Накануне в кабинете первого зампредседателя ДУМ РФ Дамира Мухетдинова заметили картину, с сомнительным содержанием. На ней ордынцы пируют на настиле, под которым умирают русские князья. Член комиссии Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям Александр Дюков сказал, что это, как минимум, странно. Мнение нашего обозревателя Рамиля Рахматова – в следующем материале. Я подписан на несколько авторских, скажем так, персональных каналов. На Александра Ходаковского (он же Скиф), создателя бригады «Восток» подписан давно. Я не был знаком с ним лично, и мне не приходилось тесно общаться с бойцами «Востока». Но мысли, мышление и мировоззрение Скифа мне были всегда симпатичны. Кроме заслуг и бэкграунда Ходаковского, я для себя выделял в нем религиозность и веру. Я лично довольно критически отношусь к религиям, но верю во Всевышнего. В чем-то даже завидую людям, которые могут опираться на религию. И вот буквально вчера читаю пост в канале Александра Ходаковского. − Ордынцы времен битвы на Калке вообще-то не мусульмане. Ислам станет официальной религией Орды много позже, только при хане Узбеке. А во время нашествия ордынцы разоряют мусульманский Булгар (где, вероятно, живут тогда предки нынешних лидеров ДУМ) без малейших сомнений. Религия ордынцев в те годы очень разная. Часть из них язычники, часть тенгриане, есть даже несториане. То есть с любой точки зрения, не только религиозного радикала, а вообще человека искренне верующего, ордынцы 1223 года − это явные кафиры и мушрики. Но тогда почему же такая картина, с пиром на телах русских князей, висит на стене у уважаемого и верующего человека? Что за странный пиетет по отношению к явным язычникам? Вероятно, просто пир на телах русских князей выглядит для этих людей очень привлекательно. Но хотелось бы официальных разъяснений. Возможно, и правовых оценок. По сути и своей логике правильный пост. Если не учитывать последнюю фразу, я бы легко данный пост посчитал бы исключительным мнением Скифа, но оказалось, что это репост. Репост комментария российского медиа-менеджера и депутата Андрея Медведева. На этом моменте я поставил для себя некую паузу. С Медведевым пришлось коротко общаться примерно на стыке нулевых и десятых на обучающих семинарах, организованных Алиной Кабаевой. Публика там была разная. Один семинар, например, вел руководитель госканала, следующий, например, с «Эха». Но тогда у меня сложилось впечатление, что Медведев был убежденным в хорошем смысле этого слова русским националистом. Здесь выскажу мнение, что у слова «националист» может быть хороший смысл. И я тут не только про русских. Понятно, что сначала «Русская весна», а затем СВО потребовали активизации данного сегмента. Это неплохо и не хорошо, это данность. Это инструмент мобилизации. Но это очень тонкий инструмент, им необходимо пользоваться обдуманно. Искушение очень опасно. Поэтому я весьма осторожно отношусь к антимигрантской риторике, которая время от времени становится спускаемым сверху «темником». Очень тонкая грань между переходом с антимигрантской позиции на позицию против всех «инородцев», в том числе и коренных народов страны. Поэтому очень многое в воззрениях Медведева, который является сегодня официальным пропагандистом, далеко не разделяю. А дальше больше. Оказалось, что тему с зампредом ДУМ РФ Дамиром Мухетдиновым поднял первым канал «Историк Дюков». У меня вообще нет никаких причин симпатизировать этому каналу, а скорее наоборот. Случалось и такое, что на данном канале лгали о нашем издании. Но в данном конкретном случае я должен признать, что все претензии и вопросы к ДУМ РФ оказались справедливы. Я вот также не понимаю смысловой и символической нагрузки вывешивания именно такой картины в стенах ДУМ РФ, которое максимально отождествляется с татарами и Республикой Татарстан. Абсолютно все верно сказано про религию и веру предков этих муфтиев – это Ислам, принятый еще Волжской Булгарией задолго до нашествия монгол. На картине все, кто угодно, но точно не мусульмане и прямые предки заместителя муфтия. А еще с точки зрения Ислама изображение людей и животных запрещено. С какого тогда иблиса у тебя висят такие картины? Чем тем тебя радует картина смерти древнерусских князей? Я, конечно, понимаю историческую память и боль братского татарского народа по поводу падения Казанского ханства. Но при чем тут битва на Калке? Я тут напомню, что после Калки тумены Субудея и Джебе потерпели поражение от объединенного войска булгар, башкир и буртасов. В нашей крови сегодня течет кровь в разном соотношении как завоеванных, так и завоевателей. Терпеть гордыню, как и обиду по поводу монгольского нашествия сегодня просто глупо. Это, кстати, русских очень тоже касается. Это нашествие определило сегодняшний облик страны. Если вам это не нравится, то вперед на Запад, господа. Но вернемся к Казани. Гибель тысяч людей при взятии Казани в 16 веке – трагедия. Является ли падение тогда Казанского ханства в историческом смысле трагедией – вопрос весьма дискуссионный. Тут напомню, что Казанское ханство не было на тот момент совсем прямо независимым. По сути это все были вассальные и внутренние разборки наследников некогда Улуса Джучиева. Московское царство, потомок темника Мамая по матери Иван Грозный с определенной долей справедливости считали себя наследниками. Это была феодальная разборка между частями распавшейся империи монголов. Неслучайно почти вся конница Ивана Грозного состояла из отрядов вассального Касимовского