Для любого родителя школьника предвестниками начала осени становятся не желтеющие листья и даже не поход за канцтоварами. Отнюдь, начинается нечто страшнее – оживают родительские школьные чаты. Вот кто-то из пап неожиданно скинул смешное видео про 1 Сентября, через пару дней учительница прислала какой-то список. В другом, всегда параллельно существующем чате без педагога (что называется «без купюр»), уже разгораются споры, сколько денег нужно собрать и какие именно цветы купить. Чего скрывать, родительские чаты часто становятся местом ссор, доходящих до оскорблений. Известны факты, когда виртуальные ссоры становятся реальными и приводят к трагичным последствиям. Провокаторы, или как называют агрессоров в сети – тролли, существуют везде. Как не попасть в их ловушку? Что делать, если вы становитесь свидетелем разгорающегося скандала? Как выстроить общение так, чтобы самому не спровоцировать конфликт? Если учесть, что на каждого ребенка, причем неважно, он в детском саду или уже в школе, у родителя будет как минимум два таких чата, а на каждый кружок, факультатив или спортивную секцию тоже обязательно создадут что-то подобное, то общение в таких мини социумах занимает довольно много времени. Бесконечные уведомления и пустые споры о том, какой длины розы нужно купить на День учителя, в самый разгар рабочего дня могут вывести из себя кого угодно. К тому же само общение в таких мессенджерах не всегда происходит экологично. Единственное, что объединяет людей, которые собрались в чате, – это тот факт, что их дети где-то совместно занимаются. Во всём остальном это люди разного возраста, взглядов на жизнь, образования, социальных сфер и воспитания. И, пожалуй, это самое главное, что необходимо помнить, когда возникает необходимость в общении в родительских чатах. – Общаясь в любых чатах, будь-то родительские или рабочие, важно помнить про экологичность общения. Золотое правило, знакомое нам всем с детства: поступай так, как хочешь, чтобы поступали с тобой. В таких чатах мы находимся на равной позиции, поэтому адекватное общение – это личная ответственность каждого родителя, – рассказала Регина Халфина, медицинский психолог, доктор биологических наук. Помните, что вы онлайн Родительские беседы как раз и созданы для оперативного обмена информацией и обсуждения насущных вопросов. Неудивительно, что мнения могут расходиться, поэтому конфликтные ситуации неизбежны. При этом в онлайн-переписке человек ведет себя не так, как вел бы в реальной жизни. Люди склонны выражать в Сети больше эмоций, делать это более экспрессивно, причем это касается как позитивных, так и негативных тем. Последние даже преобладают, поскольку человек чувствует себя психологически более защищенным, когда находится по ту сторону экрана и пребывает в уверенности, что ему за это ничего не будет. Большинство родителей читают такие беседы на работе, занимаясь домашними делами, стоя в пробке. Чаще всего мимоходом, когда это не особенно удобно, и воспринимается как раздражающий фактор. Порой нехотя, но вместе с информацией выплескивается и негатив. Если в ответ вам скажут нечто аналогичное, то конфликт неизбежен. – Не стоит домысливать за собеседника. Он написал только то, что вы видите на экране. Нет никакой интонации или скрытого подтекста. Если вам кажется, что ситуация накаляется, то переходите на «Я-сообщения». Пишите не о собеседнике, а о себе, о своих чувствах и переживаниях. Помните о разнице между критикой и хамством. Если критикуя человек предлагает другие варианты, свою помощь: «Сертификат в этот магазин бесполезен для учителя. Давайте приобретем в крупном сетевом магазине бытовой техники? У меня там есть скидочная карта, нам обойдется дешевле». Если критика — это просто критика ради того, чтобы высказаться, то это уже – хамство: «Идея с сертификатом никуда не годится, каждый год одно и то же дарим», – подчёркивает Регина Робертовна. Создайте правила и следуйте им Несмотря на банальность, некоторый кодекс правил, который лучше закрепить в чате, способен избавить от многих проблем. Да, вполне возможно, что большинству родителей нет надобности сообщать, что здесь, да и на многих других площадках, не стоит использовать ненормативную