7 марта вернувшись вы ушли в отставку. Тысячи людей вышли вас провожать. Почему вы приняли для себя такое решение? - 26 декабря прошлого года я отправился в зону СВО, взяв с собой целую машину гуманитарной помощи: продукты, мёд, медицинское оборудование. Новый год встретил там, среди наших бойцов, стараясь помочь чем мог. После возвращения пришлось прооперировать ногу, и сейчас мне требуется реабилитация. Именно поэтому я принял решение уйти в отставку – чтобы сосредоточиться на восстановлении.Вас вышло провожать более 1 тыс. человек. Почему столько людей пришло провожать чиновника? - 7 марта, когда я оставил свою должность в Забайкальском крае, на проводы пришло много людей. В истории современной России такого не было – чтобы люди вот так, искренне, провожали чиновника. Это говорит о том, что моя работа была не напрасной, что люди её оценили. За несколько дней до отъезда один волонтерский отряд написал в соцсетях: «Ребята, давайте проводим Марата Фатыховича, он так много сделал для края». Эта инициатива подхватилась многими, и вот – пришло столько людей.В последнем посте у вас я видел, что вы везете финики и башкирский мед в зону боевых действий. Все-таки даже на СВО держат пост? - Конечно. Сейчас священный месяц Рамадан, и многие наши ребята продолжают держать пост, даже находясь в зоне боевых действий. Я привёз им наш знаменитый башкирский мёд и финики.Это основное было что вы возите туда? - Нет. Например, на Новый год я привозил целую машину гуманитарной помощи на 10 миллионов рублей. Там было оборудование, продукты, квадрокоптеры – то, что действительно необходимо на передовой.У вас как-то выстроена это система гуманитарной помощи? Как работает эта логистика? - Я был первым вице-премьером, который добровольно ушёл в зону СВО. И после возвращения решил, что всё своё денежное довольствие буду направлять на помощь бойцам. Все свои отпуска я посвящаю фронту – езжу сам. Когда был на контракте принял решение что все денежное довольствие буду отдавать волонтерам Покупал оборудование, швейные машинки, снаряжение. Для меня это принципиально: я не занимаюсь гуманитарной помощью на коммерческой основе, я просто помогаю, если есть возможность.То есть вы всю зарплату с СВО отдавали на гуманитарную помощь и волонтерам? - Да, у бойцов нет зарплаты, у них есть денежное довольствие. И всё своё довольствие за полгода я направил на помощь – покупал швейное оборудование, оснащение, помогал волонтёрам. Я коплю деньги несколько месяцев, потом закупаю продукты, отвожу. Мёд у меня свой, слава Богу, вот и везу его туда.Насчет того, что там мусульмане служат, то есть это батальон Ахмат или вы с какими-то конкретными сотрудничаете? - Я служил в спецназе «Ахмат». Это многоконфессиональное и многонациональное подразделение – там не только мусульмане, а бойцы со всей России.Неужели даже на СВО держат Уразу? - Пост – это не что-то сверхъестественное, это образ жизни. Если человек находится на ротации, в блиндаже – он держит пост. Если идёт в бой, в атаку – конечно, пост отменяется. Главное – намерение и возможности. Я сам держал пост, когда находился в зоне СВО.Говорят, что в “падающем самолете нет атеистов”. Многие ли люди в зоне боевых действий приходят к религии. Можете привести какой то пример? - Да, на войне нет атеистов. Там все идут к Богу – и православные, и мусульмане, и буддисты. Помню случай: мы читали намаз, а православные ребята встали рядом, взяли автоматы и прикрывали нас, чтобы мы могли дочитать молитву. В такие моменты понимаешь: на войне нет разделений, есть только братство.Какие планы на будущее? На СВО потом опять или госслужба? - Пока просто хочу немного отдохнуть и восстановиться. Но уже скоро снова поеду к ребятам – собрал машину с гуманитарной помощью, отвезу. Про мед. У вас какая-то своя пасека есть? - Да, но это не бизнес. Я просто делаю мёд для друзей и угощаю близких. В продаже такого мёда нет. Давайте от СВО перейдем к личным вопросам. У Вас Башкирские корни? Откуда Вы? - Бабушка – башкирка из деревни Тыканово . Храню свидетельство о рождении и бабушки и дедушки. Дедушка из Деревни Новокизганово. Я всегда помню о своих корнях. Несколько лет назад в деревне Новокизганово мы с односельчанами построили мечеть Ар-Рахман. Теперь она служит людям, и я рад, что смог это сделать. Раньше там была старая мечеть разрушенная. Поэтому имам свой был там постоянно, Рафис Хазрат. Но когда я приехал в деревню, и селян спросил, они сказали, вот нам бы мечеть новую построить. И вот мы вместе построили эту мечеть, такой имам из старой мечети перешел в новую.