С наступлением осенне-зимнего периода, как всегда, обостряется проблема жилищно-коммунального хозяйства, капитального ремонта, текущих ремонтов наших многоквартирных домов. Сфера ЖКХ является, наверное, самой острой проблемой для всего населения, государства и чиновников. Мы сегодня пригласили в нашу редакцию заслуженного работника ЖКХ, бывшего руководителя НОФ «Региональный оператор капитального ремонта РБ». Это Герасимов Борис Павлович. – Здравствуйте. Рад вас видеть. Я думаю, нам есть что сегодня обсудить. Тем не менее, наверное, все-таки начнем со следующего. Давайте объясним нашим зрителям и читателям, что есть разница между капитальным ремонтом наших домов и текущим ремонтом. Как они регулируются, кто их должен производить и каковы источники финансирования этих работ? – Текущий ремонт в составе эксплуатации и содержания, то есть в составе содержания жилого фонда, и там какая-то часть должна выделяться на текущий ремонт. Это мелкие покраски, какие-то мелкие ремонты кровли. А на капитальный ремонт отдельно собирает средства фонд капитального ремонта. Государство определило заказчиком по этим средствам в республике Башкортостан Фонд капитального ремонта. Он производит ремонт по всей республике в жилых многоквартирных домах. – Я так понимаю, система работает следующим образом. На капитальный ремонт собирает отдельные деньги региональный оператор капремонта, их концентрирует, определяет дома, в которых будет проводиться этот ремонт на тот или иной период. Это придумали в нашей республике еще в середине нулевых годов. Потом эту нашу систему взяли за пример в Татарстане. Затем уже Павел Качкаев был инициатором принятия такого закона по всей Российской Федерации. Вы знаете эту предысторию, может, поясним нашим читателям и зрителям? – Впервые фонд капитального ремонта начал работать в Уфе в 2006 году, когда внесли изменение в жилищный кодекс, где собственниками общего имущества стали, не как раньше, муниципалитеты или государственные имущества, а кодекс передал вот это общее имущество домов собственникам. Естественно, после этого все собственники должны были отвечать за общее имущество многоквартирного дома и ремонт общего имущества дома. Закон позволял собирать средства и ремонтировать за счет собственников. – Я правильно понимаю, что это в соответствии с квадратурой каждого собственника? – Да, пропорционально квадратным метрам. Например, часть кровли пропорционально соотносится квадратным метрам, пропорционально – кладка стены. Все пропорционально относится к каждой квартире по ее площади. – Идея, на самом-то деле, была благая и своевременная. У муниципалитетов или региональных бюджетов на это денег не было. Каждый за свою собственность несет ответственность и постепенно деньги аккумулируются. Допустим, что сегодня требует капитального ремонта по списку, оно ремонтируется. Что завтра, то завтра. Я правильно понимаю? Так схема должна работать? – Все эти графики ремонтов и списки на ремонт домов утверждаются Правительством Республики Башкортостан. Региональный оператор подчиняется республике. Вернее, подчиняется непосредственно министерству, а Министерство ЖКХ и Минземимущество РБ являются учредителями. И от имени государства они управляют этим фондом капитального ремонта. Каждый год или на какой-то плановый период собираются специальные комиссии всех причастных чиновников, создаётся вот этот план. Решается, сколько денег и на что будет потрачено. В законе отмечено, что все деньги, которые собраны в каждом муниципалитете, региональный оператор не имеет права тратить на другой муниципалитет. Поэтому каждый муниципалитет сам определяет эти дома, их очередность. Муниципалы тоже несут ответственность за капитальный ремонт, поэтому им дано такое право. Когда все графики муниципалитетов собирают в единый документ, его уже правительство утверждает. – На ваш взгляд, как бывшего руководителя, так воспроизводится идеальная модель? А в реальности как? – Когда в Уфе впервые этот фонд создавался, в большей части домов сантехника была не отремонтирована, все текло, крыши текли. Плюс с заводов, со строительных организаций старые двухэтажки передали. Жилищный фонд был в очень плохом состоянии. И вот, фонд в городе создали в первую очередь для того, чтобы не разрушать дальше то, что есть. И в первую очередь мы ремонтировали крыши и систему водопровода, потому что крыша разрушает, и система