Несмотря на то, что идеальное время для отдыха зимой – это новогодние каникулы, съездить и посмотреть в ближайший регион России можно уже в начале декабря. Цены еще не взлетели до небес, а украшать города уже начали. Для Башкирии и Татарии идеальным регионом предстает Удмуртия. Добраться до Ижевска можно на автобусе из Уфы, либо на автобусе, электричке или поезде из Казани. Время поездки для всех видов транспорта одинаковое – 5-6 часов. Мы решили выбрать последний вариант, потому что он был удобнее прочих. Мы отправились ранним утренним рейсом, благодаря чему удалось немного поспать, переодеться и позавтракать. Время в пути составляет около шести часов, а стоимость билетов не превышает трех тысяч рублей в день поездки – если купить раньше, то цена будет еще ниже. Дороже всего обошелся отель – три ночи на двоих стоили 11 тысяч рублей. И это была самая большая трата за всю поездку, на завтраках нам удалось сэкономить – они были включены в стоимость номера. А кафе, столовые, а также досуг — не такие дорогие в городе. Транспорт Первое, что нам удалось оценить – местные трамваи, на них мы добирались от железнодорожного вокзала до отеля. Сразу в глаза бросаются прилично изношенные составы. Вагоны старые, сильно заляпанные городской пылью, грязью, снегом. Места заняты неравномерно, люди стоят рядом друг с другом – еще не так близко, но ситуация изменится уже на следующей остановке. Изнутри это самый обычный трамвай, который уже давно надо бы отправить на покой. Нашу догадку о возрасте подтверждает маркировка MADE IN CZECHOSLOVAKIA. Фото: Пруфы.рф Ходят и современные трамваи, однако, как признаются местные, назвать их «новыми» язык не повернется – приехали в Ижевск они уже подержанными из Москвы. Классическая история. Оплата внутри бесконтактная – нужно лишь приложить карту к валидатору. Свою остановку вы тоже не пропустите – громкоговоритель предупредит о ее приближении. Несмотря на то, что трамваи выглядят очень уставшими, их пытаются поддерживать в рабочем состоянии и активно использовать. Начинают ходить они очень рано. Когда мы прибыли на ж/д вокзал в 5 утра, мимо проехал трамвай. И в нем уже сидела пара человек. За это следует Ижевск похвалить, потому что в некоторых городах и в дневное время суток трамвая не дождаться. В общем, ругать ижевский транспорт у нас не было поводов. Однако горожане с нами не согласятся. Они рассказывают, что с автобусами в городе очень туго. – Есть 19-й и 22-й автобусы, они единственные ходят до РКБ. Ходят очень редко, поэтому в них всегда много людей. Бывает такое, что в час пик люди просто не вмещаются в автобусы и остаются на остановке. У меня так знакомая опоздала на работу один раз на полтора часа, – рассказывает местная жительница Эльвина. Отсутствие освещения Возможно, у нас произошла деформация после жизни в городах-миллионниках, но Ижевск показался очень темным. С наступлением сумерек по улицам неспокойно ходить: фонари светят слабо, установлены не везде, а отдаленные от центра улицы еще сильнее погружены во мрак. Если выйти вечером на центральную площадь и идти по мосту к Набережной, создастся впечатление, что вы попали в постапокалипсис, а Ижевск – единственный уцелевший город. Сравните фотографии: тьма поглощает большую часть источников света, даже кажется, что дальше воды ничего нет. Galery2Досуг и достопримечательности Что нам очень понравилось – это развитие туризма, весь он с приставкой «этно». Из Ижевска можно легко на автобусе и такси доехать до интересных мест, в которых будет присутствовать самый что ни на есть дух Удмуртии. Этнодеревня Лудорвай, где можно увидеть, как жили удмурты, попробовать их национальную еду, кузница-музей «Морок», где можно самому выковать подкову или ложку. И это мы не говорим о любви к перепечам и пельменям. Последние удмурты считают исконно своим блюдом. Galery В самом Ижевске, недалеко от парка имени Горького, есть этнокомплекс «Бобровая долина», где также можно попробовать национальную кухню, если вы предпочтете никуда не выезжать. Цены чуть выше среднего, но все вкусно. Также недалеко от Набережной находится невероятной красоты, как снаружи, так и изнутри, Михайло-Архангельский собор. При нем разбит небольшой сквер, а чуть ниже — Казанская церковь. Внутрь попасть мы не успели – поджимало время, а лавка была закрыта на обед. Фото: Пруфы.