Курортный сезон уже на носу, а значит, самое время подумать о грядущих поездках. Собрав в кучу опыт многолетних перелетов, представляем обзор внутренних терминалов еще четырех аэропортов нашей необъятной. Ранее мы прошлись по аэропортам Уфы, Санкт-Петербурга, Москвы и Сыктывкара. Оцениваем транспортировку до них, комфортабельность размещения пассажиров, а также внешний вид. Екатеринбург, «Кольцово»: «Неприятный оранжевый, строгий досмотр, банальность» Начнем с того, что ближе к Уфе и Казани – аэропорт Екатеринбурга имени А.Н.Демидова, он же по-простому Кольцо́во. Расположен всего в 17 км от центра Екатеринбурга, является крупнейшим воздушным узлом Урала и одним из важнейших аэропортов России. Добраться можно на автобусе, но ходит он с большими промежутками – пропустите, и придется долго ждать. В 2020 году администрация города заявляла о планах запустить аэроэкспресс от станции метро до аэропорта, но дальше разговоров не пошло. Galery Аэропорт располагает двумя терминалами: терминал А для международных и части внутренних рейсов, и терминал B для внутренних направлений. К Чемпионату мира 2018 года там проводили реконструкцию и удлиняли одну из взлетно-посадочных полос. Фото: пресс-служба Кольцово По своему строению Кольцово – очень простой аэропорт, даже банальный. Он имеет вытянутую прямоугольную форму, нет путающих проходов на этаже. Все понятно и четко – Урал как он есть. Из плюсов хочется отметить современную инфраструктуру, достаточное количество кафе и магазинов, бесплатный Wi-Fi, который работает не очень стабильно, и чистоту. К сожалению, есть и минусы: мало розеток, находятся они в неудобных местах, которые приходится караулить. И в принципе Кольцово неуютный: оранжевые кресла на вид не очень приятны, в них трудно расслабиться, перевести дух. Кто-то скажет, что такое присуще любому аэропорту, но нет: аэропорты Толмачево, Пулково и имени Мустая Карима спокойные и даже умиротворяющие. Другие посетители аэропорта отмечают, что зона досмотра – рулетка. Кому-то может попасться лояльный сотрудник, который быстро пропустит через контроль, а кто-то заставит и обувь снять, и сумку открыть. Мы проходили контроль быстро, сотрудники были не выспавшиеся из-за раннего рейса, но к работе их претензий не имеем. Калининград, «Храброво»: «Духота, толкучка, тормознутость» Следующим становится аэропорт Калининграда имени Елизаветы Петровны или же – Храбро́во. Добраться до него можно классическими методами: такси, личный транспорт, автобусы. С последними могут возникнуть проблемы, так как в приложении для отслеживания транспорта их движение отслеживается некорректно. Вы рискуете простоять на остановке час или совсем опоздать. В недавней поездке я дожидалась автобуса почти 45 минут – в итоге он приехал загруженный наполовину, а до аэропорта добрался уже забитыми полностью. Фото: пресс-служба аэропорта Храброво Перед зданием Храброво есть зона парковки, равная чуть ли не самой площади аэропорта. Интересный факт: аэропорт Храброво – один из трех аэропортов России, названных в честь женщин. Калининградский носит имя правительницы Елизаветы Петровны, в Краснодаре действует аэропорт имени Екатерины II, он же Пашковский, а в Пскове работает международный аэропорт имени княгини Ольги. Свое название калининградский получил только в 2019 году после голосования. Среди вариантов были ещё имена философа Иммануила Канта и маршала Александра Василевского. Фото: схема Храброво, аeroport-hrabrovo.ru Сам аэропорт небольшой. Благодаря масштабному остеклению создается иллюзия просторного помещения, в зале ожидания у гейтов стекла даже заменяют стены. Так что по прилете можно увидеть ожидающих, а если ждете свой самолет, то с завистью посмотреть на сошедших с борта. Огромный минус такого дизайнерского решения – от солнца укрыться нельзя, до прохождения контроля в залах сидеть трудно. Стоит духота, а кинуть свои баулы некуда. И если в зале ожидания после всех проверок выручают кондиционеры, то вода за 200 рублей стирает улыбку с лица. Телетрапы также прозрачные, поэтому из них можно увидеть другие самолеты. Очевидный минус терминала – размер. Храброво маленький, но людей через него проходит очень много. В 2024 году его пассажиропоток приблизился к рекордным пяти миллионам – 4,814 миллиона человек. Калининград притягивает к себе все больше туристов, и в Храброво становится тесно. Работает всего две ленты для выдачи багажа, что тормозит получение. А ведь к своей сумке ещё нужно пробиться! В целом аэропорт очень чистый, выглядит соответствующе городу. В Храброво есть много мест для перекуса и