пришлите новость

WhatsApp Telegram

«Я всю зарплату отправлял на гуманитарку» – Марат Мирхайдаров об Уразе на СВО, любви к языкам и пасеке в Башкирии

10:46, 20 марта 2025

Марат Мирхайдаров, бывший зампредседателя правительства Забайкальского Края, занимается отправкой гуманитарной помощи в зону СВО. Он это делает в соответствии со своим принципом: “служить Всевышнему через служение людям”. Мы поговорили с Маратом и вот, что он нам рассказал.

«Я всю зарплату отправлял на гуманитарку» – Марат Мирхайдаров об Уразе на СВО, любви к языкам и пасеке в Башкирии
Фото с официальной страницы ВК

7 марта вернувшись вы ушли в отставку. Тысячи людей вышли вас провожать. Почему вы приняли для себя такое решение? 

- 26 декабря прошлого года я отправился в зону СВО, взяв с собой целую машину гуманитарной помощи: продукты, мёд, медицинское оборудование. Новый год встретил там, среди наших бойцов, стараясь помочь чем мог. После возвращения пришлось прооперировать  ногу, и сейчас мне требуется реабилитация. Именно поэтому я принял решение уйти в отставку – чтобы сосредоточиться на восстановлении.

Вас вышло провожать более 1 тыс. человек. Почему столько людей пришло провожать чиновника?

- 7 марта, когда я оставил свою должность в Забайкальском крае, на проводы пришло много людей. В истории современной России такого не было – чтобы люди вот так, искренне, провожали чиновника.

Это говорит о том, что моя работа была не напрасной, что люди её оценили. За несколько дней до отъезда один волонтерский отряд написал в соцсетях: «Ребята, давайте проводим Марата Фатыховича, он так много сделал для края». Эта инициатива подхватилась многими, и вот – пришло столько людей.

В последнем посте у вас я видел, что вы везете финики и башкирский мед в зону боевых действий. Все-таки даже на СВО держат пост?

- Конечно. Сейчас священный месяц Рамадан, и многие наши ребята продолжают держать пост, даже находясь в зоне боевых действий. Я привёз им наш знаменитый башкирский мёд и финики.

Это основное было что вы возите туда?

- Нет. Например, на Новый год я привозил целую машину гуманитарной помощи на 10 миллионов рублей. Там было оборудование, продукты, квадрокоптеры – то, что действительно необходимо на передовой.

У вас как-то выстроена это система гуманитарной помощи? Как работает эта логистика?

- Я был первым вице-премьером, который добровольно ушёл в зону СВО. И после возвращения решил, что всё своё денежное довольствие буду направлять на помощь бойцам.

Все свои отпуска я посвящаю фронту – езжу сам. Когда был на контракте принял решение что все денежное довольствие буду отдавать волонтерам Покупал оборудование, швейные машинки, снаряжение. Для меня это принципиально: я не занимаюсь гуманитарной помощью на коммерческой основе, я просто помогаю, если есть возможность.

То есть вы всю зарплату с СВО отдавали на гуманитарную помощь и волонтерам?

- Да, у бойцов нет зарплаты, у них есть денежное довольствие. И всё своё довольствие за полгода я направил на помощь – покупал швейное оборудование, оснащение, помогал волонтёрам.

Я коплю деньги несколько месяцев, потом закупаю продукты, отвожу. Мёд у меня свой, слава Богу, вот и везу его туда.

Насчет того, что там мусульмане служат, то есть это батальон Ахмат или вы с какими-то конкретными сотрудничаете?

- Я служил в спецназе «Ахмат». Это многоконфессиональное и многонациональное подразделение – там не только мусульмане, а бойцы со всей России.

Неужели даже на СВО держат Уразу?

- Пост – это не что-то сверхъестественное, это образ жизни. Если человек находится на ротации, в блиндаже – он держит пост. Если идёт в бой, в атаку – конечно, пост отменяется. Главное – намерение и возможности. Я сам держал пост, когда находился в зоне СВО.

Говорят, что в “падающем самолете нет атеистов”. Многие ли люди в зоне боевых действий приходят к религии. Можете привести какой то пример?

- Да, на войне нет атеистов. Там все идут к Богу – и православные, и мусульмане, и буддисты.

Помню случай: мы читали намаз, а православные ребята встали рядом, взяли автоматы и прикрывали нас, чтобы мы могли дочитать молитву. В такие моменты понимаешь: на войне нет разделений, есть только братство.

Какие планы на будущее? На СВО потом опять или госслужба?

- Пока просто хочу немного отдохнуть и восстановиться. Но уже скоро снова поеду к ребятам – собрал машину с гуманитарной помощью, отвезу.

 Про мед. У вас какая-то своя пасека есть?

 - Да, но это не бизнес. Я просто делаю мёд для друзей и угощаю близких. В продаже такого мёда нет.

 Давайте от СВО перейдем к личным вопросам. У Вас Башкирские корни? Откуда Вы?

 - Бабушка – башкирка из деревни Тыканово . Храню свидетельство о рождении и бабушки и дедушки. Дедушка из Деревни Новокизганово.

Я всегда помню о своих корнях. Несколько лет назад в деревне Новокизганово мы с односельчанами построили мечеть Ар-Рахман. Теперь она служит людям, и я рад, что смог это сделать.

