Григорий Распутин, загадочная фигура начала XX века, вошел в российскую историю как человек, наделенный необычайными способностями и столь же необычной репутацией. Для многих он был святым, для других — шарлатаном и развратником. Но, пожалуй, больше всего о нем говорят мифы о любовных похождениях. Каковы же реальные факты? Сколько женщин на самом деле было в его жизни? И что скрывает его репутация «сексуального манипулятора» и «пророка»? Трудно представить себе образ Распутина без упоминания о его многочисленных любовных связях. Долгое время существовало мнение, что он был главным фаворитом русских дам — от аристократок до простых женщин, из которых сложился неофициальный «гарем». Однако исследования историков и журналистов последних лет показывают, что многие из этих слухов были преувеличены, а реальные факты о его отношениях с женщинами — не такими уж многочисленными, как принято было считать. Еще в 1917 году Временное правительство решило провести расследование и допросить дам, которые часто бывали в доме Распутина. Они должны были подтвердить или опровергнуть слухи о его интимных связях. Удивление следователей было велико, когда большинство из них категорически отрицало эти обвинения. Среди опрашиваемых женщин были вдовы, аристократки, светские дамы и даже артистки. Все они утверждали, что их отношения с Распутиным были исключительно платоническими. Особое внимание следственная комиссия уделила Анне Вырубовой, фрейлине императрицы, которую долгое время считали главной любовницей Распутина. Но и она, вопреки слухам, заявила, что никогда не имела с ним никаких интимных отношений. Даже медицинское обследование не выявило у нее никаких признаков «бесстыдных» связей со старцем. Слухи о сексуальных похождениях Распутина были активно тиражированы либеральной прессой, и, возможно, эти истории стали частью общей антицарской пропаганды, направленной на подрыв авторитета монархии. Одним из самых ярких мифов была версия о его якобы принадлежности к секте хлыстов — религиозному движению, которое, как утверждали его противники, проповедовало сексуальные оргии. Однако, несмотря на многократные расследования, как российские, так и церковные, эти обвинения так и не были доказаны. Духовная консистория, например, в 1903, 1907 и 1912 годах проводила расследования, которые не нашли подтверждений связи Распутина с хлыстами. Кроме того, несколько свидетелей, таких как культуролог Вадим Руднев, утверждают, что «амурные похождения» старца скорее сводились к ночным оргиям с проститутками и певицами низкого ранга, чем с дамами высшего общества. Действительно известно, что Распутин часто общался с женщинами легкого поведения, иногда «рассматривая» их тела, но не доводя дело до секса. Это больше похоже на некий ритуал, чем на настоящие интимные отношения. Однако противники Распутина не упускали возможности обвинить его не только в разврате, но и в насилии. Некоторые утверждали, что он мог быть замешан в изнасилованиях и растлениях, в архивных материалах можно найти несколько жалоб, в которых женщины якобы обвиняли его в насилии. Но даже эти жалобы не подтвердились. Согласно исследованиям, они были либо сфабрикованы, либо не имели под собой реальных оснований. Историки, такие как Юрий Рассулин, также подчеркивают, что, несмотря на огромное количество слухов и домыслов, ни одна из женщин не заявила о том, что она родила от Распутина незаконного ребенка. Это является важным показателем, который заставляет сомневаться в многочисленных обвинениях в сексуальной разгульности. Множество мифов, созданных вокруг личной жизни Распутина, не случайно переплетались с политическими интригами того времени. Его противники — в первую очередь масоны, либералы и революционеры — использовали слухи о его разврате и духовной нечистоте как способ очернить и дискредитировать не только его, но и царскую семью в целом. Олег Платонов, исследуя этот вопрос, пришел к выводу, что такая кампания по компрометации Григория Распутина была частью более широкой пропаганды, направленной против российского монархического режима.