– Как мы узнали, согласно статистике от 13 января 2025 года, Россия по ценам на бензин находится на 14-м месте в мире. Для сравнения, в Иране средняя цена за литр – 0,29 доллара, а в России – около 0,5. А в чем причина такого ценообразования? Р. Ш.: – Здесь все просто. Дело в том, что цена на бензин, по большей части, зависит от акциза. Он в некоторых странах доходит до 90%. Но нужно учесть то, что важна не сама номинальная стоимость бензина, а его доступность. В Норвегии стоимость бензина в 7-8 раз дороже, чем в России, но доступность – одна из самых высоких в мире. Также нельзя забывать, что Европа все-таки импортирует топливо, и, соответственно, это влияет на стоимость. В России же система логистики проще и дешевле. Что касается других стран – в Анголе добывается нефть, но потребление там невысокое и ресурс экспортируется. Есть важный момент – это платежеспособный спрос. Очень часто в слаборазвитых странах размер акцизы очень низкий. И это предопределяет стоимость бензина, потому что правительство понимает, что, если они поднимут цену на топливо выше определенного уровня, население просто не сможет его себе позволить. – Казахстан в этом списке находится выше России на четыре строки (0.46 долларов за литр), хотя в Казахстане ситуация такова, что они не закрывают свою потребность в бензине и докупают его у нас дополнительно. А почему так происходит, что при этом у них цена все равно ниже? Р. Ш.: Надо смотреть на акциз, потому что у нас опять-таки произошло повышение акциза, насколько я знаю, на стоимости на бензин это существенно отражается. И у нас государство не стремится ограничить аппетит корпораций. Сейчас государство не смотрит должным образом за изменением цен, поэтому нефтегазовая компания с учетом вот этих санкций, рестрикций, те доходы, которые потеряла на внешних рынках, она пытается компенсировать за счет внутреннего. – Несмотря на то, что мы поставляем в страну бензин, там он все равно дешевле, чем на своей родине. В. С.: – Я вам скажу, что мы и электроэнергию в Китай продаем по ценам ниже, существенно ниже, нежели своим потребителям на внутреннем рынке. Да, так и есть. Справка: Китаю электроэнергия достается за 1 рубль 50 копеек за киловатт-час, российским регионам она обходится в 3-4 рубля. – А государство, кроме изменения в системе налогов, может как-то повлиять на то, чтобы бензин внутри нашей страны не дорожал так быстро? В. С.: – Справедливо говоря, если вы посмотрите на долгосрочную динамику цен на бензин, то они растут медленнее, нежели уровень инфляции. У людей есть ощущение из-за постоянных новостей о повышении цен, что они действительно существенно растут, но в соответствии с уровнем инфляции все не так плохо. – А вот если попробовать спрогнозировать: можем ли мы говорить о проценте повышения цен на бензин в наступившем 2025 году? Некоторые отмечают, что возможно повышение на 10 рублей от нынешней стоимости. Р. Ш.: – Смотрите, 10 рублей – это примерно 20% от нынешней стоимости бензина. Скорее всего, повышение будет процентов на 7-8, то есть на 5-7 рублей. Есть ведь границы в ценнике, которые переходить опасно, учитывая уровень зарплат и инфляцию. – Помимо налогов на ввоз и вывоз, какие еще факторы, не связанные с затратами на добычу и переработку, могут повлиять на ценообразование? Р. Ш.: – Давайте сравним ситуацию в России и в Европе, допустим, в Германии. У нас, допустим, есть налог НДПИ, то есть налог на добычу полезных ископаемых, налог на прибыль. Еще нельзя забывать, что на стоимость переработки и добычи нефти влияет стоимость заработной платы. В России, в среднем, зарплата около 500-600 евро, а в Германии она где-то раз в семь выше. И, естественно, стоимость рабочей силы значительно выше. И, в соответствии с этим, сама стоимость переработки нефти выше в развитых странах. Кроме того, есть еще некоторые особенности – например, экологические требования к нефтеперерабатывающим заводам, которые тоже увеличивают затраты. И плюс к этому само оборудование используется более дорогое, не говоря уже про землю.