Вот вы сами башкир и учились, и работали в Москве, потом в Чите. Как вам вообще жить за пределами республики? Не сложно ли было? Там культура другая чуть-чуть все же. - Я всегда говорю просто: я государственный служащий. А государственный служащий – служит. Родина сказала ехать в Забайкалье – я поехал. Это мой долг. По вашим соцсетям я понял, что вы правоверный мусульманин. Были ли какие-то сложности исповедования религии в Чите и Москве? - Нет. Намаз я читаю в обеденный перерыв, Джума-намаз тоже не пропускаю. Это моё личное время на обед и я езжу в мечеть в обеденный перерыв , и проблем с этим никогда не было.Еще у вас там был бренд “Забайкалье по любви”. Можете о нем рассказать поподробнее? - Идея была объединить студентов и всех жителей Забайкальского края, создать для единый символ, который бы представлял наш регион. Мы провели стратегическую сессию, и люди сами сказали: «Забайкалье – это по любви». Так и родился этот бренд.Я прочитал, что вы еще и полиглот. Сколько языков знаете? - Английский, китайский, немецкий, башкирский и татарский – вот пять языков, которыми я владею.А как вы изучали их, в школе или сами? И поподробнее, пожалуйста про китайский язык. - Учился с репетиторами, сам целенаправленно занимался. Китайский язык особенно пригодился, когда я работал в Забайкалье – это же приграничный регион. Сейчас наши языки находятся в тяжелом положении. Как видите какие меры можно предпринять для их сохранения и развития? - Самый главный способ сохранить - везде и в школах, и в садике, и везде, чтобы он был в качестве родного языка. Вообще, надо его продвигать максимально. Башкирский язык должен быть везде: и в школах, и в садиках, и везде, и песни, и стихи, и все. Максимально надо его продвигать.Давайте к СВО вернемся. У вас в Телеграмме я увидел портал помощи семьям военнослужащих. Что это за проект? - Это была моя инициатива создать онлайн платформу помощи бойцам, помощи семье бойцов СВО, потому что как я и сказал, что у людей на войне одна мысль от мужиков: как-то моя семья? Люди с этой мыслью просыпаются и засыпают, поэтому я вернулся с войны, с обостренным чувством, потому что надо людям помогать, семьям помогать. Кому-то дров нарубить, кому-то воды, еще какие-то проблемы. И мы максимально этим семьям помогаем.Какая ваша философия жизни? Почему вы делаете то, что делаете? - Моя миссия – служить Всевышнему через служение людям. Я верю, что наши намерения определяют всё. Если ты искренне хочешь помочь – Всевышний это видит. Вот я, например, образно говоря, хочу продолжить свою работу на госслужбе. Мне надо понять, а для чего мне это нужно? Денег много заработать? Или власть получить? Нет. Я хочу помогать людям. Вот из этого Всевышний смотрит всегда по намерениям. Есть такое понятие в Исламе: намерение – “ниәт”. Если у тебя намерение помогать людям, а не получить власть какую-то, тогда Всевышний и оценит тебя по намерениям. Поэтому вот мое намерение — помогать людям. Поэтому я и на госслужбе работаю, и служу людям.Как вы пришли к таким взглядам? Про служение Всевышнему и людям - На самом деле я к исламу очень долго шел, хотя я родился в мусульманской семье. Но намаз я читать начал лет 12 назад именно на постоянной основе. Было мне тогда тридцать два года, тридцать три наверное, где-то так. То есть я пришел к исламу в том, что надо постоянно читать намаз и все прочее.А до этого чем руководствовались в госслужбе? - Сначала, когда помоложе был, просто интересно было. А вот сейчас у меня в голове очень много поменялось именно когда я с СВО вернулся. Больше стал ценить жизнь. Больше понимать, осознавать, что один из жизненных принципов - служить Всевышнему через служение людям, но, когда я вернулся оттуда , я усилил свой жизненный принцип, я добавил «быть, а не казаться». То есть на самом деле самое главное надо быть тем, кем ты хочешь быть, а не казаться тем, что ты кем-то являешься.Почему вы решили уйти на СВО? - Это был мой осознанный выбор. Я видел, как ребята отправляются туда, и понимал, что не могу оставаться в стороне. Хотел служить Отчизне.Сейчас где проживаете? И Расскажите о своей семье. Им времени у вас хватает? - Трое детей, сын и две дочки, да. Сыну 13, дочкам 11 и 9 лет , но времени на семью, честно говоря, не хватает. Но я – государственный служащий. Как и бойцы на СВО, я служу своей стране. Это мой выбор.Какие планы на карьеру? Хотите у нас в Республике или дальше в Забайкальском крае? - Я на это всегда отвечаю очень искренне. На всю волю Всевышнего. Я об этом уверен, твердо убежден. Все решения принимаются сугубо в небесной канцелярии, мы можем только предполагать, а Всевышний уже за нас все решает, честно говоря, поэтому как Всевышний укажет, так будет.