В 2024 году одному из главных российских предприятий исполнилось 85 лет. АО Уфимское агрегатное предприятие «Гидравлика» пережило Великую Отечественную войну и сейчас производит продукцию для авиа- и машиностроения и нефтегазовой отрасли. В том числе – оснащение для самолетов МС-21 и «СуперДжет». Пруфы.рф вспомнили историю «Гидравлики».Из Ржева в Уфу «Гидравлика» родилась в Ржеве в 1939 году на основе завода по производству прокладок и уплотнительных материалов для авиации. С самого своего появления предприятие было заточено на оборонную промышленность. С началом Великой Отечественной войны, когда завод оказался в опасности, его перевезли сначала на юг – в Саратов, а затем в Уфу. Здесь был организован филиал ржевского завода. Весной 1942 года предприятие восстановило выпуск продукции. Согласно записям одного из первых сотрудников Ржевского завода, переезд из Саратова в Уфу длился около месяца. Рабочие в это время питались мерзлой картошкой, которую пытались жарить на касторовом масле. – В то время вся железнодорожная магистраль была забита воинскими эшелонами. Наши вагоны больше стояли в тупике, чем ехали. Мы не могли выйти в город или поселок, так как вагоны могли в любое время прицепить к проходящему составу. Как только появлялась такая возможность, военные коменданты железнодорожных станций сразу же отправляли нас. Прибыли на место все здоровыми и полными желания немедленно встать к станкам и делать все для победы. С этой мыслью жили тогда все советские люди, – приводят слова рабочего «Уфимские ведомости». Чуть меньше, чем через год, в январе 1943 года, филиал ржевского завода стал самостоятельным предприятием – Государственным заводом № 85. Тогда же завод переехал в помещение бывшей типографии, а в 1944 году предприятию выделили корпуса, принадлежащие типографии газеты «Октябрьский натиск». А в конце 1945 года завод получил трофейное немецкое оборудование. Несмотря на то, что изначально завод был нацелен на оборонку, в 1946 году предприятие начало выпускать и гражданскую продукцию для нужд населения. В период с 1951 по 1960 годы уфимское предприятие начало выпускать топливно-масляные агрегаты для новых двигателей Уфимского моторостроительного объединения. А в 1956 году на базе завода создано ОКБ «Гидромеханика». В сентябре 1966 года предприятие переименовали в «Гидравлику» и, помимо выпуска газотурбинного двигателя, оно начало производить комплектующие изделия для двигателя автомобиля «Москвич-412». В 1969 году в селе Чекмагуш открылся филиал завода. В 1972 году было создано Уфимское агрегатное объединение «Гидравлика», в состав которого вошли сам завод «Гидравлика», ОКБ «Гидромеханика» и Чекмагушевский механический завод. Под конец XX века на заводе начинают производить газотурбинные двигатели на все типы грузовых, пассажирских самолетов и крупнотоннажных вертолетов. В 2000 годы завод делится на структурные подразделения. А в ноябре 2002 года был утвержден устав Федерального государственного унитарного предприятия Уфимское агрегатное предприятие «Гидравлика». В 2008 году «Гидравлика» становится акционерным обществом, а в июле 2011 года оно вошло в состав госкорпорации «Ростех». Сегодня АО УАП «Гидравлика» разрабатывает и выпускает продукцию авиационного и ракетно-космического назначения. А двигатели, выпускаемые предприятием, устанавливаются на множество самолетов. В число партнеров завода входят многие предприятия России и стран СНГ, а кроме того, «Гидравлика» поставляет свои изделия и в другие страны. Согласно данным сервиса проверки контрагентов Rusprofile, АО УАП «Гидравлика» зарегистрировано в 2011 году в Уфе. Генеральным директором является Виктор Новиков. Предприятие входит в холдинг «Технодинамика» госкорпорации «Ростех». Выручка предприятия за 2021 год составила 3,7 млрд рублей, а прибыль – 250 млн рублей.