водопровода тоже разрушает. В мою бытность, когда я там работал, делали только эти виды ремонта, остальное мы не делали. Что-то бюджет давал. За счет чего должны были вестись остальные виды ремонта, не было четко понятно. Когда региональные операторы были созданы на уровне законодательства России, общая система как-никак заработала. – Хорошо, понятно. Острый вопрос, который у нас в Уфе уже из года в год остается нерешенным – о том, что отключали многим газовое отопление. Это связано с плохим состоянием вентиляционных шахт. А вот ремонт вентиляционных шахт входит в перечень капитального ремонта или не входит? – Об этом законодательство Российской Федерации до конца не говорит, потому что капитальный ремонт должен производиться в общем имуществе многоквартирного дома. Я считаю, этот дымоход, он отдельный для каждой квартиры, и не является общим имуществом многоквартирного дома. И он не может быть отремонтирован за счет средств капитального ремонта. Единственное, что можно сделать во время ремонта, это установить один общий дымоход, вентканал. Если все квартиры будут именно этим дымоходом пользоваться, то это становится общим имуществом. И дальше уже обслуживанием и содержанием вот этого одного дымохода должна заниматься управляющая компания. – А почему так дорого, как нам говорят власти, это все стоит? И такая тупиковая ситуация во многих домах возникла. Это на самом деле так дорого, эти вентканалы почистить, что ли? – Во-первых, они, скорее всего, не забитые. Суть вопроса в том, что они сделаны из кирпича, и вот –в промежутке кирпичей где-то раствор вышел, они сообщаются между собой, за счет этого проходит утечка газа со внутренней стены. Вот в чем проблема. Много способов ремонта, дорогой он или нет, надо уже определиться. Есть технологии, когда просто какой-то шланг несгораемый пускают сверху вниз, и все, и он является дымоходом. Такие технологии на сегодняшний день есть. Могут трубу квадратную опустить. Из жести. А у нас же предлагают в основном футеровку. Это когда должны вот этот канал опять замазать какими-то там механизмами, приспособлениями. Насколько это потом будет выдерживать, что они сделают, не глядя – тоже непонятно. Ну, условно говоря, грязью замазать и все. Вот так получается. Временно. А на самом деле, потом, может быть, через 2-3 года, эта грязь опять отпадет. Надо делать уже по другим технологиям. Кроме того, если я один пользуюсь дымоходом, то, если я живу на первом этаже, мой дымоход от меня и до крыши и выше. А если я живу на пятом этаже, то мой дымоход с пятого этажа на чердак. То есть, моего имущества там мало. Поэтому я считаю, если управляющая компания должна организовать все это, то собирать деньги надо пропорционально. – Все-таки, какие проблемы общего или конкретного характера вы видите в республике, которые связаны именно с действиями регионального оператора по капитальному ремонту? – Например, в 2021 году региональный оператор в качестве заказчика сделал ремонт лестничных клеток у моего соседа по даче. Он обратился ко мне, сказал: «делают некачественно, помоги». Я ему говорю: «напиши заявление и попроси документы по произведенному ремонту». Мы получили эти документы. Я сразу вижу, что смета с актом выполненных объемов работ не совпадает. Мой сосед обратился к эксперту. Из его заключения видно, что контракт заключен на 5,5 млн рублей по ремонту лестничных клеток. В заключении по смете выполнены работы всего на 3 млн рублей. А другие работы, которые не предусмотрены, выполнены на 2,3 миллиона. Министерство делает заключение, что контракт не превысили, и поэтому все законно. А то, что потратили на работы, которые не были заранее запланированы в проекте – они об этом молчат. У меня, как у специалиста, первый вопрос к проектировщику. А как же так? Проектировщик, который изготовил проекты со сметной документацией, несет ответственность за них. Значит, первоначальный контракт должен был быть не на 5,5 млн рублей, а на 3 млн рублей. – Объясним нашим зрителям, как принимаются решения по определенным домам. Какие сметы, сколько смет составляется? Как все должно быть оформлено процедурно, как подрядчик подбирается? – Это конкурсная процедура. Сначала выбирается подрядчик на производство сметы или проектно-сметной документации. После этого она изготавливается. И уже по этой документации региональный оператор объявляет конкурс и выявляет подрядчика, который