рф Не забывают маркетологи города и про свои известные производства – концерн «Калашников» и ижевский мотозавод. При них работают отдельные музеи, а небольшие сувениры можно купить в туристических палатках или в небольших магазинах по всему городу. Мы были в городе три полных дня, однако найти себе развлечение было непросто. Поездка выпала на понедельник, когда большинство музеев закрыты. С наступлением зимы некоторые места либо сокращают время работы, например, деревня Лудорвай, либо вообще приостанавливают деятельность, как аттракционы в парке Горького. Окружающая обстановка понемногу подтачивает хорошее настроение. Грязный снег на дороге и тротуарах, дома, которые уже давно ожидают если не капитального, то хотя бы косметического ремонта. Зимой в городе никого не ждут. Привязанность к хорошей погоде К сожалению, мы, видимо, выбрали неудачное время для поездки. По большей части, негативный отпечаток наложила погода: солнца практически не было. Как и многие другие города в России, Ижевск не умеет жить зимой: и дело касается не только уборки снега, но и приведения внешнего облика в порядок. Поскольку Ижевск – это промышленный город, в нем много заводов, царит рабочая обстановка, в которой место отдыху остается лишь дома. Все последствия работы предприятий налицо – загазованность воздуха, не самая чистая вода. Именно поэтому есть потребность визуально облагородить город, чтобы общая обстановка не угнетала людей. Фото: Пруфы.рф Местные жители рассказывают, что еще до революции 1917 года в Ижевск стремились архитекторы, чтобы сделать из него маленький Санкт-Петербург: воплощали идентичные проекты, делали параллельные улицы, даже называли их схоже и оформляли таблички с номерами на домах. Часть из этих предложений присутствует в городе, но, как и трамваи, скорее доживает свой век. Везде можно встретить дома, с которых уже осыпалась штукатурка, частично обрушились башни и крыши. Фото: Пруфы.рф И если летом это можно замаскировать за цветущими деревьями или сгладить углы ярким солнцем, то зимой все эти внешние изъяны становятся видны. На одной из улиц нам встретилась следующая картина: стоят две одинаковые сталинки, но одна отремонтированная, а вторая — вся в облупившейся краске и с отбитым цоколем. И такая ситуация повсеместно: точечный ремонт перемежается с заброшенными домами и строительством многоэтажек. Фото: Пруфы.рф К слову, мэр, который должен следить за городом, сменился в 2023 году. Предыдущий градоначальник Олег Бекмеметьев ушел «по собственному желанию в связи с переходом на новое место работы». Новое место нашлось спустя два месяца: чиновника задержали в аэропорту. В отношении него возбудили уголовное дело в связи со злоупотреблением должностными полномочиями. Сейчас он находится под домашним арестом. Вывод Попав в Ижевск зимой, мы оказались заложниками увиденного. Теперь кажется, что город круглогодично находится в таком состоянии. Однако местные жители рассказывают, что это не так. Летом столица преображается: она зеленеет, по ней легче передвигаться, на Набережной можно наблюдать незабываемые закаты. Ижевск похож на все остальные города России — и чем дальше они располагаются, тем больше сходств обнаруживается. В этом и есть какая-то уникальность – таких городов много, но влияние республики делает его по-своему интересным. Поэтому к посещению его можно рекомендовать.