Кадровый голод Как и УМПО, «Гидравлика» испытывает кадровый голод. В сентябре 2022 года генеральный директор завода Виктор Новиков на оперативном совещании правительства в ЦУР пожаловался на нехватку рабочих рук. – Мы вынуждены у себя внутри предприятия перепрофилировать там, где есть свободные места, дополнительно еще переводить в другие подразделения, там, где квалификация позволяет. Работаем и во вторую смену, в субботу и в воскресенье. Рабочих рук не хватает. Необходимо порядка 400 специалистов, – посетовал гендиректор «Гидравлики». По мнению главы Башкирии Радия Хабирова, это «наша общая проблема» и необходимо поднимать заработную плату. Но, судя по сервису по поиску работы hh.ru, поднимать зарплату на предприятии не спешат. Так, самые низкие зарплаты обещают разнорабочим – от 15 тысяч до 20 тысяч рублей. Оплата труда монтажников, инженеров и операторов чуть выше – от 22 тысяч до 41 тысячи рублей. Больше остальных смогут заработать менеджер по подбору персонала, наладчик станков и манипуляторов, слесарь МСР – от 50 тысяч рублей. Электрогазосварщику обещано от 40 тысяч рублей, а токари, в зависимости от квалификации, смогут получать от 30 до 100 тысяч рублей с перспективой повышения выплат.«Женщины по 200 тысяч уносят» Несмотря на не самые высокие зарплаты, обещаемые предприятием, некоторые сотрудники «Гидравлики» в разговоре с корреспондентом Пруфы.рф рассказали о больших зарплатах. – У нас сотрудники там под 200 тысяч зарабатывают. Да, правда, есть такие зарплаты. Правда, если новый пришел, то первые два месяца будет 35 тысяч, здесь ничего не могу сказать. Но потом будет обязательно постепенно повышение, как пойдет. У нас много работы сейчас, заказов много, – рассказал сотрудник, пожелавший остаться неизвестным. По его словам, люди все равно не идут на завод, так как не верят в большие зарплаты. – Жаль, развиваться у нас можно. Женщины уносят под 200 тысяч. А вот другой наш читатель, наоборот, остался недоволен уровнем зарплаты. – Как бывший работник завода, могу смело заявить: таких зарплат никогда не платили и не будут. Я в 20 лет устроился на завод, году эдак в 2010. Работал более десяти лет и ничего не заработал. Что получал, то и тратил, а накопить или откладывать не получалось. Ну ладно, машины покупал б/у в кредит, потом кредит оплачивал. Как уволился и устроился на другое место – купил тачку в кредит новую. Женился, купил квартиру в ипотеку. Жалею только об одном – что я там делал, до сих пор не могу понять. Почему я раньше не ушел оттуда?Убийство лосей и детский лагерь Стоит отметить, что «Гидравлика» – тот редкий случай, когда репутация предприятия осталась, если не кристально чистой, то не запятнанной громкими скандалами. В 2015 году башкирская природоохранная межрайонная прокуратура возбудила против «Гидравлики» административное дело по статье «Нарушение правил пользования объектами животного мира» Кодекса РФ «Об административных нарушениях». По данным ведомства, в октябре 2014 года предприятие незаконно передало коммерческой фирме разрешения на отстрел четырех лосей в своих угодьях. При этом «Гидравлика» не указала в выданных Минэкологии Башкирии документах сведения об охотнике, а также сроках и месте отстрела. То есть фактически это было признано нарушением правил охоты при отстреле животных и созданием условий для браконьерства. В 2021 году «Гидравлика» продала материальную базу, где располагался летний лагерь «Алые паруса». Информация о продаже лагеря озадачила общественность, а руководство лагеря обращалось к президенту России Владимиру Путину с просьбой сохранить лагерь. За сохранение территории высказывались и власти Башкирии. Как заявлял в октябре 2019 года тогда еще и. о. министра образования республики Айбулат Хажин, власти планировали сохранить территорию для летнего отдыха детей. – Уже высказана позиция, что этот лагерь, в случае решения о продаже его учредителем, будет приобретен в собственность республики, – заявлял он. Однако уже в конце октября 2019 года «непрофильный актив» завод все же выставил на продажу. А в декабре 2021 года «Гидравлика» выставила на продажу детский сад в Советском районе.