парковки, радуют и чистые туалеты со множеством кабинок. Если у властей хватит ресурсов увеличить площадь, тогда он однозначно продолжит свое восхождение в рейтинге аэропортов страны. Новосибирск, «Толмачево»: «Мало розеток, но удобная навигация» Аэропорт Толмачёво, открытый в 1957 году, сегодня является одним из ключевых воздушных узлов России. Он занимает четвёртое место по площади в стране, уступая лишь московским Шереметьево и Домодедово, а также петербургскому Пулково. Неудивительно, ведь Новосибирск – третий по величине город России, и ему нужен современный, удобный аэропорт. Фото: пресс-служба Толмачево Терминалы Толмачёво, как и часть инфраструктуры московского Домодедово, возводила турецкая компания ООО «Ант Япы», известная также по проектам в «Москва-Сити». Результат впечатляет: аэропорт светлый, просторный и удобный для навигации. В нем тихо, что редкость для аэропортов. Благодаря этому громкоговорители слышны четко. Лишней рекламы нет. Возможно, свою роль играет время вылета, но даже в часы пик атмосфера остаётся спокойной. Galery2 Базовым перевозчиком Толмачево является S7 Airlines, но аэропорт обслуживает и множество других рейсов. В 2024 году через Толмачёво прошли рекордные 9,299 миллиона пассажиров. Это подтверждает его востребованность как у жителей Сибири, так и у транзитных путешественников. Пока ждёте рейс, можете прогуляться по просторным залам, заглянуть в сувенирные лавки или найти место для отдыха. Сидений достаточно, а розетки встречаются реже – лучше зарядить гаджеты заранее. Для тех, кто приехал на машине, есть бесплатные и платные парковки. Хочется отметить, что среди всех аэропортов России Толмачёво – один из самых удобных по соотношению размеров, качеству предоставляемых услуг и сервису. В нем приятно провести время в ожидании рейса, из него легко добраться и до самолёта, и до города. До Новосибирска можно доехать как на такси, так и на автобусе. Однозначно рекомендуем. Аэропорт Иркутска: «Рекламный шум и духота» Самый маленький в этой подборке аэропорт находится в городе Иркутск. Именно в городе – до него ездят троллейбусы, автобусы, а пешком можно дойти чуть больше чем за час от стадиона Труд. Площадь аэропорта достигает 22 тысячи кв.м, а пассажиропоток в 2024 году достиг рекордных 3,95 миллиона человек. Фото: схема аэропорта Иркутска, iktport.ru/ru/passengers В здании очень душно. Осенью и зимой это чувствуется не так сильно – стылый воздух бегает у стоек регистрации и охлаждает помещение, а в зоне ожидания помогают кондиционеры. Летом же воздуха катастрофически не хватает. Вентиляционная система не справляется. Galery3 Чем мне понравился иркутский аэропорт, так это работой сотрудников терминала. На стойках девушки быстро регистрируют пассажиров, а в зоне досмотра тщательно проверяют вещи и багаж. Нас заставили снять обувь и пропустить через ленту, уведомить о наличии техники в ручной клади, включить ее, и, что стандартно, избавиться от жидкостей. Передо мной прошла девушка с котом в переноске – её попросили открыть сумку и показать документы на животное. В целом проверка не стала проблемой – стандартная процедура, хоть и чуть более строгая, чем в других городах. Сидений достаточно, они стоят плотными рядами. Места в проходах не так много, и близость к другим пассажирам может смущать. Легко удастся примоститься возле панорамных окон. Из минусов – розеток мало, и повсеместно снуют рекруты авиакомпаний, предлагая свои услуги. Вообще аэропорт комфортный, однако из-за небольшого помещения и повсеместной видео-/аудио-/текстовой рекламы быстро выдыхаешься. По внешнему виду зона со стойками регистрации и залы ожидания просторные, поэтому просидеть час-два в нем реально. Выход на посадку Аэропорты России — это отражение своих регионов: где-то практичность преобладает над комфортом, а где-то европейский лоск маскирует нехватку пространства. Кольцово функционален, но неуютен. Храброво красив, однако тесный и душный. Толмачёво выделяется продуманной инфраструктурой и спокойной атмосферой, а Иркутск впечатляет оперативностью служб, но утомляет духотой и рекламным шумом. Главный вывод: чем крупнее и современнее аэропорт, тем приятнее в нем находиться. Однако даже в самых развитых хабах остаются досадные мелочи — нехватка розеток, хаотичная логистика или перегруженность. Так что путешественнику идти на компромисс: либо удобство, либо колорит, либо скорость. Идеального варианта пока нет — но, по крайней мере, есть из чего выбрать. Познакомиться с первой частью, в которой мы обозревали аэропорты Санкт-Петербурга, Уфы, Сыктывкара и Москвы можете здесь.