ханства. В 18 веке мишарские старшины Уфимской провинции с гордостью писали Екатерине Второй, что их предки участвовали во взятии Казани. Нельзя не отметить и то, что автохтонное население Казанского ханства, предки казанских татар, смотрели на свою правящую ордынскую верхушку, пришедшую из степей в 15 веке, как на завоевателей, а потому незадолго до казанского похода Ивана Грозного «били ему челом» о принятии их в подданство. Тем не менее, если бы у уважаемого зампреда ДУМ РФ, как представителя второго по численности народа страны, висела бы картина падения Казани или башни Суюмбике, то я бы глазом не моргнул. Это было бы просто памятью и уважением к предкам. Но вместо этого висит картина, которая дает повод для необязательной злости у чрезмерно озабоченных национальными вопросами. Так что уважаемый заместитель муфтия не просто подставился сам, но подставил руководство Татарстана и всех татар. Тут так и хочется сказать господам из ДУМ РФ, чтобы не надеялись пройти между струйками. В Израиле прошла свадьба детей главных раввинов России и Одессы — Берла Лазара и Авраама Вольфа соответственно. На мероприятии присутствовали около 200 гостей, включая российского рэпера Джигана (настоящее имя — Денис Устименко-Вейнштейн) и Artik (настоящее имя — Артем Умрихин). Этим ребятам все равно, что у нас война идет. Но вы, господа из ДУМ РФ, которые, видимо, имеют альтернативное мнение, не думайте, что вам можно как конкретным раввинам. Родина у вас с нами только одна – Россия, и наши братья – русские. Но, чтобы вы не подумали, что я тут пытаюсь качать антитатарский нарратив, сделаю небольшой исторический экскурс. Был такой свод обычных и иных законов, который в той или иной форме лег в традицию народов Евразии. Это «Яса Чингисхана». В ней купец, гость и посол – лицо неприкасаемое. Эта норма монголами при завоеваниях неукоснительно соблюдалась. «Злые города», в которых убивались послы, подвергались уничтожению. В «просвещенной Европе» и на тогдашней Руси, такие представления тогда не особо разделяли. Субудей и Джебе перед битвой на Калке в русский стан направили парламентеров. Типа, уважаемые русские князья, мы с вами не враги. Отдайте нам наших врагов кыпчаков (тут напомню, что башкирский и татарский языки относятся к кыпчакской группе тюркских языков), а с вами мирный расход. Опять же, отношения Руси и половцев никак не укладываются в примитивную схему противостояния «оседлый – кочевник». То же самое справедливо и для начала XIII в. В 1223 г. русские князья выступили союзниками кыпчаков. Три сильнейших князя Руси: Мстислав Удалой из Галича, Мстислав Киевский и Мстислав Черниговский, − собрав рати, попытались защитить куманов. Монгольских послов тупо убили. Затем случилась битва на Калке, в результате которой более многочисленное объединенное войско русских и половцев проиграло. Некоторые князья под обещания непролития их крови сдались в плен. Их положили на землю, накрыли досками и устроили пир. Раздавили заживо. Вот об этом картина. С одной стороны, обманули, убили сдавшихся. Но с точки зрения монголов кровь не пролилась. Они вообще так по традициям казней по не бытовым преступлениям были довольно щепетильны, отдавалась дань уважения. Кровь старались не проливать. Даже сам Джучи Чингизович был найден мертвым с переломанным хребтом. Тем более, повторимся, тогда по Ясе убийца посла автоматически становился вне закона и обычных понятий. Так уже случилось, что среди участников той битвы оказались и князья из Козельска, который спустя многие годы станет для Батыя Джучиевича «злым городом». Не умаляя исторической памяти и героизма защитников этого русского города, который выдержал два месяца осады, позволю себе усомниться в необходимости сейчас раскручивать в пропаганде данный нарратив. Ту ведь в прокат выходит фильм «Злой город». Такие фильмы по аналогии с «Александром Невским» во время ВОВ были более чем уместны. А если так призадуматься, а сейчас? Зачем нам сейчас нужен образ героически, но безуспешно отбивающихся и умирающих? Тот же святой и благоверный Александр Невский этим не занимался, сохранил княжество и в целом Русь, отбился от Запада. А как с 2014 года нас называют наши небратья? Орки, Мордор, гунны, орда, буряты и прочее. Русские для них стали вообще не славяне, а финно-угры с тюрками. И знайте, сообщество, которое на Донбассе воюет с 2014 года на стороне РФ и Новороссии, давно приняло такие определения небратьев. Потому что орки Мордора идут сносить, простите, полупедерастические образы эльфов. Потому что объединенная Орда способна не в первый раз в истории поставить Запад на место. Именно поэтому всю эту ситуацию с картиной в кабинете у неумного представителя духовенства и возможными попытками создать антитатарскую или любую другую истерию, которая хронологически совпала с выходом фильма, считаю огромной глупостью. В этой глупости совпали одновременно чей-то умысел, заблуждения и элементарное невежество. А ведь нам еще побеждать надобно. P.S. Прежде чем написать данный текст, я пробежался по публикациям о Ясе Чингисхана. Ее сохранившиеся пункты дошли далеко не полностью. Однако их традицию я прочувствовал. Например, пункт про наследование. Старший сын получает большую часть, а младший − все хозяйство. И у башкир также. Старшему отдают лучшего коня (бизнес, квартиру купят, машину). А тупсек (младший) остается с родителями в этом же доме. В общем, читайте источники, просвещайтесь и не создавайте себе мнимых врагов и угроз.