готов выполнить эти работы. – То есть все должно быть строго по этому проекту? На сколько процентов может быть меньше или больше? – Первоначально Бюджетный и Жилищный кодексы РФ говорят, что нельзя оплачивать работы, не предусмотренные проектно-сметной документацией. Это нецелевое использование бюджетных средств. Жилищный кодекс говорит, что все работы по капитальному ремонту должны выполняться в соответствии с проектной документацией. А смета – это раздел проектно-сметной документации. И антимонопольщики тоже говорят, что все, что проторговано, должно быть четким образом выполнено. – А у вашего соседа реальных работ по проекту было на 3,5 млн рублей, а на 2,5 млн рублей они сделали какие-то непонятные левые работы? – Не на 2,5 млн рублей, а на 2,3 млн рублей. Потом министерство говорит: «Вот ведь они даже сэкономили эти деньги». А то, что 2,3 миллиона потратили незаконно? Ведь законодатель же не просто так запрещает эти схемы, что нельзя производить работу, не предусмотренную сметой. А почему? Потому что здесь работа связана с коррупционными рисками, с хищениями и так далее. Как это может происходить? Вот вы заказчик, я подрядчик, запас денег вроде есть. Я вам говорю: «Вот здесь вот еще можно сделать работу, давайте сделаем». Ну, нет вопросов, я с вами, если что, поделюсь, вы сами знаете каким образом. Какая разница, отлетела там еще дополнительная штукатурка, и мы ее как будто закрасили, забелили, сверху покрасили – и все нормально. А можно вообще ничего не производить, а просто актами закрыть и все. Проектная документация определяет потребность в капитальном ремонте. Если этого в документации нет, то не было потребности в других работах. Можно было на другое потратить. Да. А раз не было потребности, то как же вы выполняете эти работы, ребята? Они потом отписываются, что общее собрание жителей якобы так проголосовало. Но они просто прикрываются жителями. – Давайте здесь подчеркнем – в отличие от текущего ремонта, местные жители не имеют никакого отношения к сметно-проектной документации по капремонту. Я правильно рассуждаю? – Первый вариант. Если собственники копят деньги на спецсчете, в этом случае они еще могут каким-то образом иметь по этим утвержденным сметам право пересмотра. Они и подрядчика выбирают не по конкурсу, они сами с улицы кого-то пригласили, а у регионального оператора таких полномочий нет. У регионального оператора по 615-му постановлению четко прописано, что он должен делать. Когда это постановление выпустили, мне из правительства люди говорили: «как раньше работать вы не будете». Сейчас должна быть четкая ответственность регионального оператора. Все должно быть по смете, никаких отклонений. Текущий ремонт – это текущий ремонт, это содержание. По ним, на самом деле, все решения принимают собственники. А по капитальному ремонту региональный оператор от имени государства собрал деньги с населения, он несет какую-то ответственность за то, чтобы там был порядок, чтобы исключить вот эти разные схемы. Тем более, оно собрало с другого населения. Собрали не только с толстосумов, а с бедных людей, с пенсионеров. – Борис Павлович, вы в прошлом году моему коллеге Денису Мельникову эту историю уже начинали рассказывать. Я понимаю, что вы принципиально для себя хотите по этим двум-трем миллионам историю до логического конца довести. Как изменилась ситуация? – В феврале я писал заявление в прокуратуру. Я повторил это заявление уже в более широком масштабе в мае. Прокуратура отписала эти заявления в МинЖКХ, Казначейство Российской Федерации по РБ и Контрольно-счетную палату. Я получил ответы. Я их направил в прокуратуру, чтобы они дали оценку данным ответам. Прокуратура отписала обратно первым руководителям этих организаций, чтобы они ответили, так как я остался не согласен с первыми их ответами, чтобы мне лично все разъяснили. На эти доводы руководители мне снова дали ответ, что они своих решений не изменили, первоначальные свои заявления подтверждают. Я, естественно, опять написал в прокуратуру повторные заявления, чтобы прокуратура снова дала оценку. Пока не получил реакцию. – А вот вы говорили, еще судебная история по этому поводу есть. – Мой сосед подавал в суд, первоначально он обратился в казначейство. Из федеральных структур две должны курировать фонд капитального ремонта. Это федеральные казначейства и прокуратура. Но казначейство переадресовало