы (например, Геродот, Страбон) упоминают, что кочевые народы евразийских степей (скифы, сарматы) наносили на тело узоры, но без уточнения техники (татуировка, раскраска, шрамирование). Упоминания о «знаках на коже» часто связывают с ритуальными или статусными отметинами, но точная интерпретация спорна. Пазырыкская культура (родственная кочевым народам, включая сарматов): в Горном Алтае найдены мумии с татуировками (V–III вв. до н.э.). Это доказывает, что технология нанесения татуировок была известна в среде кочевников. На золотых украшениях (например, из сарматских курганов) встречаются антропоморфные изображения с узорами на теле, но неясно, передают ли они татуировки или элементы одежды/доспехов. Традиция татуировок сохранялась у потомков некоторых степных народов (например, у некоторых тюркских групп), что позволяет гипотетически экстраполировать её на сарматов. Одежда и татуировки на лицах выполненных мною аппроксимаций – это реконструкции как они могли выглядеть (на основе существующих данных). Золотые накладки на одежду были найдены в погребениях. А татуировки - в рамках традиций скифо-сибирского звериного стиля в искусстве ранних кочевников. При их создании я взял за основу тату, сохранившиеся на мумиях из Пазырыкских курганов. Но не повторял их буквально, т.к., мы уже отметили, искусство это бесконечно вариативно, важно сохранить основные образы и иконографию изображений. Galery2Значение для науки Алексей имеет скромное мнение по поводу данной работы. По его словам, научная ценность такой реконструкции невысока, но она может использоваться в образовательных и презентационных целях, если нет доступа к оригинальному черепу. Скульптурная реконструкция уже изначально содержит субъективные допущения со стороны исполнителя (толщина мягких тканей, интерпретация элементов внешности: форма носа, ушей и пр.). Цифровая реконструкция, основанная на фото скульптуры, не работает напрямую с черепом, а копирует уже интерпретированные черты! Поэтому неизбежна потеря анатомической точности. Фото может искажать пропорции из-за ракурса, освещения, качества изображения. Поэтому на вопрос научного значения можно ответить так: первое, визуализация для популяризации науки – если нужно создать цифровую модель для музея или публикации, а оригинальная скульптура недоступна; второе, сравнение разных реконструкций – если исследуется, как разные методы (скульптурный и цифровой) интерпретируют один череп; третье, ретроспективный анализ – если оригинальный череп утрачен, а осталась только скульптура. Galery3Чьи же предки? В комментариях под постом с результатами реконструкции вспыхнула живая дискуссия насчет отношения сарматов к уже современным народам. Кто-то пишет о предках башкир, кто-то о предках булгар (этнос – предшественник татарского народа), кто-то даже пошутил о «красивой "русской" женщине». Мы задали вопрос об этническом наследии самому автору работы, вот что он ответил: Носители сарматской культуры, в том числе из могильника Филипповка I в Оренбургской области, считаются одними из предков ряда современных народов, связанных с иранской и тюркской этническими группами. Потомки сарматов в современных народах: осетины – наиболее прямые культурные и языковые наследники аланов (одного из сарматских племён). Их язык относится к восточно-иранской группе. Народы Северного Кавказа (например, карачаевцы, балкарцы) – частично унаследовали аланское влияние. Тюркские народы Поволжья и Урала (татары, башкиры) – могли ассимилировать часть сармато-аланского населения в период Великого переселения народов. Ну и восточные славяне (особенно южнорусские и украинские группы) – имели контакты с сарматами, что отразилось в антропологии и некоторых элементах культуры. Сарматы участвовали в этногенезе многих степных народов Евразии, но их прямое наследие наиболее заметно у осетин через аланскую преемственность.