Безусловный сценический долгожитель, традиционно собирающий полные залы в преддверии Нового года и Рождества – «Щелкунчик» и сам напоминает новогоднюю игрушку. Яркий, искрящийся и манящий – настолько завораживающий, что от него сложно отвести взгляд. Показы балета-рекордсмена традиционно идут именно в это время, ведь все воспроизводимые на сцене события как раз и происходят накануне одного из самых значимых христианских праздников – Рождества Христова, а потому неудивительно, что дух волшебства буквально витает на сцене. «Щелкунчик» был написан Чайковским по заказу от дирекции Императорских театров. К этому времени он уже успел зарекомендовать себя как композитора, создав «Лебединое озеро» и «Спящую красавицу». Либретто уже было готово. Вместе с заказом композитору передали план хореографической экспозиции, которую подготовил Мариус Петипа. Совместными усилиями они должны были воплотить на сцене гофмановскую сказку о любви милой девочки и заколдованного юноши. Работа над балетом давалась композитору нелегко. Именно по его просьбе премьера была отложена на целый год. Главная проблема заключалась в том, что он должен был соединить симфоническую составляющую первого действия с более легким и увеселительным дивертисментом второй части. По мотивам сказки Сказка Эрнста Теодора Амадея Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» была опубликована в 1816 году. Премьера балета по ее мотивам состоялась в декабре 1892 года. С тех пор популярность постановки не уменьшается. И это несмотря на то, что после премьеры балет и его создатели получили массу критики. Подвергался сомнению и талант композитора, и хореография, и костюмы артистов. Максимум, на что мог рассчитывать «Щелкунчик» по мнению критиков – это на роль постановки для детей. Однако спустя столетия уже понятно, что «Щелкунчик» стал революционным для своего времени, фактически разделив историю балета на «до» и «после». Пожалуй, именно в этом и заключается его феномен. К тому же, несмотря на противоречивые отзывы, балет остался на сцене, а зрители шли нескончаемым потоком. Впрочем, с того времени мало что изменилось. Содержание балета «Щелкунчик» или тайны одной волшебной ночи Начинается постановка с того, что в доме Штальбаумов собираются почетные гости по случаю наступающего Рождества. Среди собравшихся и дети хозяев – Мари и Фриц, они с особым трепетом ждут наступления волшебного яркого праздника. Сразу выделяется фигура Дроссельмейера – крестного детей, который подготовил для них особенный сюрприз. Дети в нетерпении собираются около роскошной ели, которая занимает центральное место в первом действии. Дроссельмейер появляется на сцене в образе незнакомца в маске, только после того как он ее снимает, в нем признают друга семьи. Он же, представляясь в роли настоящего волшебника, показывает детям фокусы и оживляет игрушки. Крестный достает Щелкунчика и рассказывает историю этой куклы. Несмотря на то, что механическая игрушка, которая к тому же колет орехи, выглядит неуклюжей и странной, Мари сразу проникается к нему симпатией и просит крестного подарить ей его. Но Фриц вместе со своими друзьями случайно ломает только что подаренного Щелкунчика. Мари очень переживает по поводу случившегося и жалеет игрушку. Но Фриц вместо извинений продолжает дразнить сестру, вместе с друзьями смеясь над ее симпатией к нелепой кукле. Крестному удается починить Щелкунчика, но Мари все еще переживает о своем новом любимце. Праздник заканчивается, гости расходятся, дети отправляются по своим спальням. Но Мари не желает расставаться со своим новым другом и пробирается в гостиную, чтобы еще раз взглянуть на Щелкунчика. Вместе с боем часов все вокруг начинает меняться – растет елка, гостиная превращается в огромный зал. А самое главное – увеличиваются игрушки. Откуда не возьмись, появляются мыши и Мышиный король. Щелкунчик собирает свою армию из елочных игрушек и солдатиков Фрица, но противостоять мышиному королю им не удается – силы неравны. Вот-вот и победа окажется в их серых лапах! Дроссельмейер протягивает Мари горящую свечу, которую она и бросает в Мышиного короля, желая помочь Щелкунчику. Именно это и дает ему необходимое время, и он пронзает противника саблей. Вся мышиная армия в страхе разбегается, а чары Щелкунчика развеиваются – он превращается в прекрасного Принца. Мари и Принц, танцуют в хороводе снежинок, а затем исчезают в звездном небе в королевстве принца. На пути их ждет еще множество приключений и романтических эпизодов. Вот только сны, даже волшебные, имеют свойство заканчиваться. Так приснилось ли это Мари или все это случилось на самом деле? Каждый зритель решает сам, в зависимости от того, насколько сильно верит в волшебство.