– Какие тренды на 2025 год и текущие вы бы выделили? Я имею в виду, скажем, цветовую гамму, палитру, материалы, текстиль – все, что связано с вашей работой? – Знаете, есть тренды, которые можно разделить на короткие и длинные. Если вы обращали внимание, то вернулась мода на стеклоблоки. Очень многие говорят, что это было в советских банях. Они сейчас вернулись в интерьер. И это набирает обороты, люди стараются их покупать. – Новое – это хорошо забытое старое. – Именно. Возвращение к советскому прошлому – оно есть, например, в коврах каких-то. Причем это не просто ковры коричневого цвета, а именно те ковры, по которым мы пальцем водили, у бабушки на стене. – То есть, ворс, вот эта тактильность? – Вот это все. Да, конечно. Здесь опять же важный момент, что, возможно, это своеобразный короткий тренд, а есть тренды длинные. Короткий тренд – это квадратная плитка, которая раньше была у нас в ванной комнате до середины. Сейчас мы её тоже клеим до середины, а дальше мы поднимаем краску – чтобы вы понимали, вот такой вот идет тренд. Если бы я отметила длинные тренды, то это, например, радиусные стены. Это скругление по стенам. Потом, опять же, плитка квадратная – она долго будет служить. От советского мы ушли, прошел какой-то этап – и мы к этому вернулись. И это будет еще лет 10−15 актуально. Да, знаете, была такая ткань модная – букле. Сейчас она немного модернизировалась, стала другой, но, тем не менее, тоже есть какой-то своеобразный тренд на эту ткань. Если мы говорим про тренд долгий, то это – экологичность. Он начался в двадцать четвертом году, и сейчас я замечаю, что заказчики больше хотят технологичный дом – умные дома, подключение к Алисе, это про бризеры, чтобы увлажнение воздуха было в комнате, про рекуперацию, например, чтобы воздух выходил, у нас была циркуляция, то есть, чтобы воздух при этом подавался тёплым. Вот это все – это длинные тренды. Бризер, например, идёт с фильтрами – от пыли промышленной, от химических всяких запахов и прочего. Там прям стоят датчики, которые реагируют. И подачу воздуха, соответственно, делают иной. Какие еще у нас тренды есть модные? Это локальное что-то, знаете. Вот, если вы заметили, у нас есть рестораны, ну вот прям локальные. Если люди у нас приезжают, гости, мы их ведем туда, если мы хотим показать что-то. Сейчас это входит также и в наш быт – местно-локальное, произведенное здесь, какие-то, возможно, стулья, фурнитура, мебель –это все очень классный долгий тренд. – Как и в чем проявляется экологичность в дизайне интерьеров? – В материалах. Это отделка, например. Если мы берем стол, то это шпонированный стол, если мы берем ткань, то это, опять же, какие-то натуральные ткани, не синтетика. Если мы хотим отделку стен, то лучше сделать покраску, нежели флезелиновые обои, потому что, это, опять же, про экологичность. – Бытует мнение, что дизайн интерьеров – это что-то на богатом, что-то дорогое. А как прибегнуть к услугам дизайнера для своего интерьера, для своей квартиры, и при этом не разориться? – Знаете, я приведу вам пример. Вот у нас в России отсутствует культура красоты. Если мы возьмем Италию – это там везде, это от мала до велика. Люди ходят одетые красиво, у них культура есть, у них есть институты, которые в этом разбираются – в тканях и прочем. У нас, к сожалению, нет. Так, чтобы заказчик создал сам красивую квартиру – это может быть, но это единицы, это люди, которые днями проводят время на каких-то определенных сайтах, выискивают себе подобные картинки. Но здесь, возможно, не про функциональность. Почему? Потому что дизайнер, все-таки, рассчитывает каждую розетку, которая пригодится. Освещение, опять же – нам мало повесить сейчас, на сегодняшний день, одну люстру. Почему? Раньше висела одна люстра, мы за неё платили три копейки – и хорошо. Сейчас мы привыкли к тому, что у нас разное освещение и освещенность. Днём нам нужен солнечный свет, вечером мы пришли – глаза хотят отдохнуть, мы включаем один свет, торшер какой-то и прочее. И ещё такой момент – раньше нельзя было штробить потолок, потому что мы его белили, красили, не могли все спрятать. Сейчас же мы закрываем это натяжными потолками или гипсокартонными потолками – в случае экологичности. У нас вся проводка прячется под потолком. За счет этого мы можем вывести очень много разного освещения. Дизайнер может сделать, например, только планировочное решение и отправить заказчиков исполнять свою мечту, может довести весь проект. В рамках реализации ремонта на сегодняшний день затраты на дизайнера – это 4-5 процентов, то есть, готовы ли вы сэкономить, но потратить нервы, время и все остальное, пока вы все это перелопатите? Либо вы доверитесь и поймете, что в рамках ремонта это не так дорого. И расслабитесь, будете получать от процесса удовольствие. – Что бы вы посоветовали тем людям, которые в ближайшее время планируют заняться ремонтом своего дома, своей квартиры? Как им найти своего дизайнера и при этом не разочароваться? – Знаете, наверное, спросить у знакомых. А если знакомые не делали ремонт, то искать по душе и сердцу, встретиться с дизайнером, пообщаться лично, посмотреть проекты. Можно даже приехать куда-то на объект. Вот я говорю, что я делала общественные пространства – вы можете туда заехать, не у меня спросить, а приехать на этот объект и спросить: «А как вам дизайнер?» Если посмотреть на большинство заведений города – там работает дизайнер. Без этого никак. Если вам что-то нравится, вы можете обратиться и спросить, кто делал проект, найти этого человека и узнать контакты.