Управление государственными финансами создаёт для региональной власти возможности воздействия на процессы в экономике и социальной сфере. В результате этого воздействия формируются установки миграционного поведения населения, инвестиционный климат и уровень здоровья жителей. Состояние регионального бюджета предопределяет выполнение социальных обязательств перед жителями, уровень зарплат бюджетников, развитие социальной и коммунальной инфраструктуры. С учётом высокой инфляции бюджетные возможности зависят от темпов роста собственных бюджетных доходов. В прошлом году доходы бюджета Башкирии выросли на 11,3%, что на 1,8% выше, чем уровень инфляции. По темпам роста налоговых и неналоговых доходов Башкортостан на 49 месте в России и на 12 позиции в Приволжском федеральном округе. Лидирующие позиции заняли: Удмуртская Республика – 28%; Республика Мордовия – 27,1%; Республика Татарстан – 22,6%. Одной из причин столь низких темпов роста доходов бюджета Башкирии является предоставление щедрых налоговых преференций бизнесу. По их объёму республика входит в пятёрку лидеров в России. При этом доходы бюджета Башкирии в прошлом году составили 299,8 млрд рублей, на 9 млрд рублей меньше от запланированного, а расходы чуть менее 320 млрд рублей. В итоге образовался дефицит бюджета – 18,8 млрд рублей. И руководство республики решало проблему покрытия дефицита бюджета за счёт увеличения государственного долга, не желая отказаться от ряда проектов, потребность в которых крайне сомнительна. В результате произошёл рост государственного долга на 14,6%, и республика по темпам его увеличения вошла в десятку лидеров в России, а в ПФО оказалась на первом месте. При этом российские регионы, выполняя задачу повышения управления государственными финансами, поставленную федеральным центром, снизили размер государственного долга на 2,3%. В 59 российских регионах снизили государственный долг. Необходимо учитывать, что важен не только размер долга, но и стоимость его обслуживания. Если мы сравним стоимость обслуживания государственного долга Башкирии с другими регионами, то увидим, что платежи по процентам у нашей республики значительно выше, чем у наших соседей. Это связано с тем, что регионы стараются не брать кредиты на коммерческой основе. Если мы посмотрим структуру задолженности, то увидим, что у 41 субъекта Федерации бюджетные кредиты занимают 100% от их госдолга, потому что бюджетный кредит предоставляется по ставке, не превышающей 2%. Например, платежи Татарстана, Чувашии, Саратовской области в прошлом году по обслуживанию долга составили 0,7% от его размера. А у Башкортостана доля бюджетных кредитов 52,2%, и республика на 79 месте среди российских регионов по этому показателю. А в декабре республика взяла кредит в размере 7,5 млрд рублей по ставке в 22% годовых. Поэтому Татарстан, имея долг в 112 млрд рублей, за его обслуживание в прошлом году заплатил 825 млн рублей, а Башкортостан при долге в 67,3 млрд – 2,18 млрд рублей. Татарстан при долге в 1,7 раза больше, чем у Башкортостана, платит за его обслуживание в 2,6 раза меньше, чем наша республика. Удмуртии, при долге, сопоставимом с долгом Башкирии, его содержание обходится в 3,7 раза меньше. Это связано с тем, что регионы при реализации своих программ не допускают столь высокого бюджетного дефицита и полагаются на свои ресурсы и средства федерального центра. В Башкирии же будто сначала принимают решение о бюджетных расходах, а потом за счёт займов на коммерческой основе балансируют бюджет. Столь неэффективное управление государственными финансами порождает долговременные проблемы, так как возникают проблемы с повышением зарплат бюджетникам, оказанием социальной помощи населению, с развитием инфраструктуры в республике. Я считаю, что необходимо начинать наводить порядок с «хотелками» правительственных чиновников. Отказаться от многих проектов типа разведения зубров за государственный счёт. И было бы правильно сократить наполовину аппарат чиновников, которые постоянно чем-то занимаются, но результаты их деятельности плачевны, а расходы по обеспечению их деятельности растут как на дрожжах. Я думаю, здесь можно использовать опыт США по ликвидации неэффективных госструктур и бюджетных расходов. И необходимо отказаться от большинства льгот бизнесу, направив дополнительные доходы на погашение коммерческой задолженности, решение социальных задач. Тогда и народ меньше будет уезжать из республики, и доходы бюджетников можно будет повысить, и возрастёт доверие к республиканской власти.