письмо в Минфин РБ. Они сказали, что есть соглашение с Минфином РБ, данные полномочия передали ему, и данное ведомство должно проверять, так как деньги вот на эту программу – Республики Башкортостан. Сосед не согласился, он юрист и подал в суд. И в итоге он суд выиграл. Суд обязал казначейство провести проверку и дать мотивированный ответ. Но казначейство дало ответ, что оно проверку произвело, и что нарушений не обнаружено. После этого мой сосед попросил результаты проверки. Здесь они сказали, что по какому-то постановлению якобы не положено давать результаты проверки, и они не дадут. Сосед первую инстанцию суда выиграл, а вторую, уже в апелляции, проиграл. – То есть, получается, государственные органы на вашу просьбу проверить друг друга, дать мотивированный ответ, отвечают: «мы проверили, ничего не обнаружили, но подробно вам отвечать не собираемся». Получается, одно ведомство прикрывает другое, рука руку моет? – КСП РБ вначале ссылалась на казначейство, что казначейство не обнаружило нецелевого использования бюджетных средств. А в последнем письме от казначейства сказано, что они согласны с позицией МинЖКХ. А министерство пишет, что фонд сделал все правильно. – Я прошу прощения. Для наших читателей и зрителей, может быть, эта история покажется какой-то запутанной. Но это только один многоквартирный дом, на котором непонятно куда были потрачены миллионы рублей. Если мы посмотрим все дома, в которых якобы произведен тот или иной объем работ, то речь идет о сотнях и миллиардах рублей. – Позвольте, прикину цифры. В этом случае, по данному дому, 40-45% средств ушло непонятно на что. Если 3,5 миллиарда рублей годовой объем средств на капремонт по РБ, то эти 40% становятся 1,4 млрд рублей, вот о чем речь. За бюджетные деньги, в принципе, должны отвечать прокуратура, правоохранительные органы и министерство. Второй момент по деньгам собственников. Платят пенсионеры, бедные люди. Кроме дома соседа я, по крайней мере, знаю как минимум еще один дом, где точно такая же схема (шепотом, едва слышно, собеседник произносит, что повсеместно так – прим. автора). – Сделаем ремарку. Все эти годы министром ЖКХ был вице-премьер господин Беляев, который был осужден за определенные виды коррупционных преступлений. Я правильно понимаю по хронологии и фамилиям? – Да, было такое. Я просто удивлен, что именно министерство и все органы власти заняли такую позицию (мимикой собеседник дает понять, что на самом деле не удивлен, – прим. автора). – Что бы вы сейчас, Борис Павлович, рекомендовали нашим читателям и слушателям, на что они должны обратить внимание в своей повседневной жизни, когда приходится сталкиваться со сферой ЖКХ, с управляющими компаниями, с капремонтом? Не секрет, что идут жесткие конфликты между различными управляющими компаниями. Собственники толком даже не знают, что за них заочно подписывают различные протоколы. Как людям вообще в этой ситуации действовать? – Я во всех интервью говорил о том, что, все-таки, необходимо разделить функции управления, содержания и обслуживания. Когда управляющая компания будет защищать интересы собственников и управлять обслуживанием и содержанием, тогда у них других забот не будет. Надо выделить тариф на управление, и по этому тарифу получать деньги от собственников и заниматься управлением. Совмещать ни в коем случае нельзя. Потому что у подрядчика совсем другие функции. У него даже в уставе написано – «извлечение прибыли». А прибыль – это что такое? Больше получил денег, меньше выполнил работы. Тем больше у тебя прибыль. Поэтому в данном случае законодательство изначально заложило вот этот конфликт интересов. Но, как бы, никто не запрещает организовать работу так вот, как я говорю. Чтобы управляющие – отдельно, подрядчики – отдельно. И должно быть управляющих компаний, может быть, не так много, а подрядчиков должно быть много. Допустим, один уборкой снега занимается, другой летом метет, третий электрику обслуживает. А управляющая компания должна заниматься подбором подрядчиков, контролем и защитой интересов собственников. А сейчас у нас получается, что она сама себя контролирует, сама себе деньги зарабатывает. А когда два в одном, и даже три в одном, это не совсем хорошо. Те же самые моменты есть и в капитальном ремонте. Я тоже в свое время обращался к нашим депутатам Госдумы РФ – хотя бы «два в одном» разделить. Однако мне не пошли навстречу.