С 1 октября 2023 года в России началось поэтапное увеличение утильсбора, которое, по прогнозам, существенно повлияет на цены на автомобили в стране. Эксперты из издания «Новые известия» сообщили, что утильсбор вырос на 70–80%. Согласно новым правилам, с каждого нового автомобиля, который завозится или производится в России без достаточного уровня локализации, владельцы будут вынуждены доплатить более 250 тысяч рублей. Это лишь первый этап реформы. По словам экспертов, данное увеличение утильсбора приведет к росту цен на иномарки уже в 2025 году на 10–15% по сравнению с текущими ценами. Это обусловлено не только увеличением самого утильсбора, но и изменением рыночной ситуации, где спрос на новые автомобили продолжает оставаться высоким, несмотря на экономические трудности. Министр промышленности и торговли России заявил, что индексация утильсбора будет продолжаться до 2030 года, что неизбежно отразится на конечной стоимости автомобилей для потребителей. Уже сейчас видно, что изменения коснутся наиболее популярных моделей. Если говорить о машинах с объемом двигателя до 2 литров, то через шесть лет утильсбор для них превысит 1 миллион рублей. В свою очередь, эксперты предсказывают, что это может привести к падению спроса на новые автомобили и увеличению доли подержанных машин на рынке. Что касается автомобилей с объемом двигателя от 2 до 3 литров, то здесь ситуация обстоит еще более тревожно. Прогнозируется, что утильсбор для таких машин превысит 3 миллионов рублей. К 2030 году, в случае реализации запланированных повышений утильсбора, автомобили станут гораздо менее доступными для большинства россиян. Поскольку на фоне растущих цен на топливо и обслуживание автомобилей утильсбор станет одним из главных факторов, влияющих на стоимость транспортных средств, многие специалисты уже выражают беспокойство по поводу будущего автомобильного рынка в стране. Автопроизводители также оказываются под давлением: они должны адаптироваться к новым условиям и искать способы снижения производственных затрат. Локализация производства и поиск более дешевых компонентов могут стать ключевыми задачами для компаний в этой новой реальности.