лексику, переходить на личности и оскорбления, присылать смешные картинки или видео, рекламировать товары и услуги, записывать голосовые, писать раньше 7 утра и после 11 вечера. Но того самого чьего-то папу, под таинственным «Demon-Daimon», который сыплет смешными гифками день и ночь, вполне можно призвать к порядку, сделав это не обидно, а просто кивнув на правила. В качестве модератора можно выбрать сразу несколько человек, например, из числа тех, кто входит в родительский комитет или некогда создал эту самую группу. После длительных обсуждений и даже споров модератор должен подвести черту, прийти к единому мнению и прекратить весь поток сообщений. Сделать это можно по-разному. Например: «Итак, мы пришли…»; «Правильно я вас понял, что делаем…». Не используйте раздражающие фразы – К моменту, когда мой младший сын отправился в третий класс, уведомления в родительском чате уже давно были отключены. Никаких всплывающих окон или пиликанья. В любом мессенджере можно отключить уведомления конкретного чата. Я стала раз в день заходить в чат, читала сообщения, находила нужную мне информацию среди этих – «У Марата заболел живот, он не придет»; «Гузель оставила пенал, кто его забрал?». А денежные вопросы? Почему три десятка взрослых людей готовы биться в кровь ради разницы в 50 рублей? Все изменилось, когда к нам в класс пришел новенький, и его мама высказала желание стать председателем родительского комитета. Группа тщательно модерируется, все ненужное удаляется. Цвет обертки букета никто не обсуждает в 300 сообщений, она просто покупает то, что нравится ей, а остальным это, оказывается, было и не столь важно, – рассказывает мама двоих сыновей Алина. Из этого следует, что незачем сливать в общий чат то, что можно написать учителю лично: о вынужденном пропуске, о потерянных вещах, ведь всему родительскому сообществу незачем знать о том, что Вадим придет ко второму уроку? – Я даже не знаю, что меня больше раздражает, бесконечное: «Скиньте домашнее задание», «Когда пятый урок заканчивается?» изо дня в день или «Спасибо», «Благодарю» и смайлики с поднятым вверх пальцем, когда на все это им наконец ответили, – рассказывает состоящий в семи родительских чатах и, видимо, очень вовлеченный отец двоих детей Андрей. Недетское пространство Как именно позиционировать себя в Сети – личное дело каждого, но все же, приятнее иметь дело в родительском или рабочем чате с какой-нибудь Верой Пупковой или просто Артуром, нежели Sterffovckoi1990 или Devochka_nyasha. Все это создает определенный ореол таинственности, что способно лишний раз накалить обстановку. – Нельзя сказать, что в родительском чате случались конфликты, – рассказывает мама двоих детей Эльвира. – Но я неоднократно сталкивалась с такой ситуацией, когда выяснялось, что дети в курсе тех или иных тем, которые мы обсуждали в своей беседе. Да, речь идет о 10-11 классах, и многие моменты дети способны, если и не решить самостоятельно, но их мнение берется в расчет. Однажды выяснилось, что одноклассница моего сына регулярно бывает в родительской беседе под аккаунтом мамы и пишет от ее имени сообщения. – Взрослые должны максимально оберегать детей от информации, которая обсуждается в родительском чате. Можно сообщить ему, мол, через две недели планируем отвести вас с классом в цирк, или спросить, а куда ты больше хочешь с ребятами, в кино или в театр? Этого будет достаточно. Не стоит даже упоминать о том, что папа его лучшего друга отказывается сдавать деньги на шторы, а мама их двоечника утомила всех своей бесконечной критикой. Это взрослое пространство, у ребят есть свои чаты, в которых они и общаются, не стоит путать, – уверена Регина Робертовна. Способов борьбы с «произволом» в детских чатах множество. Но у каждого родителя есть выбор – игнорировать или «встать на сторону зла», и став одним из тех активных родителей, кто бегает с покупками цветов учительницы, заказывает книги на весь класс, решает, что положить в новогодние подарки и, да, модерирует чат, установив в нем правила, которые счел нужным он и другие такие же активные родители. Ведь жаловаться и критиковать, не предпринимая ничего для исправления ситуации, как мы выяснили, позиция хамская.