Исполнительная власть и профильные депутаты Государственного Собрания — Курултай РБ старательно пытаются избежать темы реформы муниципального самоуправления. Об этом вам не расскажут республиканские СМИ, но ваши соседи-депутаты сельсоветов и низовые главы поселений уже нервно стучат коленками о столешницы. На прошлой неделе благодаря раису Татарстана Рустаму Минниханову выяснилось, что в Государственной Думе РФ реанимировали законопроект о реформе местного самоуправления, по которому ликвидируется уровень сельских поселений. Муниципальное управление останется в городах и районных центрах. Про то, что это даже не глупость, а дикость, мы писали на момент внесения законопроекта в ГД РФ еще в 2021 году. В парламенте его тогда двигал нечуждый для нашей республики Павел Крашенинников. В тот момент еще не было СВО, но было очевидно, что ликвидация низового уровня власти ничего полезного не принесет. Звучал тогда и звучит сейчас единственный аргумент – экономия на зарплатах и содержании сельских депутатов и администраций. Дескать, уберем ненужную армию сельских депутатов и чиновников, сэкономим и заживем счастливо. Звучит популярно, но в реальности — полная чушь. Сейчас на копеечной чиновничьей зарплате в сельском поселении сидит сам глава поселения (избранный депутат), секретарь и управляющий делами. Все остальные депутаты работают на безвозмездной основе. Есть компенсации и преференции, но сельские депутаты не несут нагрузку на бюджеты в качестве заработка. Понятно, что их деятельность подразумевает расходы, но чаще всего они сами их и несут. Поэтому аргумент о ликвидации низового уровня МСУ в пользу экономии вообще не состоятелен. Теперь поговорим о Конституции РФ. По ней у нас есть законодательная исполнительная и судебная власть. Но есть в основном законе еще муниципальная власть. А что по факту? А по факту благодаря «маневрам» команды Радия Хабирова еще в нулевые годы, о которых рассказывал вчера его «братишка», а сегодня иноагент Ростислав Мурзагулов*, мэров и глав районов никто уже почти по всей стране не выбирает. Процедура назначения глав районов и мэров городов зависит не от нашего с вами мнения, а от решения главы региона или даже Москвы. Так называемого второго уровня муниципальной власти не существует, она по факту является продолжением исполнительной власти. Только на уровне сельских поселений оставалась какая-то теоретическая возможность формирования структуры власти самим населением. Так вот законопроект Крашенинникова – Клишаса эту возможность полностью исключает. Это все про теорию. Теперь к практике. * обьявлен в РФ иноагентом Много ли сократилось расходов бюджета и государства после того, как в ваших селах «оптимизировали» школы, больницы, почтовые пункты? Ответ для всех очевиден. Точно так же очевидно, что сокращение сельских депутатов никак практически не влияет на бюджет и благосостояние сельчан. Продолжим ряд риторических вопросов. За справкой о составе семьи вам удобнее идти в сельсовет или ехать в районный центр? Про сильный ветер и обрыв линии электропередач вы будете звонить главе района или сельсовета? Песок на единственный подвесной мост кто вам организует? Вопросы можно продолжать до бесконечности. Никакой глава района или даже полтора десятка районных депутатов вам на них не ответят. Может, ответят, но не сделают. Претензии и требования насчет того, что происходит в вашем ауле, вы сейчас можете предъявить соседу-депутату, вы можете поговорить со своим главой. Представьте, что этой возможности у вас не будет. Именно про это и сказал на прошлой неделе руководитель братской республики, с которой мы себя вольно или невольно сравниваем. – Наша страна большая, огромная, и одним шаблоном этой страной управлять нельзя. Наверное, какие-то изменения были, будут, к этому надо относиться нормально. Мы же не против, если где-то населения мало, у них людей нет, пожалуйста, надо дать право <...> создавать вот такую систему управления. Никому это не мешает, – сказал Минниханов. Он отметил, что Татарстану больше подходит существующая двухуровневая система, в республике на поселенческом уровне самоуправления уже сформирован пласт авторитетных людей. «Мы что, их потеряем? Кому они мешают? <...> Я за то, чтобы дать право тем субъектам, где двухуровневая система не способна работать, чтобы у них такое право было. Не надо спорить. <...> Мы должны быть едины сегодня», — добавил Минниханов. Ответ Павла Крашенинникова на данную постановку вопроса раиса соседней республики сложно назвать внятным. Между тем, по данной теме еще месяц назад с нашей редакцией связались общественники из далекой республики Саха-Якутия. Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В. В. Володину Уважаемый Вячеслав Викторович! Общественность Якутии обеспокоена возобновлением процедуры подготовки ко второму чтению законопроекта №40361-8 о реформе местного самоуправления (далее МСУ), принятого в первом чтении 25 января 2022 года. За период времени до 20 мая 2022 года в Госдуму внесено 700 поправок и 30 000 замечаний со стороны местных органов власти, опубликована масса публицистических, научных статей, критикующих основные положения законопроекта. Всё это говорит о том, что законопроект не принят общественностью страны в целом. Главный недостаток законопроекта заложен в самой концепции проекта: во что бы то ни стало ввести по всей стране одноуровневое местное самоуправление. Для Российской Федерации, имеющей огромную территорию с разными природно-климатическими условиями, экономическими потенциалами отдельных регионов и логистическими возможностями передвижения населения, такая концепция является просто губительной. Претворение в жизнь этого законопроекта особенно сильно ударит по регионам Арктики, Крайнего Севера, Дальнего Востока и Сибири с их критически низкой плотностью населения, приведет к окончательному исчезновению маленьких сел, опустыниванию огромных территорий в условиях разрастающейся жестокой борьбы за природные ресурсы. Учитывая вышесказанное, считаем, что самым правильным шагом в этой ситуации был бы отзыв законопроекта самими авторами или принятие депутатами Госдумы решения об отклонении или приостановлении законопроекта. Под данным письмом подписались 13 представителей широкой общественности Якутии, включая действующих глав муниципалитетов. Нашим собеседником из Республики Якутия оказался доктор физико-математических наук Иван Шамаев. Он очень сильно удивился, что против реформы МСУ не выступили представители Башкортостана. – У вас тоже большая республика, где до районного центра могут быть сотни километров. Власть не должна быть так далеко от людей. Почему у вас никто не бьет тревогу? А тревогу, оказывается, били депутаты Курултая РБ еще в 2022 году. Они также от имени башкирского парламента слали свои замечания и вопросы по данной инициативе. А потом пандемия и СВО закинули данную тему по ликвидации сельских поселений куда-то на задворки, откуда она не к месту вылезла сейчас. Кстати, про фактор СВО. А кто вам в далеких аулах, аймаках, улусах и хуторах при ликвидации сельских поселений будет проводить мобилизационную работу? Проводить выборы, переписи и прочее? – Мы тогда были в шоке от данной инициативы, сейчас — тем более. На фракции мы это не обсуждали, но я сам лично против данных новелл. У нас большая республика, большая удаленность населенных пунктов. Кто вообще с людьми на местах будет работать? – комментирует депутат ГС РБ Ильгам Галин. На то, что власти нашей республики стараются избежать данной темы, обратил внимание и независимый журналист из Саратова Роман Антонов. – В неимоверно сложных условиях, когда все должны говорить одно и то же, глава Татарстана высказался. Этого делать нельзя. Этот Крашенинников – дьячок от власти, не понимает, что происходит на местах. Он там просто не бывал. В двух соседних регионах руководят два разных человека. По их действиям уже видно, как они относятся к жителям своих регионов. Если Хабиров молчит и ничего не делает в защиту своих граждан, то мы видим волнения и выступления против него. А вот по заявлению Рустама Минниханова мы видим, что он чувствует пульс своей республики. Он по земле ходит, с людьми говорит. Обратим внимание, что по количеству поселений, размеру и протяженности дорог мы опережаем соседний Татарстан. Но Радий Хабиров не станет отстаивать интересы республики перед не всегда здравыми инициативами центра. Он, напротив, в Уфе является проводником этих идей. Также стоит отметить, что Государственное Собрание – Курултай РБ является одним из лидеров среди региональных законодательных палат по инициативам законопроектов в Госдуму РФ. Хайпожорить и агитировать против чайлдфри – дело простое. Но опрошенные сегодня нами депутаты отказались общаться на тему реформы местного самоуправления. Они признались, что пока не знают общую «политику партии». Мы звонили профильному председателю комитета Владимиру Нагорному. Но он, как и депутаты Госдумы РФ от Башкирии Эльвира Аиткулова и Зариф Байгускаров, на наши звонки не ответил. Повторимся, что о предстоящей реформе МСУ забили тревогу в первую очередь общественники в разных регионах. Ожидать чего-то от ручных депутатов Госсобрания РБ весьма наивно. Но в середине месяца пройдет съезд МСОО «Всемирный Курултай (конгресс) башкир», руководителями которого также являются депутаты Аиткулова и Юсупов, которые не захотели взять трубку. Поднимут ли на главном съезде башкир вопрос о низовой власти или просто одобрят новый срок башлыгы, мы тогда и увидим. Самое странное во всей этой истории, что на данные грабли укрупнения страна и республика наступали неоднократно. Ничего хорошего не вышло. Господа-юристы, авторы данной реформы, очевидно, оказались двоечниками по истории. *Признан иностранным агентом Минюстом РФ