Раньше там была старая мечеть разрушенная. Поэтому имам свой был там постоянно, Рафис Хазрат. Но когда я приехал в деревню, и селян спросил, они сказали, вот нам бы мечеть новую построить. И вот мы вместе построили эту мечеть, такой имам из старой мечети перешел в новую.

Вот вы сами башкир и учились, и работали в Москве, потом в Чите. Как вам вообще жить за пределами республики? Не сложно ли было? Там культура другая чуть-чуть все же.

- Я всегда говорю просто: я государственный служащий. А государственный служащий – служит. Родина сказала ехать в Забайкалье – я поехал. Это мой долг.

 По вашим соцсетям я понял, что вы правоверный мусульманин. Были ли какие-то сложности исповедования религии в Чите и Москве?

- Нет. Намаз я читаю в обеденный перерыв, Джума-намаз тоже не пропускаю. Это моё личное время на обед и я езжу в мечеть в обеденный перерыв , и проблем с этим никогда не было.

Еще у вас там был бренд “Забайкалье по любви”. Можете о нем рассказать поподробнее?

- Идея была объединить студентов и всех жителей Забайкальского края, создать для единый символ, который бы представлял наш регион. Мы провели стратегическую сессию, и люди сами сказали: «Забайкалье – это по любви». Так и родился этот бренд.

Я прочитал, что вы еще и полиглот. Сколько языков знаете?

- Английский, китайский, немецкий, башкирский и татарский – вот пять языков, которыми я владею.

А как вы изучали их, в школе или сами? И поподробнее, пожалуйста про китайский язык.

- Учился с репетиторами, сам целенаправленно занимался. Китайский язык особенно пригодился, когда я работал в Забайкалье – это же приграничный регион.

Сейчас наши языки находятся в тяжелом положении. Как видите какие меры можно предпринять для их сохранения и развития?

- Самый главный способ сохранить - везде и в школах, и в садике, и везде, чтобы он был в качестве родного языка. Вообще, надо его продвигать максимально. Башкирский язык должен быть везде: и в школах, и в садиках, и везде, и песни, и стихи, и все. Максимально надо его продвигать.

Давайте к СВО вернемся. У вас в Телеграмме я увидел портал помощи семьям военнослужащих. Что это за проект?

- Это была моя инициатива создать онлайн платформу помощи бойцам, помощи семье бойцов СВО, потому что как я и сказал, что у людей на войне одна мысль от мужиков: как-то моя семья? Люди с этой мыслью просыпаются и засыпают, поэтому я вернулся с войны, с обостренным чувством, потому что надо людям помогать, семьям помогать.

Кому-то дров нарубить, кому-то воды, еще какие-то проблемы. И мы максимально этим семьям помогаем.

Какая ваша философия жизни? Почему вы делаете то, что делаете?

- Моя миссия – служить Всевышнему через служение людям. Я верю, что наши намерения определяют всё. Если ты искренне хочешь помочь – Всевышний это видит. Вот я, например, образно говоря, хочу продолжить свою работу на госслужбе. Мне надо понять, а для чего мне это нужно?  Денег много заработать? Или власть получить? Нет. Я хочу помогать людям. Вот из этого Всевышний смотрит всегда по намерениям. Есть такое понятие в Исламе: намерение – “ниәт”.

Если у тебя намерение помогать людям, а не получить власть какую-то, тогда Всевышний и оценит тебя по намерениям. Поэтому вот мое намерение — помогать людям. Поэтому я и на госслужбе работаю, и служу людям.

Как вы пришли к таким взглядам? Про служение Всевышнему и людям

- На самом деле я к исламу очень долго шел, хотя я родился в мусульманской семье. Но намаз я читать начал лет 12 назад именно на постоянной основе.

Было мне тогда тридцать два года, тридцать три наверное, где-то так. То есть я пришел к исламу в том, что надо постоянно читать намаз и все прочее.

А до этого чем руководствовались в госслужбе?

- Сначала, когда помоложе был, просто интересно было. А вот сейчас у меня в голове очень много поменялось именно когда я с  СВО вернулся. Больше стал ценить жизнь. Больше понимать, осознавать, что один из жизненных принципов - служить Всевышнему через служение людям, но, когда я вернулся оттуда , я усилил свой жизненный принцип, я добавил «быть, а не казаться». То есть на самом деле самое главное надо быть тем, кем ты хочешь быть, а не казаться тем, что ты кем-то являешься.

Почему вы решили уйти на СВО?

 - Это был мой осознанный выбор. Я видел, как ребята отправляются туда, и понимал, что не могу оставаться в стороне. Хотел служить Отчизне.

Сейчас где проживаете? И Расскажите о своей семье. Им времени у вас хватает?

- Трое детей, сын и две дочки, да. Сыну 13, дочкам 11 и 9 лет , но времени на семью, честно говоря, не хватает. Но я – государственный служащий. Как и бойцы на СВО, я служу своей стране. Это мой выбор.

Какие планы на карьеру? Хотите у нас в Республике или дальше в Забайкальском крае?

- Я на это всегда отвечаю очень искренне. На всю волю Всевышнего. Я об этом уверен, твердо убежден. Все решения принимаются сугубо в небесной канцелярии, мы можем только предполагать, а Всевышний уже за нас все решает, честно говоря, поэтому как Всевышний укажет, так будет.

 

 

 

 

 

 

 

 

Следите за нашими новостями в удобном формате - Перейти в Дзен, а также в Telegram «Пруфы», где еще больше важного о людях, событиях, явлениях..
ПОДЕЛИТЬСЯ






важное